Развитие познавательной активности учащихся пятых классов на внеклассных мероприятиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие познавательной активности учащихся пятых классов на внеклассных мероприятиях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внеклассные мероприятия являются важной частью современного учебно-воспитательного процесса. Математическая направленность внеклассной деятельности обучающихся является одним из важных элементов их общего развития. Особое значение внеклассные мероприятия с математической тематикой имеют на начальном этапе изучения математики в основной школе. В это время создается основа для дальнейшего развития личности учащихся средствами отдельной учебной дисциплины.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ОО) организация внеклассной деятельности учащихся является неотъемлемой частью современного образовательно процесса в школе. Проведенные наблюдения за несколькими группами учащихся пятых классов позволили сделать вывод о том, что они всегда активно реагируют на необычную информацию, которая может иметь также и учебный характер, в частности, математического содержания. Это позволяет создать дополнительные условия для повышения интереса к математике, развивать творческие способности, поднимать общую математическую культуру и способствовать повышению успеваемости при изучении программного материала. Внеклассные мероприятия развлекательного характера могут быть дополнены также кружковой работой с учащимися, в том числе и по математике. Внеклассная работа тесно связана с познавательной активностью учащихся.

Анализируя различные определения познавательной активности учащихся, сформулированные различными авторами, можно сказать, что этот термин характеризует некоторое качество личности человека, которое определяет его отношение к процессу и содержанию обучения и стремление к достижению успехов в учебно-познавательной деятельности.

Познавательная (учебная) активность учащихся выражается в стремлении, получать знания, формировать необходимые умения и навыки продуктивной деятельности, преодолевая естественные трудности за счет собственных волевых усилий в интеллектуальной работе. Анализ опубликованных в психолого-педагогической литературе материалов, относящихся к учебно-познавательной активности, позволяет выявить внутреннюю уровневую структуру этого понятия.

К первому уровню можно отнести познавательную активность, которая имеет воспроизводящий характер. Этот уровень определяет стремление учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень характеризуется неустойчивостью волевых усилий учащегося, отсутствием у него интереса к углублению и расширению собственных знаний.

Второй уровень развития можно охарактеризовать как интерпретирующую активность, которая характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Третий уровень можно определить, как творческий. Характерной особенностью этого уровня развития познавательного интереса является проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении целей обучения, характеризующиеся высокой степенью устойчивости.

На основе определения и выявленной структуры познавательного интереса учащихся с учетом их возрастных особенностей и начального этапа изучения математики в основной школе была разработана анкета, содержащая 20 вопросов с вариантами ответов. Вопросы анкеты сформированы в тематические группы, которые относятся к отдельным элементам структуры познавательной активности. Формулировка вопросов была направлена на выявление личностно-эмоциональных качеств учащихся через предметную сферу математики. Процедура анкетирования проводилась с использованием средств видеофиксации, о которой учащиеся были предупреждены заранее. Применение таких средств позволило детально проанализировать их реакцию при проведении анкетирования.

В экспериментальной работе приняли участие 30 человек. Познавательная активность учащихся оценивалась с помощью балльно-рейтинговой системы, основу которой составляли соответствующие критерии и шкала оценивания. Полученные данные были разбиты на три уровня развития познавательной активности учащихся: высокий, средний и низкий. Критерии уровней определялись количеством полученных баллов и результатами наблюдений за учащимися в процессе анкетирования и вычислялись в сто бальной шкале, как процент набранных баллов от максимально возможного. Интервалы применяемых уровней приведены в следующей таблице.

Уровень развития познавательной активности

Количество баллов

Высокий

100-56

Средний

55-36

Низкий

менее 36

Диаграмма, отражающая результаты анкетирования, приведена на рис.1.

Рис 1. Результаты анкетирования учащихся пятого класса

Таким образом, результаты анкетирования показали, что более половины учащихся имеют средний и низкий уровень развития познавательной активности, определяемый по предметной сфере математики. Для того, чтобы повлиять на эту ситуацию в положительном направлении была предпринята попытка выявить влияние нескольких внеклассных мероприятий с математической тематикой на состояние познавательного интереса учащихся к предмету. Была выбрана познавательно-игровая технология проведения внеклассного мероприятия.

Было проведено три внеклассных мероприятия с учащимися пятых классов под общим названием «Вычислительный центр», основу которых составляли занимательность заданий и соревновательность в достижении результата.

Возрастные особенности учащихся 5-го класса требуют включения работы различных органов чувств, а значит, разнообразия видов деятельности учащихся. При этом наиболее важная мыслительная деятельность не может быть слишком продолжительной и отвлеченной. Именно для этого возраста качество знаний существенно зависит от применения различных технических средств проведения мероприятия и внешних необычных эффектов.

Каждое из проведенных мероприятий вызвало у учащихся много положительных эмоций, которые в дальнейшем прослеживались и на уроках математики. Анализ видеоматериалов проведенных мероприятий показывает, что

Наблюдение за поведением учащихся в процессе проведения мероприятияпозволяет сделать вывод о том, что внеклассные мероприятия с математической тематикой позволяют оказывать положительное влияние на отношение учащихся на начальном уровне изучения математики к предмету, способствуют развитию коммуникативных и интеллектуальных способностей школьников, способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, выявлению организаторских и других способностей.

Повторное анкетирование, направленное на оценку уровня развития познавательного интереса учащихся пятого класса к математике, проведенное с помощью измерительных материалов той же, что и первое анкетирование структуре, но с измененной формулировкой вопросов, показало, что наблюдается хотя и небольшая, но положительная динамика. Результаты повторного анкетирования приведены на рис. 2.

Рис 2. Результаты повторного анкетирования учащихся

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение внеклассных мероприятий с математической тематикой оказывает положительное влияние на развитие познавательного интереса учащихся пятых классов математике, как учебному предмету. Эффективность положительного влияния внеклассных мероприятий по математике оказывается достаточно сильно зависит от структуры и содержания этого мероприятия и мастерства учителя, учитывающего индивидуальные и возрастные особенности его участников.

Просмотров работы: 74