Современные тенденции развития спортивной индустрии диктуют предприятиям сервиса выбор новых и усовершенствованных форм обслуживания. Международный уровень спортивных мероприятий и статусность участников и гостей требуют, в свою очередь, высокого уровня сервиса на спортивных аренах. Создание таких условий и поддержание соответствующих стандартов обслуживания могут обеспечить предприятия, имеющие соответствующий класс и опыт участия в подобных мероприятиях. Тем не менее, даже такие предприятия сервиса без постоянного внимания к изменяющимся запросам потребителей и совершенствования процессов обслуживания не смогут долгое время удерживать конкурентные позиции.
Анализ немногочисленных источников информации по тематике исследования показал, что главными особенностями организации питания на спортивных мероприятиях являются:
значительное количество клиентских групп с различными требованиями;
большой объем производимых в ограниченное время услуг;
большое количество задействованного персонала;
подбор оборудования и персонала для обслуживания значимого события.
Вместе с тем в литературе отмечается важность кейтеринга для организации спортивной арены как самоокупаемого объекта: обеспечениеэкономической жизнеспособности спортивного объекта за счет удовлетворения потребностей разных групп потребителей, в том числе значимых VIP-персон.
В рамках настоящего исследования нас интересовали особенности подготовки квалифицированного персонала ресторана к выездному обслуживанию на спортивной арене. Для того, чтобы их выявить мы провели сравнение этапов обслуживания клиентов линейным персоналомв ресторане и в рамках выездного обслуживания (табл.). Процессы выездного обслуживания рассматривались на примере концертно-спортивного многофункционального комплекса «Сибур Арена», Санкт-Петербург.
Таблица
Сравнение этапов обслуживания клиентов линейным персоналомв ресторане и в рамках выездного обслуживания
Исполнитель |
|||
Шаги |
Ресторан (стандартное обслуживание) |
Сибур арена (выездное обслуживание) |
Комментарии по несоответствию |
1. Принять бронирование |
+ хостесс |
- |
На арене бронирования не принимаются. Ресторан работает в режиме свободной рассадки гостей.Ложи забронированы компаниями и также могут заполняться или не заполняться втечение дня.Данное условие усложняет планирование работы, прогнозирование загрузки осложнено. |
2. Встретить гостя, используя имя гостя (если известно) Уточнить информацию о имени/ бронировании. Проводить гостя к столу Помочь сесть за стол Дать гостю меню |
+ хостес + хостес + хостес + хостес + хостес |
+ официант менеджер - + официант менеджер + официант менеджер + официант менеджер |
Отсутствие хостес является финансово-эффективным решением. Функционал должен быть выполнен официантом или менеджером. |
3. Поприветствовать гостя |
+ официант |
+ официант |
|
4. Принять заказ на напитки, учитывая пожелания гостей Занести заказ в систему (micros, rkeeper и тд) |
+ официант + официант |
+ официант _ |
В условиях выездного обслуживания нет возможности установки системы. Заказ должен быть зафиксирован в установленной форме и передан на кухню. |
5. При необходимости: Объяснить меню, концепцию буфета, специальные блюда Предложить гостю свои рекомендации по меню Убрать лишнюю сервировку |
+ официант + официант + официант (в некоторых случаях хостес) |
+ ресторан: официант, помощник официанта + ресторан: официант, помощник официанта _ |
В часы наибольшей загрузки помощник официанта должен быть готов помочь гостю с меню и быть осведомлен о деталях меню.Лишняя сервировка не убирается, гости свободно рассаживаются и могут садиться за уже занятый стол |
6. Забрать и сервировать напитки |
+ помощник официанта, бармен |
+ официант, помощник официанта |
|
7. Принять заказ по меню Занести заказ в систему (micros, rkeeper и тд) |
+ официант + официант |
+ официант - |
См выше |
8. Подготовить стол к подаче блюда |
+ официант |
+ официант, помощник официанта |
|
9. При необходимости: Засервировать/ предложить комплименты (снеки, хлеб , оливковое масло и тд) |
+ помощник официанта |
+ помощник официанта |
|
10. Засервировать блюдо |
+ официант, помощник официанта |
+ официант, помощник официанта |
|
11. Вести стол Уточнить нравится ли блюдо всем гостям/ необходимо ли что- то гостям (например,свежемолотый перец к мясу) |
+ официант, менеджер |
- |
Условия соревнований не подразумевают детального контакта гостя и официанта. Официант не должен отвлекать гостей от обсуждения или просмотра игр. |
12. “Зачистить” стол. Приготовить стол к следующему блюду Отправить на кухню “fire” / проинформировать кухню о готовности гостей к следующему блюдуф |
+ официант |
+ официант, помощник официанта |
|
Вести стол далее по заказу Повторить шаги 8-12 |
+ официант, менеджер |
+ официант, помощник официанта |
|
14. Ознакомить гостей с десертным меню Предложить горячие напитки |
+ официант |
+/- официант, помощник официанта |
Гости спешат и заказывают десерт сразу. |
15. Принять заказ на десерты и горячие напитки Занести заказ в систему (micros, rkeeper и тд) |
+ официант |
+/- официант, помощник официанта |
|
Приготовить стол к десерту |
+ официант |
+ официант, помощник официанта |
|
17. Засервировать десерты и горячие напитки |
+ помощник официанта |
+ официант, помощник официанта |
|
18. Вынести чек Выполнить оплату Закрыть чек в системе |
+ официант |
- |
Все операции по оплате проходят постфактум с организаторами мероприятия. Гости не оплачивают и не подписывают чеки. |
19. Помочь гостям с уходом 8) Поблагодарить гостей за их визит и пригласить их прийти вновь |
+ все |
+ все |
В часы высокой загрузке этот шаг очень часто пропущен. |
20. Убрать стол и подготовить его к следующим гостям |
+ официант |
+ помощник официанта |
Из проведенного сравнения видно, что последовательность сервиса в рамках выездного обслуживания за исключением нескольких шагов соответствует сервису ресторанов отеля. Объективно отличается функционал каждого звена:
- официант перенимает функционал хостес;
- менеджер менее вовлечен в сервис.
Для выявления субъективного мнения сотрудников был проведен опрос персонала, участвующего в обслуживании теннисного турнира на Сибур Арене и экспертов ресторана, обеспечвающегокейтеринг.
На рисунке 1 представлено процентное соотношение опрошенных сотрудников в соответствии с их функциональной ролью. Также приведено соотношение экспертов – рисунок 2.
Рисунок 1. Функциональная роль сотрудников, участвующих в обслуживании
Диаграмма 2. Функциональная роль экспертов
В ходе анализа ответов сотрудников и экспертов был сделан следующие вывод: опыт выездного обслуживания интересен большинству (рисунок 3).
Рисунок 3. Интересен ли опыт выездного обслуживания сотрудникам, участвующим в обслуживании. Мнение сотрудников, участвующих в обслуживании - 1) и экспертов – 2)
На рисунке 4 проанализирована мотивация сотрудников.
Рисунок 4. Нематериальная мотивация сотрудников. По мнению самих сотрудников – 1), по мнению экспертов – 2).
Интересный результат:рядовые сотрудники не считают, что обслуживание в рамках выездного обслуживания отличается от сервиса в ресторане. Эксперты же видят сервис различным - рисунки 5-6.Данное противоречие указывает на необходимость необходимости проведения тренингов, направленных на понимания особенностей выездного сервиса линейным персоналом.
Рисунок 5. Ответы на вопрос: «Отличаются ли стандарты обслуживания в ресторане (в отеле) от стандартов ресторана на Сибур Арене?» Мнение сотрудников, участвующих в обслуживании - 1), и экспертов – 2)
Рисунок 6. Ответы на вопрос: «Ваши функции в отеле сложнее тех, что Вы выполняли в ресторане на Сибур Арене?» Мнение сотрудников, участвующих в обслуживании - 1), и экспертов – 2)
Также на необходимость тренинга указывает необходимость обучения новичков, подтвержденная большинством опрошенных сотрудников и экспертов – рисунок 7.
Рисунок 7. Ответы на вопрос: «Помогали ли Вы новым на площадке сотрудникам отеля?» Мнение сотрудников, участвующих в обслуживании - 1) и экспертов – 2)
На рис. 8 показано, что сотрудники и эксперты осознают, что ожидания гостей и vip-персон не уступают ожиданиям гостей ресторана.
Рисунок 8. Ожидания гостей ресторана на Сибур Арене ниже ожиданий гостей ресторана банкетной службы отеля? Мнение сотрудников, участвующих в обслуживании - 1) и экспертов – 2).
Почти половина линейного персонала не столкнулись с трудностями при выездном обслуживании, что показывает хорошую работу менеджеров, однако, на рис. 9 видно, что и рядовые сотрудники, и менеджеры отмечали недопонимание внутри коллектива, усталость и другие факторы.
Рисунок 9. Мнение респондентов о сложностях выездной работы (сотрудники 1) и эксперты 2).
Таким образом, тренинг для сотрудников, осуществляющих кейтеринг-обслуживание спортивной арены, необходим. Нас интересовало мнение экспертов о форме занятия и вопросах, выносимых на обсуждение (рис.10).
Рисунок 10. Ответы экспертов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, может сократить время адаптации сотрудника к условиям работы в рамках выездного обслуживания?»
Как видно, примерно в равной доле эксперты считают необходимыми:
вводный тренинг на площадке;
обсуждение ошибок и сложностей внутри команды постоянных сотрудников;
разработка стандартов кейтеринг-обслуживания;
включение тренинга для персонала, занятого на кейтеринг-обслуживании спортивной арены, в программу тренингов ресторана.