Студенческие спортивно-оздоровительные лагеря являются частью социальной инфраструктуры вуза. В данном понимании под социальной инфраструктурой будут пониматься такие условия, которые должным образом способствуют удовлетворению потребностей населения и организационному развитию [2]. В вузах такими задачами будут: всестороннее развитие личности обучающихся, нравственное и трудовое воспитание и, конечно же, укрепление здоровья студентов.
Студенческая молодёжь представляет особую социальную прослойку населения, объединяющуюся по особым критериям – определённая возрастная группа, специфический образ жизни и обучения. Обучение в вузе, несомненно, относится к категории умственного труда, требующего постоянного длительного напряжения как интеллектуального, так и эмоционального, постоянного проявления волевых качеств студента, именно по этому здоровье обучающихся является одним из основных критериев обучения в вузе [3]. Логично предположить, что в летний период времени качественный отдых особенно необходим студентам.
Улучшение физического состояния и укрепление здоровья студенческой молодёжи становятся одними из важнейших функций лагерей спортивно-оздоровительного профиля. Лагеря такого типа, как правило, имеют обширную материальную базу, которая позволяет заниматься спортом и оздоровлением обучающихся. Таким образом, сервис, который предоставляет лагерь как предприятие индустрии спорта, делится на два типа: физкультурно-оздоровительный и спортивный.
Физкультурно-оздоровительная работа в лагере играет одну из важнейших ролей в организации активного отдыха студенчества. Она выстраивается согласно общему плану и распорядку лагеря, при этом чаще всего для каждой смены физкультурно-оздоровительная работа выстраивается по своему. Не малую роль при планировании мероприятий оздоровительного характера будут играть такие факторы как: тип лагеря, контингент отдыхающих, его месторасположение, близость водоёмов, ландшафт, климатические условия, материально техническое оснащение, заполняемость, количество отдыхающих, срок пребывания [4]. Как правило, физкультурно-оздоровительная и спортивная работа включает в себя:
каждодневная утренняя гимнастика (зарядка);
различные виды закаливания: воздухом, солнцем и водой;
тренировочный процесс;
занятия физическими упражнениями;
соревновательная деятельность в виде товарищеских и матчевых встреч.
В лагерях складываются традиционные формы рекреационно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, направленных на оздоровление студенческой молодежи, которые регулярно совершенствуются и видоизменяются. Организация всей работы лагеря должна быть максимально направлена на активный, а главное качественный отдых и оздоровление отдыхающих, а также реализацию функции физического воспитания студенчества, повышения спортивного мастерства студентов-спортсменов.
Главный принцип работы – это физкультурно-оздоровительная деятельность. Время для занятий физической культурой составляет 4 – 5 часов в день. При такой нагрузке особое значение имеет хорошо организованный отдых, соблюдение режима дня.
Соревнования – важнейшая форма физкультурно-спортивной работы. Они служат средством пропаганды физической культуры и спорта, сплочения молодежного коллектива, мотивируют студентов к занятиям физическими упражнениями. Поэтому при организации соревнований сотрудники лагеря должны следовать следующим принципам:
в соревнованиях должны принимать участие как можно больше отдыхающих независимо от пола, возраста, общей физической и спортивно-технической подготовки, согласно рекомендации медработника и возможностям каждого студента;
программа соревнований составляется так, чтобы заинтересовать участников и болельщиков, сделать их доступными каждому;
организация и объективность судейства;
торжественность открытия и закрытия;
награждение победителей и призеров [5].
Всё это создает атмосферу спортивного праздника.
Также в лагере могут проводиться занятия оздоровительной направленности, во время которых используются элементы популярных физкультурно-оздоровительных программ: ритмической гимнастики, пилатеса, фитбол-аэробики.
Следующей важной задачей спортивно-оздоровительного лагеря является подготовка спортсменов к предстоящим соревнованиям в новом учебном году. Лагеря часто являются базой для проведения учебно-тренировочных сборов, поскольку их материальная база отлично подходит для этого.
Сборные команды университета по различным видам спорта в первую очередь должны решать задачи общей и специальной физической подготовки, к примеру, отработка сложных технических элементов, синхронного взаимодействия, сплочения коллектива и др.
Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата в молодежной среде, а педагогическое мастерство управленческого персонала оказывает решающее воздействие на создание микроклимата в коллективе [6].
Отметим, что сборные команды университета приезжают в лагеря, но занимаются по своей программе, предварительно согласовывая свой распорядок дня, договариваются на какое время им предоставляются спортивные площадки для занятий с администраций спортивного объекта.
Таким образом студенческие лагеря, как предприятие индустрии спорта решают следующие задачи:
привлечение к регулярным занятиям физической культурой и спортом студентов;
качественный оздоровительный отдых:
ознакомление с санитарно-гигиеническими требованиями;
привитие режима дня и рационального отдыха;
воспитание навыков самоуправления и организации активного отдыха;
воспитание студенческой прослойки населения в духе патриотизма, высокой морали и коллективизма.
Также спортивно-оздоровительные лагеря являются предприятиями, оказывающими населению в лице студентов следующие физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги:
Проведение занятий по физической культуре и спорту:
занятия в группах общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры;
разработку индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;
Проведение спортивно-зрелищных мероприятий:
спортивные и оздоровительные мероприятия для участников турниров, кроссов, марафонов, турниров по спортивным играм;
спортивные праздники;
Организация и проведение учебно-тренировочного процесса:
обучение потребителей услуг рациональной технике двигательных действий, формирование умений, навыков и знаний в избранной спортивной дисциплине;
педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей, соответствующих требованиям спортивной деятельности, в области которой ведется подготовка;
педагогическое воздействие, направленное на компенсацию у потребителя услуг недостающих компонентов тактической, технической, физической и других видов готовности к потреблению услуги;
организацию комплексного контроля за уровнем разносторонней подготовленности и состоянием здоровья потребителя услуг;
консультативную помощь по различным направлениям построения и содержания учебно-тренировочного процесса;
Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (объектов:
использование физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий (физкультурно-оздоровительных упражнений, спортивных тренировок) по выбранному виду услуг и соревнований;
использование объектов для оздоровительного отдыха;
пользование спортивным оборудованием (тренажерами, снарядами, инвентарем) [1].
Спортивно-оздоровительные лагеря обладают для этого соответствующей инфраструктурой и кадровым составом. Эти ресурсы используются в основном в каникулярное время и выполняют две основные задачи: физкультурно-оздоровительную, которая включает в себя укрепление здоровья и улучшение физического состояния студентов вкупе с качественным отдыхом, и спортивную, которая в свою очередь позволяет спортсменам подготовиться к предстоящим соревнованиям.
Литература
ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200031619 (дата обращения 25.11.18)
Антонюк В.С., Буликеева А.Ж. Социальная инфраструктура в системе региональной инфраструктуры // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 11.
Иванова Н. Э., Касаткина Т. Б., Игонина Р. В., Конькова С. Ю. Формирование потребности студентов в здоровом образе жизни в процессе их обучения в ВУЗе // Вестник Кемеровского государственного университета – 2014. – Том 2, № 2. С. 91-95.
Матяжов В.С. Студенческий лагерь отдыха и спорта: учебно-методическое пособие. Львов: Издательство Львовского государственного университета. – 1980. – 140 с.
Кибенко Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью формирования здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. – 2013. – № 1. - С. 32 – 36.
Кибенко Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. – 2014. – № 2. – С. 101 – 106.