В современной экономической литературе существует множество исследований о влиянии образования на экономические показатели – как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне всей страны. Тем не менее, нет достаточно четких и однозначных выводов о том, как образование воздействует на эти показатели. В качестве обоснования такой неоднозначности можно привести тот факт, что человеческий капитал сложно измерить количественно и качественно.
Кроме того, не стоит забывать, что процесс обучения занимает достаточно длительный период (получение среднего полного образования составляет в нашей стране 11 лет), а эффект от получения образования достигается в основном уже после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, растягиваясь во времени.
К экономическим выгодам образования традиционно относят:
1. Рост качества производимой продукции
2. Снижение безработицы
3. Увеличение налоговых платежей (в частности, подоходного налога)
4. Увеличение доли людей, ведущих здоровый образ жизни
5. Снижение социально-экономического неравенства (коэффициент Джинни)
Напомним, что существует два вида критериев эффективности:
– «критерии результата» (результаты должны быть выше результатов того же преподавателя (специалиста) или выше результатов, типичных для образовательных учреждений того же уровня данного региона, результаты учащегося должны в максимальной степени соответствовать его возможным);
– критерии затраченного времени для достижения результата. Чем меньше времени затрачивается, тем эффективнее деятельность (при одинаковом результате).
Чтобы измерить эффективность сферы образования, необходимо знать три ключевых показателя:
1) количество учащихся;
2) общий объем финансирования;
3) конечный результат, с помощью которого измеряется качество образовательного процесса.
Могут использоваться разные показатели качества образовательного процесса: количество аттестатов (дипломов) особого образца, количество 100-бальных ЕГЭ (ИГАВ), количество учеников закончивших образовательную программу соответствующей ступени и т.д.
Рисунок 1 Ключевые показатели, позволяющие оценить эффективность сферы образования
Для определения эффективности деятельности сферы школьного образования необходимо вычислить три показателя [1,48]:
1. Показатель экономической эффективности, который определяется как частное от деления показателя бюджетной услуги на стоимость предоставляемой услуги. В образовательном учреждении это деление количества учащихся на затраты на их обучение.
Если разделить затраты на обучение на количество учащихся, то получим норматив расходных обязательств в расчете на одного ученика.
2. Показатель результативности, или качества образовательного процесса, который рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на общее количество учеников.
3. Показатель эффективности бюджетных расходов рассчитывается путем деления количества учеников, закончивших на «хорошо» и «отлично», на затраты на обучение. В свою очередь, если умножить показатель экономической эффективности на показатель результативности, можно получить показатель эффективности бюджетных расходов на образование.
В связи с этим можно сделать вывод, что для повышения эффективности расходов необходимо:
? сокращать расходы на образование, не ухудшая качества, т.е. при сохранении результативности повышать экономической эффективности;
? повышать качество образования, не увеличивая расходы на него, то есть при сохранении экономической эффективности повышать результативность. Следовательно, чтобы повысить эффективность расходов на образование надо предоставлять образовательные услуги либо качественнее, либо дешевле, либо совместить и то и другое.
Для примера рассмотрим ключевые показатели оценки конкурентоспособности и экономической эффективности ВУЗа.
Согласно Р. Фатхутдинову, «конкурентоспособность ВУЗа — это его способность: 1) готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынках труда; 2) разрабатывать конкурентоспособные новшества в своей области; 3) вести эффективную воспроизводственную политику во всех сферах своей деятельности» [2,32].
Соглашаясь с этим определением, отметим, что конкурентоспособность также непосредственно связана с экономической эффективностью деятельности ВУЗа. Вложения в конкурентные преимущества (обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности) оправданы до тех пор, пока они приносят положительный экономический эффект (чистый доход ВУЗа должен превышать затраты, осуществленные для его достижения).
Таким образом, последовательность оценки эффективности функционирования ВУЗа должна складываться из следующих этапов:
1. Сравнение внешних показателей (в статике и динамике за несколько лет) результативности ВУЗа с основными конкурентами в регионе. К таким показателям относятся: стоимость оказываемых услуг, количество программ подготовки и переподготовки кадров (в том числе программ дополнительного обучения), количество обучающихся по этим программам, количество выпускников, работающих по полученной специальности, количество выпускников, зарегистрированных на бирже труда, обеспеченность ВУЗа материально-техническими ресурсами.
2. Расчет внутренних показателей конкурентоспособности, характеризующих инновационную активность ВУЗа (кадровая обеспеченность, доля кандидатов и докторов наук в ППС, количество выпускаемых монографий, учебно-методических пособий, количество зарегистрированных патентов на изобретения, количество студентов, принимающих участие в конкурсах и олимпиадах, количество защищенных диссертаций и иные подобные показатели).
3. Определение «веса» каждого параметра в общей конкурентоспособности ВУЗа (например, с использованием балльной системы).
4. Сопоставление результата (дохода) от достижения требуемого уровня показателя конкурентоспособности с затратами на это достижение по каждому показателю.
5. Сравнение общего результата (дохода) ВУЗа с совокупными затратами. Если разница между ними больше нуля, то деятельность ВУЗа можно признать эффективной, а его позиции конкурентоспособными.
Библиографический список
1. Анисовец Т.А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие.- СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. – 180с.
2. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью вуза//Высшее образование.-2006.-№9.-с.31-36