ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Валиуллова И.З. 1, Камаева А.Х. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Настоящее время - это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Все чаще используется такое понятие как «информация», «информатизация». Можно с уверенностью заявить, что 21 век — век информационных технологий, век глобальной компьютеризации. И сегодня молодежи и подрастающему поколению необходимо активно включаться в качественно новый этап развития современного общества, который предоставляет невиданные ранее средства усиления его умственных возможностей: развития мышления, памяти, внимания, наблюдательности.

В последние годы все чаще культурологи говорят о таком социально-психологическом понятии как «клиповое мышление». Термин «клиповое мышление» в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х гг. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа [1]. Это феномен, присущий поколению, воспитанному в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий. Поэтому актуальность исследования не вызывает сомнения.

Цель исследования: изучить проблему «клипового» мышления и обосновать значение классической музыки в развитии мышления современной молодежи.

Задачи исследования:

Изучить научную, психологическую, педагогическую литературу по проблеме исследования.

Выявить положительные и отрицательные стороны нового способа восприятия окружающей действительности современной молодежи.

Изучить и осветить предлагаемые современной наукой пути по преодолению и решению данного вопроса.

На основе изучения музыковедческой и искусствоведческой литературы осветить вопросы влияния классической музыки на развитие мышления.

Проблеме изучения изменения мышления посвящены труды современных ученых: Э. Тоффлер, Ф.И. Гиренок, Л. Ястребов, Р. Грановская.

Как же проявляется «клиповое» мышление? Педагоги бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. Обладатель клипового мышления утрачивает способность к аналитическому мышлению, выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Итог: он перестает мыслить глубоко и критично, но зато начинает думать быстро. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией и как следствие возрастает способность к многозадачности, которая позволяет одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом ещё выполнять домашнее задание. Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, это направление цивилизации и повернуть этот процесс вспять невозможно. Возникает актуальный вопрос: «Чем это в настоящий момент оборачивается для каждого из нас?», «Надо ли бороться с клиповым мышлением?».

Мнения по этому вопросу разделились. Одни считают, что бороться с клиповым мышлением нужно в обязательном порядке [4], другие утверждают, если вовремя осознать опасность и понять суть происходящего, ничего страшного непоправимого с нами не произойдет [5]. Но тогда напрашивается следующий вопрос: можно ли добиться успехов в карьере и вообще в жизни, обладая клиповым мышлением? Оказывается, на определенном этапе «клиповость» явно помогает и способствует успешности, но достичь «карьерных» высот, принимать нестандартные решения, а тем более сделать великое открытие им не дано [6]. «Человек это очень мудрая система. В этом смысле нет проблемы клипового мышления, есть проблема обучения человека восприятию информации» [7]. Педагогическая наука советует учитывать эту особенность современных учеников и рекомендует учить детей «говорить на двух языках». В результате исследований ученые пришли к выводу, что пути решения лежат во взаимодействии двух разных способов восприятия окружающей действительности – понятийного и клипового. Воспитание гармонической личности, умеющей мыслить и анализировать, т.е. человека с понятийным мышлением, который в критический момент «выстреливает» всплеском яркого и стремительного клипового мышления. И самое главное, по утверждению исследователей и аналитиков, если приложить усилия, то этому действительно можно научиться.

И вот теперь глобальная задача стоит перед современным педагогическим сообществом: найти правильные пути решения. Специалистами предлагаются следующие методики: осуществлять фрагментарное представление информации и увязывать информацию с визуальными образами; практиковать метод дискуссий; на специальных тренингах обучать длительной концентрации; чтение классической художественной литературы; использование «метода парадоксов».

Давно доказано, что музыка имеет огромную силу воздействия и влияния на развитие мышления. И в контексте вопроса «клипового мышления» привлечение молодежи к музыкальному искусству и, прежде всего, к классической музыке, на сегодняшний день можно поставить в один ряд с предлагаемыми специалистами методами решения проблемы.

Классическая музыка — это лучшее, отобранное временем наследие человечества. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, память, внимание; развивают чувственное познание — ощущение и восприятие. Классическая музыка — одна из высших форм познания мира. И это ещё раз подтверждает необходимость воспитания интереса молодёжи к классической музыке.

Литература:

Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на  психологию человека в современном мире. // “Психология человека в современном мире”. Том 5.– М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.века

Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). – М: Лабиринт, 1995. – 201 с.

Ястребов Л., Клиповое, мышление как проблема школьника, учителя, родителей. http://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/

Порошенко О., Клиповое мышление: пришел, увидел, забыл - FB.ru: http://fb.ru/article/80094/klipovoe-myishlenie-prishel-uvidel-zabyil

Цыкунов И., главный редактор журнала «Наша психология» http://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk)

Моисеев М., http://www.youtube.com/watch?v=qXfNHzNKDkk

Казиник М., Классика и современность.FB.ru: http://fb.ru/article/162962/velikie-kompozitoryi-klassiki-spisok-luchshih-russkie-kompozitoryi-klassiki

Хрулева Т. http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html

Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. – М.: АСТ, 2002. – 557 с.

 http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/

 
Просмотров работы: 169