Эксплуатация зданий осуществляется в соответствии со ст. 13. ФЗ-384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: при эксплуатации зданий должен быть исключен нерациональный расход энергоресурсов.
Мероприятия, которые необходимо осуществлять по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий, прописаны в СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденных Приказом Минстроя России от 24.08.2016 № 590/пр. К ним относятся:
- эксплуатационные мероприятия (поддержание проектного класса энергоэффективности);
- организационно-технические (оптимизация энергетических и иных ресурсов – представлены на рис. 1);
- технико-технологические мероприятия (поддержание проектного класса теплозащиты).
Класс энергетической эффективности зданий и сооружений определяется в соответствии с действующим законодательством:
- при сдаче-приемке в эксплуатацию новостроя на основе обязательного инструментального контроля нормируемых энергетических показателей здания в соответствии с ГОСТ 31532-2012 и ГОСТ 31168-2014 (в т.ч., энергопотребление на отопление и вентиляцию).
- зданий и сооружений уже находящихся в эксплуатации по результатам энергетического обследования.
Начиная с 2014-го г. (ранее такая информация в нашей стране не собиралась), ежегодно Минстрой России осуществляет экономический анализ общего состояния энерго- и ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий в ЖКХ по нижеследующим удельным показателям потребления энергоресурсов, а также официальной статистической информации о численности населения:
- расход воды населением, м3 на человека;
- расход тепловой энергии в МКЖД, Гкал/м2;
- расход электроэнергии на общие нужды в МКЖД, кВт·ч/м2 (в табл. 1 представлены значения показателей за 2014-2016 гг.).
Рис. 1. Организационно-технические мероприятия по оптимизации расхода энергоресурсов
Таблица 1
Удельные показатели потребления энергетических ресурсов в сфере ЖКХ
Показатели |
Годы |
Вода, м3на 1 чел. |
Теплоэнергия в МКЖД, Гкал/м2 |
Электроэнергия, кВт·ч/м2 |
Россия в целом |
2014 |
50,3 |
0,24 |
– |
2015 |
49,1 |
0,21 |
21,0 |
|
2016 |
48,2 |
0,22 |
26,4 |
|
Ц Ф О |
2014 |
60,9 |
0,22 |
– |
2015 |
57,8 |
0,18 |
16,5 |
|
2016 |
56,8 |
0,23 |
34,2 |
Анализ представленных данных в табл. 1 свидетельствует о колебаниях в потреблении основных видов ресурсов: водопотребление снижается; потребление электроэнергии стабильно возрастает (отчасти потому, что растет силовая нагрузка в связи с развитием высотного домостроения в ЦФО); колебания в значениях потребления тепловой энергии обусловлены как природно-климатическими условиями, так и состоянием их инженерной инфраструктуры.
Недостаточно результативное и эффективное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий обусловлено несовершенством экономико-правовой базы, низким стимулированием производителей и потребителей энергоресурсов к снижению своих затрат.
Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр были разработаны и утверждены «Правила определения класса энергетической эффективности МКЖД», Минстроем России было утверждено Распоряжение Правительства РФ от 01.09.2016 № 1853-р.
Принятые вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволило уже во второй половине 2016 г. весьма существенно изменить ситуацию в положительную сторону. В частности, 70,6 % из 3599 МКЖД, введенных в период с 22.08.2016 по 31.08.2016, получили наивысший класс энергоэффективности (А++, А+, А и В). Однако в реальной хозяйственной практике современного жилищного строительства заявленные застройщиками классы энергоэффективности и фактические не всегда совпадают: в погоне за прибылью многие девелоперы не обеспечивают их полное соответствие.
«Для численной оценки пределов влияния выявляемых в процессе исследований на предмет расхождения фактических и проектных значений удельного энергопотребления зданий разрабатываются необходимые математические модели и средства их компьютерной реализации. Эти модели позволяют учитывать влияние на удельное энергопотребление жилых зданий ряда ключевых характеристик: поступление тепла от солнечных лучей в отопительный период в условиях климата Москвы; выделений тепла от бытовых приборов в новострое при различной плотности их заселения; влажности наружных стен и процессов, связанных с их осушением и т.д.»
При разработке мероприятий государственной политики РФ в области снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности зданий и сооружений весьма актуальным и перспективным является изучение мирового опыта по снижению энергоемкости.
В ряде европейских стран, США, Канаде для достижения целей в области энергосбережения ведется многолетняя целенаправленная работа частного бизнеса, стимулируемого правительствами этих государств.
Во многом интерес заинтересованных структур к этому направлению на Западе обусловлен надвигающейся угрозой «топливного голода», возрастанием потребности в энергоресурсах, существенно опережающим прирост их добычи, а также одновременным загрязнением окружающей среды. Все эти факторы вынуждают западные правительства и частный бизнес обратить свои взоры на поиск возможностей альтернативных источников энергии.
Стратегическим приоритетом развитых и многих развивающихся стран в политике энергосбережения является кардинальное повышение эффективности использования энергии и снижение энергоемкости производств, зданий и сооружений. В частности, многие из них в настоящее время ставят себе задачу снижения энергоемкости ВВП к 2050 г. на 50 %; страны Евросоюза планируют снизить энергоемкость ВВП на 20%, а Китай – на 40.
Результаты исследований мирового опыта свидетельствуют также и о том, что программы энергоэффективности крупных госкомпаний, в частности, Евросоюза характеризуются наличием весьма значительного числа ключевых показателей, задаваемых сквозным образом для всех бизнес-структур на основе директив Еврокомиссии. При этом на уровне самих бизнес-структур в сфере ЖКХ, обеспечивается декомпозиция ключевых показателей на технологические показатели и определяются мероприятия, необходимые для их достижения в рамках программно-целевого планирования.
Кроме финансово-экономических показателей для действующих в сфере ЖКХ компаний государственными органами власти различного уровня устанавливаются такие целевые показатели, как надежность, качество продукции, инновационное развитие, сокращение издержек и цены, экология, энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Для их расчета государственными органами для бизнес-структур помимо форматов программ разрабатываются и внедряются методические материалы, системы показателей, способы стимулирования и контроля.
Важным является понимание ответственными работниками органов законодательной и исполнительной власти всех уровней того, что, каким бы позитивным не был опыт, накопленный той или иной страной, применять его в России, копируя в формате «один-в-один» недопустимо. Следует помнить, что переносить его в российские условия можно только при условии адаптации к нашей специфике, менталитету, укладу жизни.
С учетом оценки сложившейся ситуации в РФ и возможностей использования зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нашей стране предстоит решить ряд задач весьма значимых, актуальных и достаточно амбициозных:
1. Реформирование системы управления процессами снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности зданий. В этих целях необходимо отказаться от декларативного подхода и повсеместно перейти к наполнению действующих и разрабатываемых в настоящее время государственных программ конкретными и измеримыми показателями в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
2. Стратегическим направлением технологического регулирования, обладающим весьма значительным потенциалом экономии энергоресурсов, по мнению профессионального и экспертного сообщества, является повышение энергоэффективности промышленного и гражданского строительства, капремонта, а также эксплуатируемых зданий и сооружений. По аналогии с американской программой «Энергетическая звезда» следует обязать федеральные, региональные и муниципальные органы власти, осуществляющие госзакупки, не только формировать перечни товаров (услуг), в отношении которых устанавливаются требования энергоэффективности, но и обеспечить исключительно их приобретение.
3. Развивать практику финансового стимулирования организаций, которые активно занимаются внедрением ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий. В этих целях следует считать перспективной разработку механизмов стимулирования привлечения инвестиций на основе энергосервисных договоров.