К вопросу о повышении финансовой грамотности у школьников старших классов при обуччении экономике - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К вопросу о повышении финансовой грамотности у школьников старших классов при обуччении экономике

Кузнецова М.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно распоряжению Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р в «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы» используется следующее понятия финансовой грамотности: «финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».

Вопросы финансовой грамотности представлены в работах отечественных и зарубежных ученых: А.В. Зеленцова, Л.Ю. Рыжановская, М.И. Подболотова, Н.В. Демина, Т.А. Аймалетдинов, Д.В.Моисеева и др.

Анализируя педагогическую литературу по теме финансовая грамотность школьников, можно сделать вывод, что «финансовая грамотность» это:

1)определенная форма знаний;

2)способность или навык применить это знание;

3)усвоенное знание;

4) правильное финансовое поведение;

5) финансовый опыт.

Под «финансовым образованием» понимается процесс, посредством которого потребители финансовых услуг улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, принимают различные эффективные меры для улучшения своего финансового положения. Также в Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ 2017-2023 гг. дается трактовка понятия «основы финансово грамотного поведения» – сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.

Финансовая грамотность населения предполагает способность граждан России: во-первых, эффективно управлять личными финансами; во-вторых, осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; в-третьих, оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением; в-четвертых, разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в том числе инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках; в-пятых, принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознанно нести ответственность за такие решения; в-шестых, компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления» [4].

Для получения представления об уровне финансовой грамотности школьников, был выбран 10 «В» класс, в котором обучаются 22 человека, из них 5 мальчиков и 17 девочек. Средний возраст учащихся 16 лет. Для оценки уровня финансовой грамотности учеников и их отношения к преподаванию основ финансовой грамотности в школе, были заданы вопросы в форме тестов, проверяющие наличия правильных установок, знаний и навыков учащихся в области личных финансов.

Для выявления существующих знаний и установок был задан один вопрос с открытым ответом и шесть тестовых вопроса:

Как вы понимаете термин «финансы»? 

Ведете ли Вы учет своих личных денежных средств?

да, постоянно веду учет и фиксирую все поступления и расходы;

веду учет приблизительно, знаю в целом, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

не веду учет, не знаю, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

не веду учет, т.к. у меня нет своих личных финансовых средств;

не веду учет, считаю это нецелесообразно;

затрудняюсь ответить.

Выберите продолжение утверждения: «На финансовых рынках...»

Чем ниже риск, тем выше доходность;

Чем выше риск, тем ниже доходность;

Чем выше риск, тем выше доходность;

Не могу оценить даже приблизительно.

Как Вы думаете, в каком случае риск потерять вложенные деньги выше? Выберите только один ответ. Если:

Положить деньги на банковский счет;

Купить акции предприятия;

Купить государственную облигацию;

Все варианты одинаково рискованны;

Не могу оценить даже приблизительно.

Как Вы думаете, с какого возраста человек должен начинать самостоятельно делать сбережения на пенсию? Выберите только один ответ.

С самого молодого возраста, как только он начнет работать;

Тогда, когда он станет получать достаточно высокий доход;

В 45-50 лет, когда до пенсии останется 10-15 лет;

Ни с какого возраста не должен, за него это делает его работодатель и государство;

Не могу оценить даже приблизительно.

Два молодых человека одного возраста – Андрей и Кирилл, работают в одной и той же компании и получают одинаковую зарплату. Андрей хочет взять кредит в банке для того, чтобы поехать в отпуск за рубеж. Кирилл планирует взять кредит в банке для того, чтобы купить машину. Как вы думаете, кому из них банк даст кредит с более низкими процентами и почему?

Андрею, поскольку люди, выезжающие за рубеж, более исправно возвращают свои долги банку;

Они заплатят одинаковую цену, поскольку у них одинаковый возраст, статус и доход;

Кириллу, поскольку машина является залогом для банка, и в случае невозврата долга, банк может ее продать и получить свои деньги обратно;

Они оба заплатят одинаковую цену, поскольку она устанавливается законом и не зависит от цели кредитования;

Не могу оценить даже приблизительно.

Представьте себе, что Юля является обладателем банковской пластиковой карты, PIN-код которой она записала на самой карте или на листе бумаги, который держит в кошельке вместе с картой. В случае если кошелек украли и сняли деньги со счета по карте, должен ли банк вернуть деньги Юле? Укажите только один ответ

Да, должен, поскольку банк гарантирует сохранность средств на своих счетах;

Да, должен, но не в полном объеме, поскольку Юля должна была хранить PIN-код отдельно от карты;

Нет, не должен, поскольку в этом случае банк не несет ответственности за украденные деньги;

Не могу оценить даже приблизительно.

В целом, при построении индекса финансовой грамотности, включающего все указанные вопросы, получили картину практически нормального распределения: 41% ответили правильно на 5-6 вопросов, 4 и менее правильных ответов дали 45,4%, тогда как 7 вопросов – 13,6%.

Помимо характеристики уровня грамотности школьников, была замерена их субъективная оценка финансовой грамотности.

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам.

знаний и навыков нет;

очень плохие знания и навыки;

плохие знания и навыки;

достаточные знания и навыки;

хорошие знания и навыки;

очень хорошие знания и навыки;

отличные знания и навыки;

затрудняюсь ответить.

Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?

да, это сейчас важнейший вопрос для меня;

да, сильно нуждаюсь;

скорее да;

скорее нет;

нет, не нуждаюсь;

затрудняюсь ответить.

Как часто Вы интересуетесь вопросами финансовой ситуации в мире?

постоянно интересуюсь этими вопросами;

довольно часто, держу этот вопрос под контролем;

иногда, эпизодически интересуюсь;

довольно редко обращаю на это внимание;

не интересуюсь, в этом нет необходимости;

затрудняюсь ответить.

Свой уровень финансовой грамотности 23% обучающихся оценили как «хороший» или «очень хороший». Половина учащихся оценила его, как достойный. На двойку (очень плохие, плохие знания и навыки) оценили свою финансовую грамотность около 27% учащихся.

В целом, можно сделать вывод, что интерес к теме финансовой грамоты высокий, более половины обучающихся проявили внимание к данному вопросу и заинтересованы в получении дополнительной информации.

В старших классах общеобразовательной школы изучение основ финансовой грамотности необходимо проводить на уроках экономики или во внеурочной деятельности. Примерное тематическое планирование уроков экономики, направленных на формирование основ финансовой грамотности представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Название разделов, тем

Тип

урока

Планируемые результаты

1.

Раздел 1.

Личное финансовое планирование. (3 часа)

Домашняя бухгалтерия.

Урок изучения нового материала

Знать структуру семейного бюджета, источники сбережения семейного бюджета. Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Понимать целесообразность построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

2.

Личный финансовый план.

Комбинированный урок

Знать как определить свои финансовые цели, как подобрать альтернативные способы достижения своих финансовых целей, как выбрать стратегию достижения своих финансовых целей.

3.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

РИ

Уметь:

Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный и личный бюджет, оценивать способы его изменения.

4.

Раздел 2.

Депозит. Кредит.

(4 часа)

Депозит и инфляция.

Урок изучения нового материала

Знать что такое инфляция, причины инфляции, как рассчитывается инфляция, что такое депозит, в чём основные преимущества и недостатки депозита, какова роль депозита в личном финансовом плане.

5.

Кредит.

Комбинированный урок

Знать историю появление банков и виды банков, появление и назначение инвестиционных фондов. Понимать основное правило инвестирования.

Уметь отличать инвестирование от сбережения и кредитования. Сравнивать различные финансовые предложения.

6.

Кредит в нашей жизни.

Урок-практикум

Уметь анализировать финансовые риски при заключении кредитного договора, рассчитывать общую стоимость покупки при приобретении ее в кредит, сравнивать финансовые институты для выбора кредита на основе предлагаемых критериев, анализировать преимущества и недостатки краткосрочного и долгосрочного займов.

7.

Расчетно-кассовые операции.

Комбинированный урок

Знать понятие банковской ячейки, денежных переводов, валютно-обменных операций, электронных деньг, банковских карт, виды рисков при пользовании банкоматом, интернет-банкинга. Сформировать основные навыки безопасного поведения владельца банковской карты.

8.

Раздел 3.

Страхование. (1 час)

Страхование.

Урок изучения нового материала

Знать основные способы смягчения сложных жизненных ситуаций при помощи сбережений и страхования. Осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций, которые могут привести к снижению благосостояния.

9.

Бизнес-игра «Финансовая грамотность»

БИ

Уметь выполнять практические задания, связанные с изученным материалом и проецировать их на жизненные ситуации.

Преподавание основ финансовой грамотности в школе непременно должно происходить с позиций системно-деятельностного подхода. Ведь главная цель заключается в формировании рационального поведения в сфере экономики, умения принимать эффективные решения в отношении личных финансов.

Понимание финансовых понятий и способность их применять в практике дает возможность человеку эффективно управлять своими финансами. Благодаря финансовой грамотности человек может улучшить свое финансовое состояние, в частности, вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения.

Учителю экономики при изучении разделов, касающихся финансовой грамотности, необходимо учитывать, что сегодняшние обучающиеся - это завтрашние активные участники финансового рынка, будущие добросовестные налогоплательщики, ответственные заемщики, грамотные вкладчики.

Список литературы:

Михеева, С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов/ С.А. Михеева.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2012.-328с.

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. Сборник материалов / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. — М.: КноРус., 2011. — 108 с.

Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 c.

Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/

Пособие для учителя 10-11 кл. общеобразоват. учр. с углубленным изучением экономики/Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000. – с.312.

Просмотров работы: 165