НАРУШЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО ИММУННОГО ГОМЕОСТАЗА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ШЕЙКИ МАТКИ В ПОСТМЕНОПАУЗУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

НАРУШЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО ИММУННОГО ГОМЕОСТАЗА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ШЕЙКИ МАТКИ В ПОСТМЕНОПАУЗУ

Пуга Д.П. 1, Николаенко С.Н. 1, Абрамян Г.В. 1, Рева И.В. 1
1ДВФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проблемы. Во всём мире количество женщин,  достигших постменопаузы, быстро увеличивается. По прогнозам ВОЗ,  к концу нашего столетия 50% женщин в мире будет старше 45 лет. В этой связи совершенствование методов профилактики и коррекции изменений,  связанных с возрастной гипофункцией яичников,  чрезвычайно важно. Слизистая оболочка шейки матки (ШМ) подвергается высокой антигенной нагрузке. В первую очередь вредным влияниям подвергаются кератиноциты, функциональная лабильность которых влияет на уровень резистентности организма к вредным воздействиям. При этом наблюдается практическое отсутствие данных по изменениям клеточного состава эпителиальных пластов слизистой оболочки ШМ и иммунного контроля за этим процессом в постменопаузу женщин [1, 2].

Барьерная роль слизистой оболочки реализуется и через механизмы местного иммунитета, поэтому знание межклеточных взаимодействий в слизистой оболочке ШМ имеет особую актуальность для клинической гинекологии [3,4]. Системные данные о влиянии иммуноцитов слизистой оболочки ШМ на пролиферацию эпителиальных клеток в условиях постменопаузы в доступной литературе практически отсутствуют [5]. Между тем, решение этого вопроса может стать основой совершенствования патогенетически обоснованных методов профилактики и лечения осложнений патологических процессов в постменопаузу [6,7]. Нередко трудности диагностики указанных заболеваний, тяжесть их течения с частыми неблагоприятными исходами и сложность лечения являются источником конфликтных ситуаций, возникающих в клинической гинекологии. В распоряжении врачей гинекологов нет достаточного количества эффективных методов распознавания и лечения иммунопатологических состояний и малигнизации ШМ. Известные способы диагностики патологии ШМ характеризуются низкой достоверностью, что затрудняет выбор патогенетической терапии и путей профилактики [8,9, 10].

Научный поиск, ведущийся в направлении выявления критериев для ранней диагностики онкологических процессов, является одним из приоритетных направлений в рамках программы фундаментальных исследований в Российской Федерации и в мире. Высокая смертность, низкая выживаемость пациенток в связи с поздней диагностикой онкологии шейки матки диктуют разработку новых методов выявления рака [11,12]. Высоко онкогенные типы папилломавирусов диагностируются в 58% случаев, что настораживает и объясняет высокую заболеваемость раком шейки матки на сегодняшний день. Согласно статистике, эта патология ежегодно вызывает примерно 500 000 новых случаев, что соответствует 14-16 на 100 000 населения. В настоящее время выделяют более 200 генотипов папилломавирусов.

Ежедневно в мире умирает 17 женщин от рака шейки матки, поэтому актуальность изучаемой проблемы не вызывает сомнений. Изучение механизмов регенерации и их контроля в этом процессе клетками иммунофагоцитарного звена, обеспечивающего наряду с кератиноцитами барьерные свойства покровных эпителиев, на современном этапе является одним из наиболее актуальных вопросов в современной гинекологии, хирургии, онкологии [13, 14].

Цель исследования. Оптимизировать диагностику патологии шейки матки женщин в постменопаузе на основе создания комплексной клинико­ морфологической характеристики этой патологии в современных условиях.

В связи с этим в работе были решены задачи:

Выявить зависимость динамики иммуноцитов от активности гена Ki-67 в структурах слизистой оболочки шейки матки в зоне перехода многослойного плоского эпителия в однослойный цилиндрический.

Материал и методы: Исследование выполнено с учётом положений Хельсинской декларации (2000) и с разрешением этического комитета ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет». Биоптаты слизистой оболочки шейки и тела матки были получены в соответствии с приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.94 N 82 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» и в соответствии с номенклатурой клинических лабораторных исследований МЗ РФ (приказ 21 февраля 2000 г. № 64). В качестве контроля был использован материал женщин в постменопаузе без воспалительных процессов в слизистой оболочке ШМ в количестве 5. Материал женщин на фоне хламидийной (7), трихомонозной (5) и папилломавирусной (11) инфекций изучен в сравнительном аспекте. Биопсийный материал фиксировался по прописи для подготовки к иммуногистохимическим исследованиям сразу после забора. Использованы классические гистологические методы исследования с окрашиванием гематоксилином и эозином для получения общей морфологической картины, а также иммуногистохимический метод выявления маркера пролиферации клеток - пролиферирующий клеточный ядерный антиген Ki-67. В результате обработки препаратов выявляются ядра пролиферирующих клеток, находящихся в S-периоде, когда наблюдается максимум синтеза белка гена Ki-67, коррелирующего с концентрацией ДНК.

Анализ материала проведён с помощью микроскопа Olympus – Bx82 и цифровой камеры CDх82 с фирменным программным обеспечением.

Результаты исследования и обсуждение полученных результатов. Основными методами диагностики изменений на шейке матки явились осмотр в зеркалах, про­стая и расширенная кольпоскопия, оценка влагалищного микробиоценоза, цитологическое исследование мазков-отпе­чатков (так называемые ПАП-мазки) и прицельная биопсия с последующим гистологическим исследованием. Учитывая, что воспаление экзо-и эндоцервикса может симулировать картину клеточной атипии при проведении цитологического исследования, все морфологические исследования проводили после санации влагалища. Нами было отмечено, что у женщин в возрасте 46 лет и старше в 7,3% случаев наблюдается эктопия. Иногда кольпоскопические картины могут быть пестрыми и сочетаться с зоной перехода, но при эктопии у женщин в постменопаузе они не отличались многообразием. Установлено, что в постменопаузе эк­топия в виде очагов цилиндрического эпителия не выявляет­ся ни в одном случае. Иногда наблюдались остаточ­ные явления эктопии в виде зоны трансформации (ЗТ) с открытыми и закрытыми железами.

На фоне эктопии полипы встречались в 2,8% случаев, при этом в группе старше 45 лет — в 15% случаев. Полипы чаще развиваются в 40—50 лет, рецидивирование полипов наблюдалось у 18% пациенток. Полип - это разрастание слизистой оболочки канала шей­ки матки с вовлечением в этот процесс подлежащей фиброзной ткани. Причины возникновения полипов у обследованных пациенток были связаны с нарушением гормонального и им­мунного гомеостаза, воспалительными процессами. Полипы в наших наблюдениях реже были покрыты цилиндрическим эпителием, при этом они име­ли гроздевидную ярко-красную поверхность. Более часто по­липы были покрыты многослойным плоским эпителием, в этом слу­чае они выглядели розовыми и гладкими.

В наших исследованиях при выявлении на шейке матки полипов было отмечено, что это очаго­вое разрастание плоского многослойного эпителия наряду с подлежащей соединительной тканью с явлени­ями ороговения. Внешне папиллома представляет собой ро­зовое или белесоватое бородавчатое образование. Основание папилломы в большинстве случаев было широким, реже в виде тонкой ножки, иногда отмечался наружный рост. Были отмечены нарушение структуры базальной и свободной поверхности покровного эпителия, гиперемия сосудов собственной пластинки слизистой оболочки. Базальная мембрана эпителия не идентифицировалась, наблюдалась лейкоцитарная инфильтрация не только в собственной пластинке слизистой оболочки, но и в просвете желёз.

Анализ пролиферативной активности эпителия слизистой шейки матки позволил установить, что, несмотря на продолжительность постменопаузы,  в этот период могут наблюдаться слабые пролиферативные явления в многослойном плоском и цилиндрическом эпителии шейки матки и, соответственно, в первый год постменопаузы пролиферативные типы мазков составляют 75%. Нами были отмечены нарушения структуры эпителиальной и собственной пластинок слизистой оболочки, дезорганизация базальной мембраны, при этом дочерние клетки выступают на поверхности слизистой оболочки.

На фоне возрастного дефицита эстрогенов и присоединения HPVI инфекций происходят более выраженные морфологические изменения, связанные с повреждением эпителия, проявляющиеся по типу атрофических кольпитов (вагинитов) и неспецифических цервицитов. Одновременно развиваются дистрофические изменения в подлежащей строме, связанные с ухудшением трофики, снижением микроциркуляции кровотока и процессов транссудации стромы и всех слоев слизистых оболочек репродуктивного тракта женщин в постменопаузе.

Заключение. Экспрессия  Ki67  тесно связана с возникновением и развитием цервикальной карциномы, что свидетельствует о существовании положительной корреляции между Ki67  и малигнизацией, и он может выступать в роли биомаркера рака шейки матки. Имеется прямая связь активности Ki67 с тяжестью цервикального поражения, особенно проявляющего высокую чувствительность и специфичность при cin2. Отмечено отсутствие выявления белка в случаях CIN1. В нашей стране масштабных исследований по изучению инфицированности вирусом папилломы человека и определению доминирующего типа вируса у женщин практически не проводилось. Существующие на современном этапе программы не позволяют оценить масштабы поражения женщин нашей страны вирусом папилломы человека и другими инфекциями, протекающими без яркой клинической симптоматики. Высоко онкогенные типы вирусов в сумме составляют 58%, что настораживает и объясняет высокую заболеваемость раком шейки матки. Расширение диагностических ресурсов, в том числе и мониторинг пролиферативной активности на основе анализа и сравнительной характеристики показателей регенераторного потенциала в СОШМ с моделью в норме для соответствующей возрастной группы является наиболее перспективным в разработке стратегии профилактики, лечения и реабилитации женщин в постменопаузе.

Литература

1. Calil LN, Igansi CN, Meurer L, Edelweiss MI, Bozzetti MC. Chlamydia trachomatis and human papillomavirus coinfection: association with p16INK4a and Ki67expression in biopsies of patients with pre-neoplastic and neoplastic lesions.//Braz J Infect Dis. 2011 Mar-Apr;15(2):126-31.

2. Clark KC, Butz WR, Hapke MR. Primary malignant melanoma of the uterine cervix: case report with world literature review. Int J Gynecol Pathol 1999;18:265–273.

3. De Vuyst H, Lillo F, Broutet N, Smith JS. HIV, human papillomavirus, and cervical neoplasia and cancer in the era of highly active antiretroviral therapy. Eur J Cancer Prev. 2008;17:545-554.

4. Hui Y, Hansen K, Murthy J, Chau D, Sung CJ, Quddus MR. Relevance of the Pap Test: A Report of HPV-DNA Test-Negative High-Grade Squamous Intraepithelial Lesions of the Female Lower Genital Tract.//Acta Cytol. 2016;60(5):445-450.

5. Gao M, Li Y, Ji X, Xue X, Chen L, Feng G, Zhang H, Wang H, Shah W, Hou Z, Kong Y. Disturbance of Bcl-2, Bax, Caspase-3, Ki-67 and C-myc expression in acute and subchronic exposure to benzo(a)pyrene in cervix.//Acta Histochem. 2016 Mar;118(2):63-73. doi: 10.1016/j.acthis.2015.11.002.

6. IARC Working Group on the Evaluation of Carcinogenic Risks to Humans. Human papillomaviruses. IARC Monogr Eval Carcinog Risks Hum. 2007;90:1-636. 

7. Kanthiya K, Khunnarong J, Tangjitgamol S, Puripat N, Tanvanich S. Expression of the p16 and Ki67 in Cervical Squamous Intraepithelial Lesions and Cancer.//Asian Pac J Cancer Prev. 2016;17(7):3201-6.

8. Liang SN, Huang YJ, Liu LL, Liu X. Study on the correlation between the expression of Ki67 and FasL and prognosis of cervicalcarcinoma.//Genet Mol Res. 2015 Jul 31;14(3):8634-9. doi: 10.4238/2015.July.31.11.

9. Loi S, Haibe-Kains B, Desmedt C, Wirapati P, Lallemand F, Tutt AM, Gillet C, Ellis P, Ryder K, Reid JF, Daidone MG, Pierotti MA, Berns EM, Jansen MP, Foekens JA, Delorenzi M, Bontempi G, Piccart MJ, Sotiriou C. Predicting prognosis using molecular profiling in estrogen receptor-positive breast cancer treated with tamoxifen.//BMC Genomics. 2008 May 22;9:239. doi: 10.1186/1471-2164-9-239.

   

10. Prapaiwan N, Manee-In S, Olanratmanee E, Srisuwatanasagul S.  Expression of oxytocin, progesterone, and estrogen receptors in the reproductive tract of bitches with pyometra.//Theriogenology. 2017 Feb;89:131-139. doi: 10.1016/j.theriogenology.2016.10.016.

11. Singh A, Vats G, Radhika AG, Meena P, Radhakrisnan G. Cervical xanthogranuloma in a case of postmenopausal pyometra.//Obstet Gynecol Sci. 2016 Sep;59(5):411-4. doi: 10.5468/ogs.2016.59.5.411.

12. Sui M, Pei Y, Li D, Li Q, Zhu P, Xu T, Cui M. Misdiagnosis Analysis of Cervical Minimal Deviation Adenocarcinoma: a Report of Three Rare Cases and Literature Review.//Ann Clin Lab Sci. 2016 Dec;46(6):680-690. Review.

13. Wirapati P, Sotiriou C, Kunkel S, Farmer P, Pradervand S, Haibe-Kains B, Desmedt C, Ignatiadis M, Sengstag T, Schütz F, Goldstein DR, Piccart M, Delorenzi M. Meta-analysis of gene expression profiles in breast cancer: toward a unified understanding of breast cancer subtyping and prognosis signatures.//Breast Cancer Res. 2008;10(4):R65. doi: 10.1186/bcr2124.

14. Zhao J, Guo Z, Wang Q, Si T, Pei S, Wang C, Qu H, Zhong J, Ma Y, Nie C, Zhang D. Human papillomavirus genotypes associated with cervical precancerous lesions and cancer in the highest area of cervical cancer mortality, Longnan, China.//Infect Agent Cancer. 2017 Jan 25;12:8. doi: 10.1186/s13027-017-0116-y.

Просмотров работы: 3