На современном этапе развития в условиях глобализации мирохозяйственных связей деятельность особых экономических зон (ОЭЗ) оказывает существенное влияние на развитие экономики отдельных территорий и регионов, а также сконцентрирована главным образом на решении основополагающих экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Кроме того, система льгот, предоставляемых резидентам на территории особых экономических зон, должна ориентироваться на индивидуальные особенности страны и потребности резидентов, и иметь тесную взаимосвязь с реализуемыми на ее территориях программами.
Особые экономические зоны существуют в более 120 странах мира, стимулируя в этих странах рост экспорта и занятость населения. По оценкам специалистов, к 2020 году на ОЭЗ будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота. Их роль в мировой экономике постоянно растет.
Вопрос эффективности введения ОЭЗ в РФ особенно актуален в данный период, поскольку экономические зоны, выступая во многих странах мира эффективной практикой по повышению инновационного и инвестиционного уровня страны, не оправдывают себя в полной мере в плане эффективности функционирования в современной России.
Под особой экономической зоной (ОЭЗ) понимают ограниченную территорию в регионах, имеющую особый юридический статусом в сравнении с остальными территориями и льготные экономические условия для иностранных или национальных бизнесменов.
Главной целью создания подобных зон выступает достижение стратегических целей развития государства в общем либо отдельной его территории. При этом речь идет о общеэкономических, внешнеторговых, региональных, социальных и научно-технических целях. В Российской Федерации системное развитие ОЭЗ началось в 2005 г., с того момента, когда был принят Федеральный Закон об особых экономических зонах. ОЭЗ создается на 20 лет и срок ее существования, согласно закону, продлению не подлежит [1].
Несмотря на разнообразие ОЭЗ в мире, представляется возможным выделить несколько характеристик, которые присущи любой ОЭЗ:
1. применение различных видов экономических льгот и стимулов;
2. наличие относительно обособленной системы органов управления ОЭЗ, полномочной принимать в широком экономическом спектре самостоятельные решения;
3. всесторонняя поддержка проекта ОЭЗ со стороны центральной и региональной госвласти, органов местного самоуправления;
4. максимальная открытость ОЭЗ вливанию иностранного капитала и мирового рынка.
Создание самой современной инфраструктуры, снижение административных барьеров, оптимальные таможенные и налоговые режимы, региональная специфика и преференции – вот залог стимулирования инновационных разработок, привлечения высокотехнологичных предприятий, ориентированных в отрасли переработки и создающих конкурентную продукцию с высокой долей добавленной стоимости, а также воплощающих идеи импортозамещения, создания инновационных технологий, наукоемких производств и новых товаров.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации создано и функционирует 26 особых экономических зон четырех типов: 10 промышленных, 6 инновационных, 9 туристических и 1 ОЭЗ в сфере логистики.
В таблице 1 приведены характеристики видов ОЭЗ, существующих в России в настоящее время.
Таблица 1. Типы особых экономических зон в России
Тип особой экономической зоны |
Цель создания |
Приоритетное месторасположение |
Действующие в РФ |
Промышленные |
Для ведения производственной деятельности |
В крупных промышленных регионах России |
«Алабуга», «Липецк», «Тольятти», «Титановая долина», «Моглино», «Калуга». |
Туристические |
Для ведения туристического, рекреационного, спортивного и других аналогичных видов бизнеса |
В местах привлекательных для туристов |
«Долина Алтая», «Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Ворота - Байкала», «Завидово», «Остров Русский» |
Логистические |
Для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставление логистических услуг, а также создание баз для новых маршрутов |
В непосредственной близости от крупных транспортных магистралей |
ОЭЗ ПТ «Ульяновск», ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», ОЭЗ ПТ «Мурманск» |
Технологические |
Для ведения инновационного бизнеса, для создания продукции и предоставления услуг нового типа |
В крупнейших научно – образовательных центрах России |
«Зеленоград», «Дубна», «Санкт - Петербург», «Томск», «Иннополис», «Ступино», «Лотос», «Владивосток» |
Анализируя работы, посвященные ОЭЗ и СЭЗ в России, можно наметить ряд типичных проблем функционирования ОЭЗ:
1. отсутствие емкой нормативно-правовой базы по ОЭЗ и СЭЗ;
2. отсутствия взаимодействия между различными ведомствами по вопросу работы ОЭЗ;
3. малая эффективность или неэффективность туристско-рекреационных зон;
4. недостаточно проработанная инфраструктура для технико-внедренческих ОЭЗ;
5. высокий уровень коррупции как ключевая помеха для притока зарубежного инвестиционного капитала.
Обозначим соответствующие решения описанных выше проблем. В их числе будут:
1. разработка и совершенствование нормативно-правовой базу по ОЭЗ и СЭЗ;
2. координация федеральным центром действий всех заинтересованных министерств и ведомств, центральных, региональных и муниципальных органов власти по вопросу работы ОЭЗ;
3. снижение стоимости авиаперелетов внутри страны с целью стимулирования развития туристско-рекреационных ОЭЗ;
4. вложения на основе софинансирования федеральных и региональных средств в развитие инфраструктуры ОЭЗ;
5. ужесточение контроля за расходованием федеральных и региональных средств, вложенных в развитие ОЭЗ;
6. межведомственная работа по борьбе с коррупцией.
Реализация указанных мероприятий позволит рассчитывать на то, что создание особых экономических зон будет приводить не только к финансовому благополучию их предприятий-резидентов, но активно простимулирует развитие сопредельных территорий, смежных отраслей, что явится важным позитивным отличием от имеющих место попыток создания ОЭЗ в России.
Список литературы:
1.Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и офшорные зоны. М.: Магистр: ИНФРА-М., 2015. 560 с.
2.Богданенко П.П. Калининградская особая экономическая зона: результаты и эффективность деятельности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. №2-1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kaliningradskaya-osobaya-ekonomicheskaya-zona-rezultaty-i-effektivnost-deyatelnosti
3.Бузмаков Р.В. Эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-28.
4.Зоны особых затрат/ Веб-сайт Gazeta.ru URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/04/10/10619267.shtml
5.Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2018. №3. С. 28-33.
6.Цит. по: Костюнина Г.М. Свободные экономические зоны в России и мире. М.: МГИМО (У) МИД России, каф. МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России, 2018. С. 15 19.