Исследование сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Исследование сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста.

Лебедева А.А. 1, Скотникова Л.Н. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

У детей с детским церебральным параличом (ДЦП), основным клиническим проявлением являются двигательные нарушения передвижения, позы и ходьбы. При правильном, здоровом развитии ребенка в основе формирования двигательных действий и позы лежат рефлекторные реакции равновесия и выпрямления. Они необходимы для развития навыков статических и локомоторных проявлений. При рождении, у ребенка еще не сформирован этот рефлекторный механизм, он развивается и совершенствуется вместе с ростом ребенка. У детей с нормальным мышечным тонусом этот механизм позволяет вырабатывать и поддерживать правильную позу и одновременно с этим сохранять равновесие или реализовывать произвольные движения.

В период интенсивного роста, развития и дифференциации мозга, при ДЦП наблюдается различная степень его поражения, что приводит к преобладанию тонических рефлексов, патологическому мышечному тонусу и замедлению в становлении постуральных механизмов. Все это негативно сказывается на формировании физиологических основ поддержания позы, а так же на всей картине двигательного развития ребенка. В свою очередь скудная двигательная активность влечет за собой еще большее усугубление имеющихся нарушений и возникновению контрактур и деформаций.

Большое разнообразие клинических проявлений ДЦП и сопутствующих симптомов, тяжести нарушений двигательной и психической сферы, первопричин заболевания, возможности компенсации приводит к тому что, механизмы существующей на данный момент физической реабилитации не решают проблему формирования у детей с ДЦП позы и ходьбы в целом с учетом всего разнообразия форм.

В связи с этим, наше исследование посвящено анализу имеющегося у детей дошкольного возраста с церебральным параличом, набора умений, характеризующих степень сформированности правильных установочных поз и ходьбы

Объект исследования – процесс формирования установочных поз и ходьбы у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – оценка сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста.

Задачами исследования являлись: рассмотрение теоретических вопросов проявления ДЦП, двигательных и прочих нарушений на основе анализа литературных источников; а так же исследование сформированности правильных установочных поз и ходьбы у детей с церебральным параличом среднего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБУ РЦ «Фламинго» г. Кемерова.

В исследовании уровня формирования позы и ходьбы с учетом особенностей форм ДЦП принимали участие дети среднего дошкольного возраста в количестве 24 человек. (67% детей со спастической диплегией, 25% – с атонически-астатической и 8% – гиперкинетической формами).

На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы в области адаптивной физической культуры детей-инвалидов с ДЦП. При изучении психической сферы детей выяснили следующие особенности: свойства внимания, уровень речевого развития, запас сведений об окружающем. При этом выяснили, кто из детей склонен к подчинению или доминированию, характер их эмоциональных реакций на успех или неуспех. В предварительном эксперименте были проведены тестирования детей с ДЦП с целью определения исходных двигательных возможностей, развития

выпрямительного рефлекса и равновесия в зависимости от исходного положения с учетом влияния позотонических рефлексов; исследование вертикальной устойчивости, произвольной регуляции движений.

На втором этапе был проведен педагогический эксперимент через игровую деятельность, в результате которого была экспериментально обоснована методика формирования установочных поз и ходьбы у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ДЦП; выполнена аналитическая обработка полученных данных.

Для оценки уровня формирования позы и ходьбы детей с ДЦП сделан анализ тестирования выпрямляющего рефлекса и равновесия, которое проводилось в два этапа с интервалом в 3 недели

Таблица 1. Динамика формирования позы и ходьбы.

Двигательные тесты

Двигательное тестирование выполняются с помощью методиста в %

Самостоятельное выполнение двигательного теста ( в %)

Умения поднимать голову лёжа на животе

25%

0

Умения переворачиваться со спины на живот

8,3

4,2

Умение поднимать туловище на согнутых руках

29

8,3

Умение поднимать туловище на прямых руках

25

16,7

Умение ползать на животе

25

16,7

Умение сидеть

12,5

4,2

Умение стоять на четвереньках

16,7

12,5

Умение ползать на четвереньках

25

8,3

Умение стоять на коленях

20,8

12,5

Умение ходить на коленях

8,3

8,3

Умения стоять с сохранением равновесия

20,8

4,2

Умение ходить с сохранением равновесия

25

20,3

Положительная динамика была отмечена в обеих группах, тем не менее, у детей экспериментальной группы эти показатели оказались значительно выше, чем в контрольной группе. До начала формирующего эксперимента уровень самостоятельной ходьбы не был представлен ни одним ребенком, тогда как после первого этапа эксперимента данный уровень был отмечен у 17,1% обследованных экспериментальной и у 2,9% - контрольной групп. Шестой уровень сформированности ходьбы до начала эксперимента был зарегистрирован у 11,4% дошкольников экспериментальной и у 8,8% - контрольной групп. После эксперимента на этом уровне оказалось соответственно 8,6% и 5,9% детей. Изменения, произошедшие на данном уровне, обусловлены переходом обучающихся на более высокий уровень – уровень самостоятельной ходьбы (УСХ).

После эксперимента было отмечено снижение числа испытуемых с пятым уровнем ходьбы в экспериментальной группе до 8,6% (было 14,3%), что также связано с переходом определенной части детей на более высокие уровни сформированности навыка ходьбы.

В контрольной группе количество детей, представляющих пятый уровень, осталось неизменным (11,8%). На четвертом уровне ходьбы до проведения эксперимента в экспериментальной группе было 8,6%, в контрольной – 8,8% детей. После первого этапа формирующего эксперимента их число в обеих группах увеличилось до 11,8%.

С третьим и вторым уровнями ходьбы до начала обучения в ЭГ было соответственно 14,3% и 31,4% дошкольников с ДЦП, в контрольной –20,6% и 26,5% детей.

По окончанию формирующего эксперимента в экспериментальной группе количество детей с третьим уровнем увеличилось до 25,7%, а со вторым - снизилось до 22,9%. В контрольной группе произошло увеличение количества детей с третьим уровнем ходьбы до 26,5%, со вторым – до 29,4%. На самом низком, первом уровне сформированности навыка ходьбы после формирующего обучения осталось 5,7% детей экспериментальной и 11,8% - контрольной групп. До эксперимента их количество составляло соответственно 20,0% и 23,5% испытуемых.

После формирующего эксперимента в экспериментальной группе количество детей с положительной динамикой составило 80%, в контрольной - 38,3%. Без существенных изменений остались показатели уровня сформированности навыка ходьбы у 7 (20%) обследованных детей экспериментальной и у 21 ребенка (61,7%) контрольной групп.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили, что показатели, полученные в экспериментальной группе, значительно превышают таковые, зафиксированные в контрольной группе.

Это подтверждается и изменением среднего уровня сформированности ходьбы в целом по группе.

Средний уровень сформированности навыка ходьбы в экспериментальной группе повысился до 3,89, в контрольной группе – до 3,12 (до эксперимента было соответственно 3,0 и 2,85

Это является показание к поиску методики обучения ходьбе дошкольников с ДЦП, неспособных к самостоятельному передвижению. Это дает основание рекомендовать специалистам, занимающимся восстановительным лечением и реабилитацией детей ДЦП, использовать инновационные методики для решения задач по формированию навыков ходьбы у данной категории больных.

Некоторые аспекты целенаправленного развития двигательных способностей детей инвалидов / Е. А. Горбунова [и др.] // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 97-101.

Барановская, Е. Н. Формирование статических и статокинетических установочных рефлексов у детей с детским церебральным параличом с учетом погашения тонических рефлексов в вертикальном положении / Е. Н. Барановская // Вестник спортивной науки. - 2011 - №3. - С. 61-64.

Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата / отв. ред. Н. А. Гросс. – М. : Советский спорт, 2000. – 224 с. – ISBN 5-85009-605.

Семёнова, К. А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом / К. А. Семенова. – М. :Изд- во «Закон и порядок», 2007. – 616 с. – ISBN 5-98465-030-4.

Дмитриев, В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию : моногра-фия / В.С. Дмитриев ; Всерос. науч.-исследоват. ин-т физ. культуры. – М. : [б.и.], 2001. – 240 с. 2.

Просмотров работы: 30