Российская Федерация осуществляет сотрудничество с целым рядом международных валютно-кредитных и финансовых институтов. Один из ключевых - Международный валютный фонд.
Россия является одним из членов Международного валютного фонда с мая 1992 года. С самого начала своего участия в Фонде Россия кардинальным образом поменяла свой статус, перейдя при том от роли реципиента средств к полноценному партнерству. Доля квот нашей страны (quota shares) по состоянию на 2017 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,72%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 130,4 или 2,61% от общего числа голосов в Фонде.
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.
В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд. долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд. долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд. долл. на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд. долл.
В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл.), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено.
В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл., первый и последний транш которого (640 млн. долл.) был получен в том же месяце.
В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ.
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл.), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией [4].
В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа СДР, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено СДР на сумму более 1,2 млрд. долл. США (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с данным законом, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 года – Резервный фонд) [2].
В 2010 г. на Сеульском саммите «Группы двадцати» была инициирована реформа МВФ и международной финансовой архитектуры в целом. Пакет реформ включал: удвоение уставного капитала МВФ с перераспределением относительных квот и голосов от развитых стран к развивающимся и государствам с формирующимися рынками, принятие поправки к Уставу МВФ о переходе к полностью выбираемому Совету директоров, а также пересмотр формулы расчета страновых квот.
После проведения реформы доля стран БРИКС в Фонде увеличилась на 3,46%, до 14,89% и максимально приблизилась к пороговому показателю (15%), когда можно использовать право вето по вопросам, связанным с изменением уставных документов [1].
В начале сентября 2017 г. Совет директоров МВФ обсудил два взаимосвязанных вопроса, касающихся 15-го пересмотра квот МВФ: о реформе формулы расчета квот стран-членов МВФ и о необходимом и достаточном размере финансовых ресурсов МВФ. Дискуссия показала, что развитые страны фактически стремятся сохранить статус-кво, в то время как развивающиеся государства настаивают на решениях, которые приведут к увеличению размера капитала МВФ и перераспределению квот в пользу недопредставленных стран, прежде всего Китая и Индии. По мнению развивающихся стран, нынешняя квотная формула неудовлетворительна и должна быть существенно пересмотрена, особая роль при расчете квоты должна отводиться показателю ВВП, особенно ВВП по паритету покупательной способности, при этом указывается необходимость уменьшения относительного веса openness, и отказа от variability [3].
В октябре 2018 года Международный валютный фонд опубликовал регулярный аналитический доклад о перспективах мировой экономики World Economic Outlook, повысив прогноз по темпам экономического роста в РФ на 2019 год. Там ожидали, что темпы роста ВВП России в 2019 году составят 1,8% — благодаря ценам на нефть и повышению внутреннего спроса.
Но уже в январе 2019 года Международный валютный фонд снизил прогнозы роста до 1,6%. Недостаток инвестиций, инфляция и санкции, по мнению экспертов МВФ, не дадут экономике вырасти. В правительстве начали говорить о возможном падении темпов роста мировой экономики, что неизбежно ударит и по РФ. В следующем году рост экономики будет 1,7%. Об этом говорится в новом докладе Международного валютного фонда.
Таким образом, МВФ ухудшил свой октябрьский прогноз роста экономики России в 2019 году на 0,2 п.п., прогноз для 2020 года снизился на 0,1 процентного пункта.
Список использованных источников.
Кокин А.С. Система международных межбанковских расчётов БРИКС: организационные и экономические аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2015. – №6-7. – С.39-51.
Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – №11. – С.18-29.
Рыжова Н. Последствия реформ внешнеэкономической деятельности для приграничных регионов России: политэкономический анализ // Вопросы экономики. – 2014. – №12. – С.118-138.
Официальный сайт Министерства Иностранных Дел России. – URL: http://www.mid.ru/ru.