Вопросы энергоэффективности при эксплуатации жилых зданий - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Вопросы энергоэффективности при эксплуатации жилых зданий

Ларионова Ю.В. 1, Агеева А.М. 1
1НИУ МГСУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эксплуатация зданий осуществляется в соответствии со ст. 13. ФЗ-384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»: при эксплуатации зданий должен быть исключен нерациональный расход энергоресурсов.

Мероприятия, которые необходимо осуществлять по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий, прописаны в СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», утвержденных Приказом Минстроя России от 24.08.2016 № 590/пр. К ним относятся:

- эксплуатационные мероприятия (поддержание проектного класса энергоэффективности);

- организационно-технические (оптимизация энергетических и иных ресурсов – представлены на рис. 1);

- технико-технологические мероприятия (поддержание проектного класса теплозащиты).

Класс энергетической эффективности зданий и сооружений определяется в соответствии с действующим законодательством:

- при сдаче-приемке в эксплуатацию новостроя на основе обязательного инструментального контроля нормируемых энергетических показателей здания в соответствии с ГОСТ 31532-2012 и ГОСТ 31168-2014 (в т.ч., энергопотребление на отопление и вентиляцию).

- зданий и сооружений уже находящихся в эксплуатации по результатам энергетического обследования.

Начиная с 2014-го г. (ранее такая информация в нашей стране не собиралась), ежегодно Минстрой России осуществляет экономический анализ общего состояния энерго- и ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий в ЖКХ по нижеследующим удельным показателям потребления энергоресурсов, а также официальной статистической информации о численности населения:

- расход воды населением, м3 на человека;

- расход тепловой энергии в МКЖД, Гкал/м2;

- расход электроэнергии на общие нужды в МКЖД, кВт·ч/м2 (в табл. 1 представлены значения показателей за 2014-2016 гг.).

Рис. 1. Организационно-технические мероприятия по оптимизации расхода энергоресурсов

Таблица 1

Удельные показатели потребления энергетических ресурсов в сфере ЖКХ

Показатели

Годы

Вода,

м3на 1 чел.

Теплоэнергия в МКЖД, Гкал/м2

Электроэнергия, кВт·ч/м2

Россия в целом

2014

50,3

0,24

2015

49,1

0,21

21,0

2016

48,2

0,22

26,4

Ц Ф О

2014

60,9

0,22

2015

57,8

0,18

16,5

2016

56,8

0,23

34,2

Анализ представленных данных в табл. 1 свидетельствует о колебаниях в потреблении основных видов ресурсов: водопотребление снижается; потребление электроэнергии стабильно возрастает (отчасти потому, что растет силовая нагрузка в связи с развитием высотного домостроения в ЦФО); колебания в значениях потребления тепловой энергии обусловлены как природно-климатическими условиями, так и состоянием их инженерной инфраструктуры.

Недостаточно результативное и эффективное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий обусловлено несовершенством экономико-правовой базы, низким стимулированием производителей и потребителей энергоресурсов к снижению своих затрат.

Приказом Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр были разработаны и утверждены «Правила определения класса энергетической эффективности МКЖД», Минстроем России было утверждено Распоряжение Правительства РФ от 01.09.2016 № 1853-р.

Принятые вышеперечисленных нормативно-правовых актов позволило уже во второй половине 2016 г. весьма существенно изменить ситуацию в положительную сторону. В частности, 70,6 % из 3599 МКЖД, введенных в период с 22.08.2016 по 31.08.2016, получили наивысший класс энергоэффективности (А++, А+, А и В). Однако в реальной хозяйственной практике современного жилищного строительства заявленные застройщиками классы энергоэффективности и фактические не всегда совпадают: в погоне за прибылью многие девелоперы не обеспечивают их полное соответствие.

«Для численной оценки пределов влияния выявляемых в процессе исследований на предмет расхождения фактических и проектных значений удельного энергопотребления зданий разрабатываются необходимые математические модели и средства их компьютерной реализации. Эти модели позволяют учитывать влияние на удельное энергопотребление жилых зданий ряда ключевых характеристик: поступление тепла от солнечных лучей в отопительный период в условиях климата Москвы; выделений тепла от бытовых приборов в новострое при различной плотности их заселения; влажности наружных стен и процессов, связанных с их осушением и т.д.»

При разработке мероприятий государственной политики РФ в области снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности зданий и сооружений весьма актуальным и перспективным является изучение мирового опыта по снижению энергоемкости.

В ряде европейских стран, США, Канаде для достижения целей в области энергосбережения ведется многолетняя целенаправленная работа частного бизнеса, стимулируемого правительствами этих государств.

Во многом интерес заинтересованных структур к этому направлению на Западе обусловлен надвигающейся угрозой «топливного голода», возрастанием потребности в энергоресурсах, существенно опережающим прирост их добычи, а также одновременным загрязнением окружающей среды. Все эти факторы вынуждают западные правительства и частный бизнес обратить свои взоры на поиск возможностей альтернативных источников энергии.

Стратегическим приоритетом развитых и многих развивающихся стран в политике энергосбережения является кардинальное повышение эффективности использования энергии и снижение энергоемкости производств, зданий и сооружений. В частности, многие из них в настоящее время ставят себе задачу снижения энергоемкости ВВП к 2050 г. на 50 %; страны Евросоюза планируют снизить энергоемкость ВВП на 20%, а Китай – на 40.

Результаты исследований мирового опыта свидетельствуют также и о том, что программы энергоэффективности крупных госкомпаний, в частности, Евросоюза характеризуются наличием весьма значительного числа ключевых показателей, задаваемых сквозным образом для всех бизнес-структур на основе директив Еврокомиссии. При этом на уровне самих бизнес-структур в сфере ЖКХ, обеспечивается декомпозиция ключевых показателей на технологические показатели и определяются мероприятия, необходимые для их достижения в рамках программно-целевого планирования.

Кроме финансово-экономических показателей для действующих в сфере ЖКХ компаний государственными органами власти различного уровня устанавливаются такие целевые показатели, как надежность, качество продукции, инновационное развитие, сокращение издержек и цены, экология, энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Для их расчета государственными органами для бизнес-структур помимо форматов программ разрабатываются и внедряются методические материалы, системы показателей, способы стимулирования и контроля.

Важным является понимание ответственными работниками органов законодательной и исполнительной власти всех уровней того, что, каким бы позитивным не был опыт, накопленный той или иной страной, применять его в России, копируя в формате «один-в-один» недопустимо. Следует помнить, что переносить его в российские условия можно только при условии адаптации к нашей специфике, менталитету, укладу жизни.

С учетом оценки сложившейся ситуации в РФ и возможностей использования зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности нашей стране предстоит решить ряд задач весьма значимых, актуальных и достаточно амбициозных:

1. Реформирование системы управления процессами снижения энергопотребления и повышения энергоэффективности зданий. В этих целях необходимо отказаться от декларативного подхода и повсеместно перейти к наполнению действующих и разрабатываемых в настоящее время государственных программ конкретными и измеримыми показателями в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

2. Стратегическим направлением технологического регулирования, обладающим весьма значительным потенциалом экономии энергоресурсов, по мнению профессионального и экспертного сообщества, является повышение энергоэффективности промышленного и гражданского строительства, капремонта, а также эксплуатируемых зданий и сооружений. По аналогии с американской программой «Энергетическая звезда» следует обязать федеральные, региональные и муниципальные органы власти, осуществляющие госзакупки, не только формировать перечни товаров (услуг), в отношении которых устанавливаются требования энергоэффективности, но и обеспечить исключительно их приобретение.

3. Развивать практику финансового стимулирования организаций, которые активно занимаются внедрением ресурсосберегающих технологий при эксплуатации зданий. В этих целях следует считать перспективной разработку механизмов стимулирования привлечения инвестиций на основе энергосервисных договоров.

Просмотров работы: 6