ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Зудилова А.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С каждым годом окружающая нас действительность меняется все больше. Изменениям поддаются политические, экономические и, естественно, социальные условия жизни общества. В наши дни социум не может существовать без достаточной адаптации и социализации всех его членов. В связи с этим, образовательная система также претерпевает многочисленные изменения. К числу подобных изменений относится и категория требований, заключающаяся в формировании таких условий процесса обучения и воспитания, при которых все учащиеся, в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), пройдут полноценный путь адаптации и интеграции в общество. Именно в этом и заключается цель такого явления, как инклюзивное образование.

Необходимость создания инклюзивного образования также можно подчеркнуть данными Федеральной службы государственной статистики. На 2016 год общая численность инвалидов составляет порядка 12,7 млн. человек, на 2017 год этот показатель составляет 12,2 млн. человек. В 2018 году показатель достиг отметки 12,1 млн. человек. Однако, несмотря на то, что общая численность инвалидов с каждым годом становится все меньше, мы можем наблюдать рост численности такой категории лиц, как дети-инвалиды. На 2016 год отметка достигала 617 тыс. человек, на 2017 год – 636 тыс. человек, в 2018 году данная цифра возросла до отметки в 651 тыс. человек.

С философской точки зрения инклюзивное образование рассматривали такие авторы, как Пургина Е.И., Яковлева Е.Л. Педагогические аспекты инклюзивного образования освещены в работах Ахметовой Д.З., Горыниной Е.С. Инклюзивное образование в контексте психологии раскрывается в трудах Юсуповой Г.В., Шакировой Г.Ф. Социально-правовые аспекты инклюзивного образования раскрыты в исследовании Г.Н. Пенина.

Так, Стуре Т.К., Гуслова М.Н., Обухова Л.Ф., Рябова Т.В. в своей работе «Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов» отмечают, что молодые люди с ОВЗ, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, часто оказываются замкнуты и отгорожены от сверстников без ограниченных возможностей [2]. Причиной подобного поведения является достаточно большой спектр факторов. Например, отсутствие доверия к окружающему миру и социальной среде, а также навыков общения, неустойчивая отрицательная самооценка, недостаток мотивации и пр. Все это является следствием социальной дезадаптации лиц с ОВЗ. Именно к решению этой проблемы стремится инклюзивное образование.

В своем исследовании Косикова Л.В. утверждает, что между детьми-инвалидами и обычными детьми в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Автор также отмечает, что родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество для наиболее успешной социальной адаптации [3]. При реализации инклюзивной практики, как уже говорилось ранее, преимущества получают все участники образовательного процесса: дети с ОВЗ приобретают навыки общения и проходят стадии полноценной адаптации к окружающей их действительности, у детей без особенностей в развитии развиваются нравственные качества, а также активность и самостоятельность. Инклюзивной подход для педагога, в идеале, подразумевает оказание индивидуальной поддержки всем ученикам, но при этом отсутствие деления учеников на специальные группы.

В своей работе Копылова Т.П. замечает, что в статье 43 Конституции РФ закреплено право каждого на образование. Родителям предоставляется право выбирать образовательные учреждения, формы обучения, быть активными участниками образовательного процесса. Несмотря на то, что с 1 сентября 2016 года в Российских школах начал действовать ФГОС инклюзивного образования, системное внедрение практики инклюзии происходит медленно. В связи с тем, что современная школа ориентирована на детей, которые способны обучаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, мы полагаем, что эффективность реализации инклюзивного образования зависит от изменений в обществе на нравственном уровне, а так же от психологической готовности самих родителей к процессу обучения в условиях инклюзии [4].

В последние годы в нашей стране стали намного чаще упоминать о значении инклюзивного образования как для индивида в частности, так и для общества в целом. С 1 сентября 2013 года в силу вступил закон «Об образовании в РФ», который предоставляет детям с особыми образовательными потребностями возможность посещать учебные заведения и получать знания совместно с детьми без ОВЗ [1]. При внедрении «включенного образования» выигрывают все участники образовательного процесса: от детей с особенностями развития и их родителей – до педагогов и детей, не имеющих ограниченных возможностей. Однако на практике довольно часто создание подобных условий гармоничного обучения и воспитания оказывается либо неккоректным, либо попросту невозможным. Причиной подобной неутешительной ситуации является достаточно большое проблемное поле, куда относятся:

- неготовность общества к принятию совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограниченных возможностей;
- дефицит квалифицированных педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов;

- неосведомленность родителей как детей с ОВЗ, так и родителей, чьи дети не имеют ограниченных возможностей о существовании и общих принципах функционирования инклюзивного образования, следствием чего является негативное отношение к инклюзивному обучению. В нашей работе более детально рассмотрим последний круг проблем.

На базе МБДОУ детский сад № 139 «Яблонька» и МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 15 им. Героя Советского Союза Д.Я. Старостина» нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление отношения родителей детей с ОВЗ, а также родителей, чьи дети не имею особых образовательных потребностей, к инклюзивному образованию как к общему закономерному явлению, а также к его реализации в данных учреждениях.

Всего в опросе участвовало двадцать пять респондентов. Преимущественно участие принимали женщины, возраст которых варьируется от 29 до 45 лет. С целью их диагностики была разработана анкета, вопросы которой сгруппированы в определенные блоки.

Раздел первый направлен на выявление уровня знакомства родителей с основными принципами и сущностью инклюзивного образования в целом. На данную категорию вопросов ответило около 60% респондентов, что свидетельствует о том, что достаточно большая доля родителей не знакома с самим понятием инклюзии.

Анкета представляет собой три блока вопросов, причем два последующих предназначены для разных категорий родителей. Блок 1 – вопросы для родителей, чьи дети имеют отграниченные возможности здоровья. Он состоит из восьми вопросов как открытого, так и закрытого типа. Благодаря блоку 1, мы можем выяснить как, по мнению родителей, должна решаться проблема адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе, установить категории факторов, мешающих ребенку с ОВЗ успешно пройти процесс интеграции в среду сверстников без ограниченных возможностей. Также данный блок вопросов демонстрирует изменение отношения родителей детей с ОВЗ к инклюзивному образованию. Результаты показывают, что с течением времени отношение родителей изменяется в лучшую сторону. На вопрос о преимуществах, приобретенных детьми с ОВЗ в процессе инклюзивного образования, лишь 4% респондентов ответили, что положительных моментов нет. Последний вопрос данного блока определяет мнение родителей об эффективности инклюзивного образования. Стоит отметить, что, не смотря на приобретенные преимущества, немалый процент родителей детей с ОВЗ (30%) считают внедрение инклюзивного образования малоэффективным.
Вопросы блока 2 предназначены для категории родителей, чьи дети не имеют ограниченных возможностей здоровья. Представляет собой раздел из семи вопросов с готовыми вариантами ответа, а также с возможностью дополнения. Вопросы данного блока направлены на выявления уровня признания детей с ОВЗ равноправными членами общества. Симптоматично, что ни один респондент не предпочел ответ «нет». Вопрос о допустимых способах взаимодействия детей с особенностями развития и детей, не имеющих ОВЗ, вызвал следующую реакцию: лишь 15% респондентов ответили, что допустима близкая дружба, 23% ответили, что считают допустимым совместное обучение в одном классе, либо воспитание в группе детского сада. В данном блоке вопросов также присутствует вопрос об отрицательных моментах совместного обучения. Около 60% опрашиваемых данной категории отметили, что у их детей снижается успеваемость и темп развития. Один из респондентов также указал свой вариант ответа, который звучит следующим образом: «Воспитателям приходится больше времени уделять именно этим детям (детям с ОВЗ)». Отвечая на вопрос о преимуществах, приобретенных детьми без ОВЗ в процессе включенного обучения, около 45% родителей выбрали следующий вариант ответа: представления детей об окружающем мире стали шире; около 25% родителей отметили, что положительных моментов нет совсем. Также достаточно показательными являются ответы на вопрос о предоставлении информации о системе инклюзивного обучения на базе образовательного учреждения: 47% опрашиваемых ответили, что информация им не предоставлялась, 10 % не ответили совсем.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство родителей (как детей с ОВЗ, так и детей без особых образовательных потребностей) не имели представления о сущности инклюзивного образования до непосредственного столкновения с данным явлением. Также из результатов анкетирования можно заключить, что информация об инклюзивном образовании родителями воспринимается достаточно поверхностно, что часто является причиной скептического отношения к инклюзивному образованию. В целом же, отношение обеих категорий родителей к инклюзивному образованию складывается достаточно положительное.

Условно, респондентов можно разделить на три группы:

Родители, которые положительно относятся к процессу инклюзивного образования в целом и не упоминают об отрицательных моментах. Важно отметить, что к данной группе относятся как родители детей с ОВЗ, так и родители, чьи дети не имеют задержек в развитии (около 32% опрошенных).

Родители, которые одобрительно относятся к явлению инклюзии, но при этом замечают и отрицательные моменты (46% опрошенных).

Родители, которые негативно относятся к инклюзивному образованию в целом (22% опрошенных).

Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы инклюзивного образования, в контексте нашего исследования, таковы: для успешного развития инклюзивной среды необходима квалифицированная подготовка специалистов, в том числе в направлении просвещения родителей для обеспечения эффективной и гармоничной среды инклюзивного образования.

Список используемых источников

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017).

2. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 40 - 48. 

3. Косикова Л.В. Инклюзивное образование: отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию // Северо-Кавказский психологический вестник. Общество с ограниченной ответственностью «Кредо». № 7/1. 2009 г.

4. Копылова Т.П. К вопросу о готовности родителей к инклюзивному образованию // Инновации в науке: научный журнал. № 9(85). Новосибирск. АНС «СибАК», 2018. С. 17-19.

Просмотров работы: 58