ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ

Трошина С.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ко второму десятилетию XXI века в Российской Федерации сложилось развитое информационное общество. Его главный ресурс – информация – стал важнейшим личным и политическим правом человека, закреплённым в Конституции РФ [1].

В нашей стране изобретается и внедряется в общественные массы всё большее количество различных технологий, способных не только эффективно передавать все виды информации, но упрощать работу в различных сферах общественной жизни: в политике, образовании, здравоохранении и других. Сегодня такая тенденция продолжает сохраняться: так Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало в январе 2018 года проект постановления правительства, предусматривающий увеличение финансирования государственного проекта «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» на 41,77 миллиарда рублей.

Огромное значение информационного ресурса, циркулирующего в средствах массовой информации, не вызывает сомнений. Недаром СМИ были названы четвёртой ветвью власти.

С самого рождения средства массовой информации сопровождают человека на его жизненном пути: они служат средством общения, получения новых знаний, развлечения, являются рабочим материалом. Таким образом, одной из основных составляющих социализации человека в XXI веке составляет именно СМИ. А это значит, что средства массовой информации могут оказывать прямое влияние на выбор, мнение, мировоззрение человека, его психоэмоциональное состояние и, как следствие, его социальное поведение.

Подобному воздействию наиболее сильно подвержена молодёжь, главным спутником жизни которой является такой популярный вид СМИ, как Интернет. По результатам опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения 17 сентября 2018 года, доля пользователей СМИ, в частности интернет-пользователей в России составляет 81% граждан. В том числе 65% выходят в сеть ежедневно. Среди россиян от 18 до 24 лет этот показатель составляет 97%. Эти данные являются прямым показателем важности средств массовой информации в жизни молодёжи.

Однако воздействие СМИ имеет не только положительную сторону: По мнению исследователей, неконтролируемая свобода средств массовой информации, начавшаяся с конца 80-х, начале 90-х гг., привела к тому, что информация, передаваемая ими, стала нести в себе существенный отрицательный потенциал. Специалисты отмечают, что за последние шесть лет уровень девиантного поведения среди молодых людей под влиянием СМИ значительно повысился.

Игнорирование или несвоевременная реакция на проявление девиантного социального поведения среди молодёжи может обернуться возникновением очагов массовых общественных беспорядков и преступлений. Например, митинг «Жёлтых жилетов» во Франции в ноябре 2018 года перешёл в массовые беспорядки, сопровождающиеся драками, вандализмом, арестами и гибелью людей. Катализатором послужили сообщения и агитации в средствах массовой информации, за счёт которых увеличилось количество участников и уровень агрессии среди населения.

Именно поэтому одной их широких и важнейших задач социальных работников, а также специалистов смежных областей, является изучение влияния СМИ на социальное поведение людей, в особенности молодёжи, что обуславливает актуальность выбранной темы научного исследования.

Для практического исследования данной темы была проведена диагностика социального поведения студенческой молодёжи Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. Определение характера социального поведения молодёжи УлГПУ проходило по трём основным индикативным показателям: саморегуляции, эмоционального состояния и социальной активности. Выборка: 50 студентов в возрасте от 18 до 25 лет.

1.Методика диагностики саморегуляции молодёжи «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [4].

Методика представляет собой опросник, созданный в 1988 году в Психологическом институте РАО в лаборатории психологии саморегуляции.

Результаты диагностики саморегуляции показали, что студенты УлГПУ не могут в полной мере регулировать своё поведение в сложных ситуациях: они легко поддаются давлению со стороны, ими нередко управляют эмоции, часто возникает трудность в принятии взвешенного решения, склонны к искажённому восприятию реального положения дел.

Такие факторы приводят к увеличению риска попадания под негативное влияние средств массовой информации, окружающих студенческую молодёжь. Последние, в свою очередь, могут спровоцировать состояние аффекта у молодых людей, привести к необдуманным поступкам, натолкнуть на противоправные действия и другим формам девиантного социального поведения.

2.Методика диагностики эмоционального состояния молодёжи Е. П. Ильина [3].

Данная методика представляет собой опросник «Характеристики эмоциональности», состоящий из 32 вопросов с выбором ответов «Да» и «Нет».

Анализ результатов показал, что СМИ, одним из способов передачи и усвоения информации которых является воздействие на эмоциональное поле человека, также могут негативно сказаться на социальном поведении студентов УлГПУ, не имеющих достаточного навыка контроля над своей эмоциональной сферой и не умеющих сортировать вредоносный информационный поток от полезного.

3.Методика диагностики социальной активности молодёжи «Социальная активность глазами студентов УлГПУ».

Была создана авторская анкета, рассматривающая социальную активность молодёжи как одной из неотъемлемых составляющих социального поведения. Анкета состоит из 10 вопросов: развёрнутых и предполагающих выбор одного варианта ответа.

В ходе проведения исследования было выявлено большое количество студентов, нуждающихся в самореализации. Это подтверждает тот факт, что молодые люди ещё находятся на этапе социализации: пробуют на себе новые социальные роли, ищут, где применить свои умения и таланты. Если молодые люди не будут знать, где и в чем себя проявить, это коренным образом может сказаться стимулах их поведения, психологическом состоянии и прочих факторах, которые, как следствие, могут привести к изменению социального поведения человека. Именно поэтому важно поддержать интерес молодёжи к социальной активности.

Диагностика индикативного показателя «социальная активность» молодёжи показала, что далеко не все студенты привлечены к данному виду деятельности, хотя многие из них испытывают потребность в самореализации. Чтобы предотвратить возможное возникновение негативного влияния одного из неотъемлемых компонентов социального поведения молодёжи, необходимо провести работу по повышению уровня социальной активности студентов, тем более, что многие из студентов проявили готовность к соучастию в этом процессе.

Таким образом, в ходе проведения первичной диагностики социального поведения молодёжи, был выявлен низкий уровень саморегуляции, низкий отсутствие эмоциональной стабильности и невысокий уровень вовлеченности студентов в социальную активность. Для предотвращения негативного влияния средств массовой информации на индикативные показатели, и включения СМИ как эффективного инструмента для их повышения и улучшения, необходима разработка и реализация социального проекта по корректированию социального поведения студенческой молодёжи посредством СМИ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 05.02.2014) // Собрание Законодательства, 2014, ст. 29.

2. Жаданов, А. Ю. Тенденции социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – №4 (20). – С. 165-168.

3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства // Мастера психологии. – СПб: Питер, 2001.– 752 с: ил.

4. Моросанова, В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 118-127.

5. Сергеев, Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. – 7 с.

Просмотров работы: 17