Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения.

Латкина А.В. 1, Шамкина Е.В. 2
1Донской государственный технический унивеститет
2Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития в условиях глобализации мирохозяйственных связей деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) оказывает существенное влияние на развитие экономики отдельных территорий и регионов, а также сконцентрирована главным образом на решении основополагающих экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Кроме того, система льгот, предоставляемых резидентам на территории особых экономических зон, должна ориентироваться на индивидуальные особенности страны и потребности резидентов, и иметь тесную взаимосвязь с реализуемыми на ее территориях программами.

Особые экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта и занятость населения. По оценкам специалистов, к 2020 году на ОЭЗ будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.

Вопрос эффективности введения ОЭЗ в РФ особенно актуален в данный период, поскольку экономические зоны, выступая во многих странах мира эффективной практикой по повышению инновационного и инвестиционного уровня страны, не оправдывают себя в полной мере в плане эффективности функционирования в современной России.

Под особой экономической зоной (ОЭЗ) понимают ограниченную территорию в регионах, имеющую осо­бый юридический статусом в сравнении с остальными территориями и льгот­ные экономические условия для иностранных или национальных бизнесменов.

Главной целью создания подобных зон выступает достижение стратегических целей развития государства в общем либо отдельной его территории. При этом речь идет о общеэкономических, внешнеторговых, региональ­ных, социальных и научно-технических целях. В Российской Федерации системное развитие ОЭЗ началось в 2005 г., с того момента, когда был принят Федеральный Закон об особых экономических зонах. ОЭЗ соз­дается на 20 лет и срок ее существования, согласно закону, продлению не подлежит [1].

Несмотря на разнообразие ОЭЗ в мире, представляется возможным вы­делить несколько характеристик, которые присущи любой ОЭЗ:

1. применение различных видов экономических льгот и стимулов;

2. наличие относительно обособленной системы органов управ­ления ОЭЗ, полномочной принимать в широком экономическом спектре самостоя­тельные решения;

3. всесторонняя поддержка проекта ОЭЗ со стороны центральной и регио­нальной госвласти, органов местного самоуправления;

4. максимальная открытость ОЭЗ вливанию иностранного капитала и ми­рового рынка.

Создание самой современной инфраструктуры, снижение административных барьеров, оптимальные таможенные и налоговые режимы, региональная специфика и преференции – вот залог стимулирования инновационных разработок, привлечения высокотехнологичных предприятий, ориентированных в отрасли переработки и создающих конкурентную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, а также воплощающих идеи импортозамещения, создания инновационных технологий, наукоемких производств и новых товаров.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации создано и функционирует 26 особых экономических зон четырех типов: 10 промышленных, 6 инновационных, 9 туристических и 1 ОЭЗ в сфере логистики.

В таблице 1 приведены характеристики видов ОЭЗ, существующих в России в настоящее время.

Таблица 1. Типы особых экономических зон в России

Тип особой экономической зоны

Цель создания

Приоритетное месторасположение

Действующие в РФ

Промышленные

Для ведения производственной деятельности

В крупных промышленных регионах России

«Алабуга», «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина», «Моглино», «Калуга».

Туристические

Для ведения туристического, рекреационного, спортивного и других аналогичных видов бизнеса

В местах привлекательных для туристов

«Долина Алтая», «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота - Байкала», «Завидово», «Остров Русский»

Логистические

Для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставление логистических услуг, а также создание баз для новых маршрутов

В непосредственной близости от крупных транспортных магистралей

ОЭЗ ПТ «Ульяновск», ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», ОЭЗ ПТ «Мурманск»

Технологические

Для ведения инновационного бизнеса, для создания продукции и предоставления услуг нового типа

В крупнейших научно – образовательных центрах России

«Зеленоград», «Дубна», «Санкт - Петербург», «Томск», «Иннополис», «Ступино», «Лотос», «Владивосток»

Анализируя работы, посвященные ОЭЗ и СЭЗ в России, можно наметить ряд типичных проблем функционирования ОЭЗ:

1.    отсутствие емкой нормативно-правовой базы по ОЭЗ и СЭЗ;

2.    отсутствия взаимодействия между различными ведомствами по вопросу работы ОЭЗ;

3.    малая эффективность или неэффективность туристско-рекреационных зон;

4.    недостаточно проработанная инфраструктура для технико-внедренческих ОЭЗ;

5.    высокий уровень коррупции как ключевая помеха для притока зарубежно­го инвестиционного капитала.

Обозначим соответствующие решения описанных выше проблем. В их числе будут:

1.    разработка и совершенствование нормативно-правовой базу по ОЭЗ и СЭЗ;

2.    координация федеральным центром действий всех заинтересо­ванных ми­нистерств и ведомств, центральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросу работы ОЭЗ;

3.    снижение стоимости авиаперелетов внутри страны с целью стимулирова­ния развития туристско-рекреационных ОЭЗ;

4.    вложения на основе софинансирования федеральных и регио­нальных средств в развитие инфраструктуры ОЭЗ;

5.    ужесточение контроля за расходованием федеральных и региональных средств, вложенных в развитие ОЭЗ;

6.    межведомственная работа по борьбе с коррупцией.

Реализация указанных мероприятий позволит рассчитывать на то, что со­здание особых экономических зон будет приводить не только к финансовому благополучию их предприятий-резидентов, но активно простимулирует разви­тие сопредельных территорий, смежных отраслей, что явится важным позитив­ным отличием от имеющих место попыток создания ОЭЗ в России.

Список литературы:

1.Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. М.: Магистр: ИНФРА-М., 2015. 560 с. 

2.Богданенко П.П. Калининградская особая экономическая зона: результаты и эффективность деятельности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №2-1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kaliningradskaya-osobaya-ekonomicheskaya-zona-rezultaty-i-effektivnost-deyatelnosti

3.Бузмаков Р.В. Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-28.

4.Зоны особых затрат/ Веб-сайт Gazeta.ru URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/10/10619267.shtml

5.Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2018. №3. С. 28-33.

6.Цит. по: Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире. М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России, 2018. С. 15 19.

Просмотров работы: 120