ФОРМИРОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ»

Самойлова О.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование вычислительных навыков это одна из важных задач, которая должна быть решена в результате обучения детей в школе. Большое внимание школа уделяет проблеме формирования осознанных и прочных вычислительных навыков и умений. Программы по математике содержат большой увлекательный материал по проблеме формирования навыков вычислений, но по-прежнему некоторые вопросы освоения навыка арифметических вычислений являются для обучающихся достаточно трудными.

Одной из основных задач обучения математике является формирование у них вычислительных навыков, основой которых является прочное и осознанное освоение приемов письменных и устных вычислений. Вычислительные навыки необходимы в процессе обучения и в практической деятельности каждого человека. Не владея элементарными способами вычислений, невозможно решить ни одной математической задачи.

Данная тема актуальна, так как устные вычислительные навыки необходимы человеку в повседневной деятельности. Именно поэтому учителю нужно формировать у обучающихся вычислительные навыки, используя разнообразные виды устных упражнений.

Проанализировав программу 5-ого класса по математике, можно увидеть, что основными осваиваемыми вычислительными навыками на этом этапе являются: 

- умение выполнять арифметические действия с натуральными (многозначными) числами;

- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; 

- использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;

- округлять числа до произвольно заданного разряда;

- определять порядок действий при вычислении значения выражения.

Многие обучающиеся не обладают достаточным уровнем развития вычислительных навыков. Это обусловлено следующими причинами:

- отсутствие контроля за детьми со стороны родителей при подготовке домашних заданий;

- малоразвитые внимание и память;

- недостаточная подготовка обучающихся за курс начальной школы; 

- отсутствие системы в работе над вычислительными навыками.

Чтобы преодолеть причины возникновения ошибок, на уроках математики используются следующие приемы: 1) игровые моменты и занимательные задачи; 2) тесты; 3) математические диктанты; 4) исследовательские работы; 5) творческие задания и конкурсы. Некоторые приемы могут применяться при работе со всем классом, а другие приемы, направленные на развитие памяти, мышления и внимания, могут применяться при работе только с группой обучающихся по результатам тестирования.

В своей работе педагоги придерживаются определенных принципов. Наиболее важный принцип из всех можно сформулировать следующим образом: на каждом уроке работа в классе должна выполняться не учителем и группой успевающих обучающихся, а всем классом. Таким образом, нужно создать определенную ситуацию «успеха», при которой каждый обучающийся сможет почувствовать себя участником учебного процесса. Так как одна из задач педагога заключается не в доказательстве того, что обучающийся ничего не знает или слабо что-то знает, а в том, что он может учиться лучше и что у него все получится. Необходимо помочь обучающемуся поверить в собственные силы, мотивировать его на учебу.

Чтобы выполнить эту задачу на уроках математики используются игры. В игре привлекает определенная задача и трудности, которые нужно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Даже Л.С. Выготский отмечал, что игра – это «источник развития и создает зону ближайшего развития». В первую очередь, применение игр предназначено для того, чтобы заинтересовать пассивную часть класса, которая очень редко принимает участие в работе на уроке. Отсюда следует, что на начальном этапе, при введении дидактических игр в практику урока, представляется целесообразным применять игры, которые не требуют глубокого понимания и знания определенного материала. В этом случае назначение дидактических игр состоит в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в придании уроку более неформального характера. Постепенно назначение дидактических игр изменяется. Игры начинают применяться, чтобы проверить полученные знания посредством решения нестандартных задач в интересной для обучающихся форме. Во время игры действующим лицом в группе на уроке становятся сами обучающиеся, а не преподаватель. В качестве примеров приведем несколько игр, которые направлены на развитие способностей обучающихся.

Игра «Запомни числа».

Цель игры: развитие внимания, памяти учащихся и коммунальных способностей.

Условия игры. Учитель называет какое-либо число. Первый ученик повторяет это число и называет свое. Каждый следующий повторяет ранее названные числа и называет свое. Интерес игры в ее соревновательном характере: кто сможет запомнить больше чисел. Игра продолжается до первой ошибки. Эту игру можно использовать в самом начале урока, так как она помогает ученикам настроится на рабочий лад, создать хорошее настроение.

Игра «Пропусти число».

Цель игры: развитие внимания учащихся и оценка знаний, полученных на предыдущих уроках.

Условия игры. Учитель предлагает учащимся по очереди называть вслух в порядке возрастания числа, начиная с 0 или 1, причем числа, содержащие 3 или кратные 3, следует пропускать. Ученик, назвавший запрещенное число, выбывает. Побеждает тот, кто остается последним. Условия можно менять, в зависимости от изучаемой темы.

Просмотров работы: 3