Особенностью биатлона является сочетание двух различных по характеру деятельности видов спорта – лыжной гонки и стрельбы – в одном соревновании, а потому специфика подготовки биатлонистов направлена на достижение высоких спортивно-технических результатов через комплексные тренировочные занятия.
Увеличение спортивных результатов в биатлоне тесно связано с поиском резервов повышения средней дистанционной скорости в беге на лыжах, которая состоит из скорости преодоления разных по сложности отрезков дистанции, точной и быстрой стрельбы на рубежах.
В настоящее время в специальной и научно-методической литературе достаточно широко представлены материалы, раскрывающие ведущую роль спортивной тренировки юных биатлонистов, а также средств и методов ее развития.
На современном этапе развития биатлона большое внимание уделяется следующим вопросам: методике овладения основными навыками ведения стрельбы, тактике передвижения на лыжах с оружием во время прохождения соревновательных дистанций, скорости подхода к огневым рубежам, влиянию физических нагрузок на результативность стрельбы.
Цель работы – охарактеризовать процесс спортивной подготовки биатлонистов на этапе начальной специализации.
В структуре многолетней спортивной подготовки важное значение имеет начальный этап спортивного совершенствования, основными задачами которого являются: укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений [2, с 2].
Подготовка юных спортсменов характеризуется многообразием средств и методов, широким применением материала различных видов спорта и подвижных игр, использованием игрового метода.
На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного материала.
Спортивная подготовка юных биатлонистов обусловлена закономерностями развития спортивной формы, сезонно-климатическими условиями и календарем соревнований [1, с. 250].
По федеральному стандарту подготовку юных биатлонистов проводят по следующим возрастным группам, указанным в табл. 1.
Таблица 1. Возрастные границы этапов многолетней подготовки биатлонистов
Этапы спортивной подготовки |
Продолжитель-ность этапов (в годах) |
Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) |
Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки |
3 |
9 |
10 – 12 |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) |
5 |
12 |
6 – 8 |
Этап совершенствования спортивного мастерства |
Без ограничений |
15 |
2 – 5 |
Этап высшего спортивного мастерства |
Без ограничений |
17 |
1 – 3 |
Индивидуальные различия в темпах биологического созревания не являются препятствием для занятий биатлоном. Ускоренный, нормальный, замедленный или сложный типы биологического развития не могут служить показанием или противопоказанием для зачисления в группы/ секции по биатлону.
В этой связи в подготовке юного биатлониста учет биологического возраста имеет особо важное значение, т.к. возраст паспортный зачастую не совпадает с возрастом биологическим и дети одного паспортного возраста могут различаться по уровню биологической зрелости на 1 - 4 года.
Эти различия имеют принципиальное значение, поскольку в соответствии с общими закономерностями развития организма биологический возраст значительно больше паспортного влияет на характер происходящих в организме функционально-структурных изменений, их величину и направленность, на динамику показателей физического развития, на факторы, определяющие спортивный результат в биатлоне.
На практике формирование групп и планирование тренировочных нагрузок только с учетом календарного возраста занимающихся чревато большими тренерскими просчетами.
В начальной подготовке юных биатлонистов одним из важнейших условий является разносторонняя физическая подготовка, основанная на учете возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностях развивающегося организма.
Так же, задачей спортивной подготовки на начальном этапе являются выполнение общего объема стрелковой и циклической тренировочной нагрузки с целью создания прочного фундамента для целенаправленной работы по развитию и достижению наивысшей спортивной формы и её реализации на соревнованиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в многолетней тренировке биатлонистов этап начальной подготовки играет очень важную роль, так как закладывается фундамент для дальнейшего развития спортсмена. На данном этапе важно не навредить юному спортсмену, грамотно планировать тренировочный процесс и обращать внимание анатомо-физиологических и психологических особенностях развивающегося организма.
Список используемой литературы
Дунаев К.С. Особенности подготовки юных биатлонистов в годичном цикле тренировки // Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию первых Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимп. движения в стране. - Якутск, 2016. - С. 249 - 251.
Кузин В. В. Научные приоритеты в физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества (первые итоги работы Проблемного научного совета по физической культуре РАО) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 22. - С. 2–5.
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта биатлон, от 30 августа 2013 г. №686.