Состояние транспортного комплекса страны оказывает непосредственное влияние на нормальное функционирование всех областей хозяйства и является важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей.
В связи с растущим спросом на пассажирские и грузовые перевозки, а также темпами социально-экономического развития Российской Федерации вопрос состояния и развития транспортного комплекса становится наиболее острым. Необходимо разрабатывать, предлагать и вносить изменения в существующий процесс функционирования транспортного комплекса, что становится возможным при выполнении последовательных операций по систематизации и структуризации информации о процессе. Первоначальным этапом будет являться обработка, идентификация и развертывание показателей качества, что найдет отражение в данной работе.
Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства [1].
Авторы работы [2] провели анализ транспортного комплекса и выявили следующие показатели качества:
транспортной инфраструктуры (по видам транспорта);
транспортного обслуживания потребителей услуг транспорта;
продукции транспорта (перевозок);
эксплуатационной работы транспорта;
взаимодействия и координации работы видов транспорта.
Графически эти показатели качества представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Показатели качества транспортного комплекса
Транспортная инфраструктура – это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса [3].
Транспортную производственную инфраструктуру целесообразно рассматривать отдельно по видам транспорта. При этом на каждом виде транспорта различают федеральную, региональную и локальную инфраструктуру.
К показателям качества транспортной инфраструктуры относятся:
– протяженность сети путей сообщения;
– густота транспортной сети;
– грузонапряженность (пассажиронапряженность) дороги (участка дороги);
– транспортно-эксплуатационное состояние транспортной сети (проезжей части, обустройства дорог);
– пропускная и провозная способности элементов транспортной сети.
Показатели качества транспортного обслуживания услуг отражают удовлетворенность потребителей транспортных услуг, к ним относятся:
– уровень удовлетворения спроса по объему и номенклатуре грузов;
– своевременность выполнения перевозок;
– сохранность перевозимых грузов;
– полнота предоставления услуг;
– соотношение затрат и качества обслуживания;
– надежность и безопасность перевозок.
Показатели качества продукции транспорта (перевозок) оценивается с позиций перевозчика уровнем показателей эффективности перевозок (себестоимость перевозок, доходы, расходы, прибыль и рентабельность) на выполненный объем перевозок и транспортную работу за расчетный период времени.
К показателям качества эксплуатационной работы транспорта относится уровень показателей эксплуатационной и перевозочной работы подвижного состава, внутренние резервы и конкурентоспособность перевозчика:
– суммарная грузоподъемность (тоннаж) транспортных средств;
– суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц;
– уровень специализации (конструктивной приспособленности) парка грузового подвижного состава по видам (транспортным характеристикам) грузов).
Взаимодействия и координации работы видов транспорта проявляется в трех основных областях – технической, технологической и экономической, следовательно, и показатели качества необходимо разбивать по ним.
Техническая область взаимодействия обеспечивает согласование пропускной и перерабатывающей способности стыкующих линий, по которым следуют потоки грузов в смешанном сообщении, а также основных устройств в транспортных узлах. Показатели качества технической области:
– согласованность пропускной и перерабатывающей способности стыкующих линий;
– унификация и стандартизация перевозочных средств, тары, погрузо-разгрузочных машин и механизмов;
– увязка параметров подвижного состава по габаритам, грузовместимости и грузоподъемности-партионности отправок;
– специализация и оптимизация парка подвижного состава в соответствии с видами и объемами завоза-вывоза грузов;
– средства надежной и удобной связи между оперативными работниками, связанными с перевозкой и перегрузкой грузов в транспортных узлах.
Технологическая область взаимодействия обеспечивает организацию работы транспортных средств и погрузо-разгрузочных устройств по единому технологическому процессу синхронной (ритмичной) переработки грузов в транспортном узле и организацию работы подвижного состава различных видов транспорта. К показателям качества технологической области относятся:
– организация перевозки грузов;
– увязка единой технологии переработки грузов;
– организация своевременного осуществления государственного контроля;
– унификация грузосопроводительных документов для всех видов прямых смешанных перевозок для внутреннего и международного сообщений.
Экономическая область взаимодействия предусматривает следующие показатели:
– тарифы по видам транспорта и грузов в смешанных сообщениях;
– затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза;
– применение современных транспортных технологий;
– технико-экономические и эксплуатационные показатели, сопоставимые по видам транспорта [4. 5. 6].
Таким образом, при анализе и систематизации различных источников, в ходе работы были выявлены показатели качества транспортного комплекса.
Список использованных источников
ГОСТ Р 56461-2015. Безопасность транспортная. Общие требования – Введ. 2015-06-15. – М.: ФГУП «Стандартинформ», 2015. – 15 с.
«Показатели качественного функционирования транспортного комплекса Российской Федерации» - Пугачев И.Н
Транспортная инфраструктура / И.О. Загорский, П.П. Володькин, А.С. Рыжова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 228 c.
Пугачев, И. Н. Особенности функционирования автомобильно-дорожной отрасли России / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2012. – № 10. – С. 26–30.
Пугачев, И. Н. Экономические и технологические условия совершенствования транспортной системы Российской Федерации и возможности ее международной интеграции / И. Н. Пугачев / Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 200-й годовщине победы России в Отечественной войне 1812 г. – Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2012. – Т. 2: Модернизация в технологии транспортных процессов. – С. 125–133.
Пугачев, И. Н. Показатели качественного функционирования транспортного комплекса Российской Федерации / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. – 2012. – № 10. – С. 26–30.