Анализ структуры системы качества городского транспортного комплекса - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ структуры системы качества городского транспортного комплекса

Коробова Е.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Состояние транспортного комплекса страны оказывает непосредственное влияние на нормальное функционирование всех областей хозяйства и является важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.

В связи с растущим спросом на пассажирские и грузовые перевозки, а также темпами социально-экономического развития Российской Федерации вопрос состояния и развития транспортного комплекса становится наиболее острым. Необходимо разрабатывать, предлагать и вносить изменения в существующий процесс функционирования транспортного комплекса, что становится возможным при выполнении последовательных операций по систематизации и структуризации информации о процессе. Первоначальным этапом будет являться обработка, идентификация и развертывание показателей качества, что найдет отражение в данной работе.

Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства [1].

Авторы работы [2] провели анализ транспортного комплекса и выявили следующие показатели качества:

транспортной инфраструктуры (по видам транспорта);

транспортного обслуживания потребителей услуг транспорта;

продукции транспорта (перевозок);

эксплуатационной работы транспорта;

взаимодействия и координации работы видов транспорта.

Графически эти показатели качества представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Показатели качества транспортного комплекса

Транспортная инфраструктура – это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса [3].

Транспортную производственную инфраструктуру целесообразно рассматривать отдельно по видам транспорта. При этом на каждом виде транспорта различают федеральную, региональную и локальную инфраструктуру.

К показателям качества транспортной инфраструктуры относятся:

– протяженность сети путей сообщения;

– густота транспортной сети;

– грузонапряженность (пассажиронапряженность) дороги (участка дороги);

– транспортно-эксплуатационное состояние транспортной сети (проезжей части, обустройства дорог);

– пропускная и провозная способности элементов транспортной сети.

Показатели качества транспортного обслуживания услуг отражают удовлетворенность потребителей транспортных услуг, к ним относятся:

– уровень удовлетворения спроса по объему и номенклатуре грузов;

– своевременность выполнения перевозок;

– сохранность перевозимых грузов;

– полнота предоставления услуг;

– соотношение затрат и качества обслуживания;

– надежность и безопасность перевозок.

Показатели качества продукции транспорта (перевозок) оценивается с позиций перевозчика уровнем показателей эффективности перевозок (себестоимость перевозок, доходы, расходы, прибыль и рентабельность) на выполненный объем перевозок и транспортную работу за расчетный период времени.

К показателям качества эксплуатационной работы транспорта относится уровень показателей эксплуатационной и перевозочной работы подвижного состава, внутренние резервы и конкурентоспособность перевозчика:

– суммарная грузоподъемность (тоннаж) транспортных средств;

– суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц;

– уровень специализации (конструктивной приспособленности) парка грузового подвижного состава по видам (транспортным характеристикам) грузов).

Взаимодействия и координации работы видов транспорта проявляется в трех основных областях – технической, технологической и экономической, следовательно, и показатели качества необходимо разбивать по ним.

Техническая область взаимодействия обеспечивает согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующих линий, по которым следуют потоки грузов в смешанном сообщении, а также основных устройств в транспортных узлах. Показатели качества технической области:

– согласованность пропускной и перерабатывающей способности стыкующих линий;

– унификация и стандартизация перевозочных средств, тары, погрузо-разгрузочных машин и механизмов;

– увязка параметров подвижного состава по габаритам, грузовместимости и грузоподъемности-партионности отправок;

– специализация и оптимизация парка подвижного состава в соответствии с видами и объемами завоза-вывоза грузов;

– средства надежной и удобной связи между оперативными работниками, связанными с перевозкой и перегрузкой грузов в транспортных узлах.

Технологическая область взаимодействия обеспечивает организацию работы транспортных средств и погрузо-разгрузочных устройств по единому технологическому процессу синхронной (ритмичной) переработки грузов в транспортном узле и организацию работы подвижного состава различных видов транспорта. К показателям качества технологической области относятся:

– организация перевозки грузов;

– увязка единой технологии переработки грузов;

– организация своевременного осуществления государственного контроля;

– унификация грузосопроводительных документов для всех видов прямых смешанных перевозок для внутреннего и международного сообщений.

Экономическая область взаимодействия предусматривает следующие показатели:

– тарифы по видам транспорта и грузов в смешанных сообщениях;

– затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза;

– применение современных транспортных технологий;

– технико-экономические и эксплуатационные показатели, сопоставимые по видам транспорта [4. 5. 6].

Таким образом, при анализе и систематизации различных источников, в ходе работы были выявлены показатели качества транспортного комплекса.

Список использованных источников

ГОСТ Р 56461-2015. Безопасность транспортная. Общие требования – Введ. 2015-06-15. – М.: ФГУП «Стандартинформ», 2015. – 15 с.

«Показатели качественного функционирования транспортного комплекса Российской Федерации» - Пугачев И.Н

Транспортная инфраструктура / И.О. Загорский, П.П. Володькин, А.С. Рыжова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 228 c.

Пугачев, И. Н. Особенности функционирования автомобильно-дорожной отрасли России / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2012. – № 10. – С. 26–30.

Пугачев, И. Н. Экономические и технологические условия совершенствования транспортной системы Российской Федерации и возможности ее международной интеграции / И. Н. Пугачев / Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 200-й годовщине победы России в Отечественной войне 1812 г. – Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2012. – Т. 2: Модернизация в технологии транспортных процессов. – С. 125–133.

Пугачев, И. Н. Показатели качественного функционирования транспортного комплекса Российской Федерации / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2012. – № 10. – С. 26–30.

Просмотров работы: 5