У детей с детским церебральным параличом (ДЦП), основным клиническим проявлением являются двигательные нарушения передвижения, позы и ходьбы. При правильном, здоровом развитии ребенка в основе формирования двигательных действий и позы лежат рефлекторные реакции равновесия и выпрямления. Они необходимы для развития навыков статических и локомоторных проявлений. При рождении, у ребенка еще не сформирован этот рефлекторный механизм, он развивается и совершенствуется вместе с ростом ребенка. У детей с нормальным мышечным тонусом этот механизм позволяет вырабатывать и поддерживать правильную позу и одновременно с этим сохранять равновесие или реализовывать произвольные движения.
В период интенсивного роста, развития и дифференциации мозга, при ДЦП наблюдается различная степень его поражения, что приводит к преобладанию тонических рефлексов, патологическому мышечному тонусу и замедлению в становлении постуральных механизмов. Все это негативно сказывается на формировании физиологических основ поддержания позы, а так же на всей картине двигательного развития ребенка. В свою очередь скудная двигательная активность влечет за собой еще большее усугубление имеющихся нарушений и возникновению контрактур и деформаций.
Большое разнообразие клинических проявлений ДЦП и сопутствующих симптомов, тяжести нарушений двигательной и психической сферы, первопричин заболевания, возможности компенсации приводит к тому что, механизмы существующей на данный момент физической реабилитации не решают проблему формирования у детей с ДЦП позы и ходьбы в целом с учетом всего разнообразия форм.
В связи с этим, наше исследование посвящено анализу имеющегося у детей дошкольного возраста с церебральным параличом, набора умений, характеризующих степень сформированности правильных установочных поз и ходьбы
Объект исследования – процесс формирования установочных поз и ходьбы у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – оценка сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста.
Задачами исследования являлись: рассмотрение теоретических вопросов проявления ДЦП, двигательных и прочих нарушений на основе анализа литературных источников; а так же исследование сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБУ РЦ «Фламинго» г. Кемерова.
В исследовании уровня формирования позы и ходьбы с учетом особенностей форм ДЦП принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 24 человек. (67% детей со спастической диплегией, 25% – с атонически-астатической и 8% – гиперкинетической формами).
На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы в области адаптивной физической культуры детей-инвалидов с ДЦП. При изучении психической сферы детей выяснили следующие особенности: свойства внимания, уровень речевого развития, запас сведений об окружающем. При этом выяснили, кто из детей склонен к подчинению или доминированию, характер их эмоциональных реакций на успех или неуспех. В предварительном эксперименте были проведены тестирования детей с ДЦП с целью определения исходных двигательных возможностей, развития
выпрямительного рефлекса и равновесия в зависимости от исходного положения с учетом влияния позотонических рефлексов; исследование вертикальной устойчивости, произвольной регуляции движений.
На втором этапе был проведен педагогический эксперимент через игровую деятельность, в результате которого была экспериментально обоснована методика формирования установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП; выполнена аналитическая обработка полученных данных.
Для оценки уровня формирования позы и ходьбы детей с ДЦП сделан анализ тестирования выпрямляющего рефлекса и равновесия, которое проводилось в два этапа с интервалом в 3 недели
Таблица 1. Динамика формирования позы и ходьбы.
Двигательные тесты |
Двигательное тестирование выполняются с помощью методиста в % |
Самостоятельное выполнение двигательного теста ( в %) |
Умения поднимать голову лёжа на животе |
25% |
0 |
Умения переворачиваться со спины на живот |
8,3 |
4,2 |
Умение поднимать туловище на согнутых руках |
29 |
8,3 |
Умение поднимать туловище на прямых руках |
25 |
16,7 |
Умение ползать на животе |
25 |
16,7 |
Умение сидеть |
12,5 |
4,2 |
Умение стоять на четвереньках |
16,7 |
12,5 |
Умение ползать на четвереньках |
25 |
8,3 |
Умение стоять на коленях |
20,8 |
12,5 |
Умение ходить на коленях |
8,3 |
8,3 |
Умения стоять с сохранением равновесия |
20,8 |
4,2 |
Умение ходить с сохранением равновесия |
25 |
20,3 |
Положительная динамика была отмечена в обеих группах, тем не менее, у детей экспериментальной группы эти показатели оказались значительно выше, чем в контрольной группе. До начала формирующего эксперимента уровень самостоятельной ходьбы не был представлен ни одним ребенком, тогда как после первого этапа эксперимента данный уровень был отмечен у 17,1% обследованных экспериментальной и у 2,9% - контрольной групп. Шестой уровень сформированности ходьбы до начала эксперимента был зарегистрирован у 11,4% дошкольников экспериментальной и у 8,8% - контрольной групп. После эксперимента на этом уровне оказалось соответственно 8,6% и 5,9% детей. Изменения, произошедшие на данном уровне, обусловлены переходом обучающихся на более высокий уровень – уровень самостоятельной ходьбы (УСХ).
После эксперимента было отмечено снижение числа испытуемых с пятым уровнем ходьбы в экспериментальной группе до 8,6% (было 14,3%), что также связано с переходом определенной части детей на более высокие уровни сформированности навыка ходьбы.
В контрольной группе количество детей, представляющих пятый уровень, осталось неизменным (11,8%). На четвертом уровне ходьбы до проведения эксперимента в экспериментальной группе было 8,6%, в контрольной – 8,8% детей. После первого этапа формирующего эксперимента их число в обеих группах увеличилось до 11,8%.
С третьим и вторым уровнями ходьбы до начала обучения в ЭГ было соответственно 14,3% и 31,4% дошкольников с ДЦП, в контрольной –20,6% и 26,5% детей.
По окончанию формирующего эксперимента в экспериментальной группе количество детей с третьим уровнем увеличилось до 25,7%, а со вторым - снизилось до 22,9%. В контрольной группе произошло увеличение количества детей с третьим уровнем ходьбы до 26,5%, со вторым – до 29,4%. На самом низком, первом уровне сформированности навыка ходьбы после формирующего обучения осталось 5,7% детей экспериментальной и 11,8% - контрольной групп. До эксперимента их количество составляло соответственно 20,0% и 23,5% испытуемых.
После формирующего эксперимента в экспериментальной группе количество детей с положительной динамикой составило 80%, в контрольной - 38,3%. Без существенных изменений остались показатели уровня сформированности навыка ходьбы у 7 (20%) обследованных детей экспериментальной и у 21 ребенка (61,7%) контрольной групп.
Таким образом, результаты эксперимента подтвердили, что показатели, полученные в экспериментальной группе, значительно превышают таковые, зафиксированные в контрольной группе.
Это подтверждается и изменением среднего уровня сформированности ходьбы в целом по группе.
Средний уровень сформированности навыка ходьбы в экспериментальной группе повысился до 3,89, в контрольной группе – до 3,12 (до эксперимента было соответственно 3,0 и 2,85
Это является показание к поиску методики обучения ходьбе дошкольников с ДЦП, неспособных к самостоятельному передвижению. Это дает основание рекомендовать специалистам, занимающимся восстановительным лечением и реабилитацией детей ДЦП, использовать инновационные методики для решения задач по формированию навыков ходьбы у данной категории больных.
Некоторые аспекты целенаправленного развития двигательных способностей детей инвалидов / Е. А. Горбунова [и др.] // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 97-101.
Барановская, Е. Н. Формирование статических и статокинетических установочных рефлексов у детей с детским церебральным параличом с учетом погашения тонических рефлексов в вертикальном положении / Е. Н. Барановская // Вестник спортивной науки. - 2011 - №3. - С. 61-64.
Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата / отв. ред. Н. А. Гросс. – М. : Советский спорт, 2000. – 224 с. – ISBN 5-85009-605.
Семёнова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К. А. Семенова. – М. :Изд- во «Закон и порядок», 2007. – 616 с. – ISBN 5-98465-030-4.
Дмитриев, В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию : моногра-фия / В.С. Дмитриев ; Всерос. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. – М. : [б.и.], 2001. – 240 с. 2.