Организация спортивно-массовых мероприятий в условиях общеобразовательной школы - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Организация спортивно-массовых мероприятий в условиях общеобразовательной школы

Пракопова Е.Д. 1, Сынкова Н.А. 1, Филиппова А.Н. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическое воспитание в цивилизованном обществе рассматривается, как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленный на его физическую, телесную природу. В одном из направлений физическое воспитание призвано удовлетворять потребности в оздоровительной двигательной деятельности личности и общества.

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как ухудшение здоровья детей в процессе обучения, недостаточная двигательная активность, увеличение числа учащихся, имеющих вредные привычки, отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Обозначенные проблемы решаются в процессе организации физического воспитания школьников – на уроках физической культуры и во внеклассной воспитательной работе.

В литературе проблема внеклассной работы физической культуры рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка, указываются основные формы организации внеклассной работы, современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы, рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе, в том числе физического.

Актуальность проблемы состоит в том, что разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов подрастающего поколения за счет спортивно-массовой и внеклассной работы в школе, специализированных, спортивных, культурно-оздоровительных учреждениях. Физическое воспитание в школе и вне школы требует от учителя определенных знаний, непосредственно опыта и терпения. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые в школе и в спортивных учреждениях требуют от учащихся более широкий подход.

Рассмотрим классификацию спортивно-массовых мероприятий и формы физического воспитания.

1. Дни спорта и здоровья.

К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, получивших признание, относятся дни спорта и дни здоровья.

Дни спорта - день пловца, день бегуна, день лыжника и др. являются смотром достижений в массовом привлечении населения к активным занятиям избранным видом спорта. В днях спорта принимают участие спортсмены всех возрастов. Дни спорта открыли дорогу в спорт многим школьникам. Впоследствии они стали известными спортсменами. Наибольшей массовостью отличаются дни любителей бега.

Дни спорта стали подлинными праздниками. Так, например, выглядит водный праздник в оздоровительном лагере. Его программа состоит из двух частей. Первая — соревновательная, вторая - развлекательная. Соревновательная часть включает заплывы на 25 м способами, доступными ребятам. Эстафеты 8x25 м, игры на воде. Развлекательная часть включает фигурное плавание, показательные выступления.

Не менее увлекательны дни здоровьяОни с успехом проводятся в вузах, в школах, в оздоровительных лагерях. Поучителен опыт проведения дня здоровья в оздоровительном лагере «Восток» на Береславских озерах. Готовиться к нему начинают с первых дней. Создается оргкомитет. Им утверждается дата и сценарий проведения. Основой содержания всей работы по подготовке ко дню здоровья являются обще лагерные спортивные игры «Старты надежд», в программу которых входят следующие виды соревнований: легкоатлетическое четырехборье (бег на 30 м и 60 м, прыжки в длину, метание мяча), легкоатлетический кросс, стрельба из пневматической винтовки, гимнастика (подтягивание на перекладине, лазание по канату, массовые гимнастические выступления), плавание, шахматы, настольный теннис, футбол, подвижные игры. Подготовительный период связан с предстоящим днем здоровья. Жизнь отрядов приобретает форму игры под названием «Здоровье», финалом которой является большой театрализованный праздник. В начале смены на утренней линейке «доктор Айболит» (один из вожатых) поднимает флаг игры (на нем изображен красный крест и бегун). Врач, медсестра, инструктор физкультуры, старший воспитатель, педагоги проводят в отрядах беседы на темы: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!», «Со спортом дружить - здоровым быть!», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!», «Спорт нам поможет силы умножить!», «Чистота - залог здоровья!» и др. В день торжественного открытия игры принимают старт конкурсы «Чистота, красота и уют», «В человеке должно быть все прекрасно». Учащиеся кружка рисования, например, оформляют места проведения конкурсов и соревнований. Члены музыкального кружка подбирают для праздничного концерта песни и танцы. Юные фотографы оформляют фотостенд, фотогазету под названием «А нечистым трубочистам - стыд и срам!»

Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.

Спортивный праздник - это разовое мероприятие, длящееся не более 2-3 ч, в котором самое активное участие принимают не ограниченное количество учащихся. В спортивном празднике используется широкий арсенал упражнений, доступных для учащихся разного возраста, а так же разной степени физической подготовленности и состояния здоровья, чтобы каждый мог найти себе занятие по душе. Рекомендуется включать как индивидуальные виды упражнений, так и командные. Программа и положение о празднике разрабатываются в соответствии с уровнем физической подготовленности участников. Для участия в соревнованиях на длинные дистанции (кросс - 2 км и больше, лыжи - 3 км и больше) необходимы предварительные заявки с письменным разрешением врача. Как правило, на такие дистанции выходит небольшое число учащихся, но забеги сильнейших (особенно эстафеты) весьма зрелищны. Спортивные игры как непременная составная часть праздника должны быть сокращены во времени, а их правила упрощены. Спортивные праздники имеют свои названия: «Встреча зимы», «Проводы зимы», «Велосипедные старты», «Лыжня зовет», «Бегом и пешком за здоровьем», «Всей семьей на старт», «Конкурсы самых сильных, ловких и смелых», «Самая спортивная семья» и т.п.

Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии. Обязательным компонентом фестиваля является театрализованное представление «Путешествие в малознакомый вид спорта». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с восточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).

В программы спортивных фестивалей также входит организация выставок.

Повсеместное проведение соревнований типа « Я-Чемпион!», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоровительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в организации активного отдыха населения.

Основные средства соревнований - подвижные игры и элементы спортивных игр, упражнения основной и вспомогательной гимнастики, легкой атлетики, спортивных единоборств и других видов спорта в соответствии с требованиями программы по физическому воспитанию. Нередко включают конкурсы с элементами трудовых действий, а также военно-прикладного характера.

Наиболее характерными движениями, действиями в соревнованиях являются следующие: бег - наперегонки, с увертыванием, на скорость с преодолением препятствий, в сочетании с прыжками, с резким торможением, с 8 выполнением других дополнительных заданий; метание в цель, на дальность и по движущейся цели; подлезание и переползание; прыжки на месте и в движении, через статичное и движущееся препятствие; перетягивание и переталкивание, сопротивление силой, переноска тяжестей; передвижение по узкой опоре; ориентирование в пространстве и времени, в том числе и с закрытыми глазами; ловля и передача мяча, разновидности ведения мяча руками и ногами, различные действия с мячом, скакалкой, обручем и другими предметами, спортивными снарядами и приспособлениями.

В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые перетягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.

Содержание, направленность и методика проведения соревнований предполагают соблюдение следующих основных принципов:

- соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;

- доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;

- целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;

- комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;

- коллективность действий участников;

- ступенчатость и периодичность проведения соревнований;

- гласность, сравнимость результатов, определенность цели и задач, единство требований;

-высокая культура организации и проведения соревнований;

-торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;

сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени;

рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.

В основу проведения «Я – Чемпион!» легли следующие факторы:

Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.

Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.

Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.

В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимоотношению участников игры действия:

- игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником; игры без соприкосновения, с командой-соперницей;

- участники действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдельных ее игроков;

- игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий;

- участники выступают в порядке очередности, но непосредственного контакта с соперником нет.

Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий.

Эстафеты подразделяются:

- по количеству включаемых заданий - на простые и сложные; если на всех одно задание (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), это простые эстафеты, если два и более - сложные (в качестве последних можно использовать полосу препятствий);

- по требованиям к выполняемым заданиям - на строго регламентированные и произвольные; первые требуют выполнения задания заранее оговоренным способом, вторые - любым способом, наиболее рациональным или удобным для игрока;

- по характеру перемещений - на линейные, круговые, встречные; в линейных эстафетах участники передвигаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу;

- круговых - игроки перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону;

- во встречных - половина участников каждой команды (девочки или мальчики) располагается на противоположной стороне площадки и передвижение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;

- по способу действий участников - на индивидуальные и коллективные;

- в индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями; в коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивает согласованность действий всей команды.

Для детей начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и взаимоотношений играющих: с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником, а также без соприкосновения с соперником.

Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия проведения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих большему воспитательному эффекту проводимых соревнований.

Спортивно-массовая работа в школе является важным звеном в системе физического воспитания учащихся. Различные формы спортивно-массовой работы способствуют повышению мотивации школьников  к здоровому образу жизни, привлечению учащихся к систематическим  занятиям физической культурой и спортом, позволяют создавать условия для   удовлетворения  их потребностей в физическом совершенствовании, учат организовывать активный отдых, способствуют   самоорганизации и самореализации учащихся.

Основными направлениями в сфере физической культуры и спорта являются:

1. Формирование у обучающихся понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере.

2. Совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно - управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

3. Формирование нормативно-правовых и организационно – экономических механизмов при использовании бюджетных источников финансирования.

4. Анализ эффективности использования спортивных сооружений.

5. Развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров физической подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней.

6. Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий:

- Президентских состязаний,

- Президентских игр,

- Детского многоборья,

- соревнований «Мама, папа, я – дружная спортивная семья»,

- волейбола,

- баскетбола,

- легкоатлетического четырехборья,

- лыжных гонок,

- плавания,

- шашек, шахмат,

- мини-футбола.

7. Формирование постоянно действующей информационно–пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей привлечению детей и подростков к активным занятиям физической культурой и спортом, формированию навыков здорового образа жизни.

Очевидно, спортивные мероприятия содействуют сплочению школьного коллектива, укреплению дружбы между  учащимися.

Физкультурные мероприятия, в зависимости от поставленных задач, могут проводиться одновременно для всей школы (легкоатлетический кросс, лыжные гонки, дни здоровья), для параллели классов (спортивные игры, подвижные игры) или для группы классов ( товарищеские встречи, блиц - турниры).

Неоднородность контингента школьников по возрасту, спортивным интересам, уровню физической подготовленности требует учитывать  при организации внеклассных мероприятий  следующие моменты:  контингент учащихся, возрастные особенности, виды состязания, материальное обеспечение, кадровое обеспечение.

При организации и проведения спортивных соревнований необходимо учитывать разный уровень физической подготовленности учащихся. Невозможность  выполнить то или иное  физическое упражнение снижает уровень заинтересованности ребенка в участии в соревнованиях. Требуется определенная  дифференциация в подборе физических тестов. Так, например, при проведении соревнований среди юношей, посвященных Дню Защитника Отечества,  в программу  могут быть включены упражнения, направленные на развитие различных физических качеств. Соответственно и таблица подсчета очков составлена будет таким образом, чтобы уравновесить  различные по характеру физические упражнения.

В план спортивных мероприятий можно включать разнообразные  виды подвижных и спортивных игр. Главное, чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся.

Так, например, соревнования по волейболу нежелательно проводить в 5-х классах, ввиду технической сложности. А вот в  народной игре «Русская лапта»  с удовольствием участвуют  как  5-е, так и 11-е классы.

   Различают две формы организации внеклассной работы:

1. Групповые занятия (кружки, секции).

2. Массовые  физкультурные мероприятия (туристические походы, соревнования, спортивные праздники).

В начале  каждого учебного года разрабатывается и утверждается программа физкультурных мероприятий. Это общий план мероприятий, где отражаются: туристические походы, спортивные праздники, спортивные состязания, подвижные игры, спартакиады, часы здоровья, дни здоровья, хозяйственные работы. Этот план физкультурно-массовых  мероприятий обязательно должен  согласовываться с общешкольным планом.

С целью  формирования  атмосферы состязаний, подъема  духа борьбы среди команд, классов составляется календарь спортивных соревнований.

Календарь спортивных соревнований – основная  часть общего плана физкультурно - массовых мероприятий школы, поскольку в нем   отражены: названия мероприятий, участники соревнований, сроки проведения, место проведения, ответственные за проведение мероприятий.

На каждое проводимое спортивное  мероприятие составляется положение о проведении соревнования, утверждаемое  директором школы.

В положении указываются:

- цели и задачи;

- руководство соревнованиями;

- место и время;

- участники соревнования;

- программа и условия проведения;

- определение победителей;

- награждение;

- финансирование.  

В современной школе в  рамках организации  спортивно-массовой работы  уже отработана  определенная система физкультурно-спортивной деятельности учащихся.

Помимо 4-х уроков физической культуры в неделю, из которых  два часа отводятся на спортивный выбор, в школе  ежегодно, начиная с 2005 года, проводится школьная спартакиада школьников для учащихся 2-11-х классов. Раньше в школе тоже проводились соревнования, но они носили разовый, спонтанный  характер. Теперь же  все виды соревнований систематизированы  в блоки с набором определенных видов спорта.

Для каждой параллели  классов, с учетом возраста и технической подготовленности учащихся, подобраны определенные виды спорта.

Во 2-4-х классах проводятся соревнования по 4-м видам:

  «Веселые старты»,  игра «Снайпер», лыжные гонки, «ОФП»

В 5-6-х классах проводятся соревнования по 7 видам:

День здоровья, «Веселые старты», плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол, пионербол.

В 7-11 классах проводятся соревнования по 7 видам :

День здоровья, волейбол, гандбол, плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол.

Для  привлечения к соревнованиям большего количества учащихся из каждого класса, в спартакиаду, кроме технических видов спорта, включаются также такие спортивные мероприятия как День здоровья, Соревнования на приз Деда Мороза, День Защитника Отечества, фестиваль аэробики. Одним из критериев  определения победителя в каждом из перечисленных соревнований является массовость учащихся. Кроме того, расписание проводимого соревнования построено таким образом, чтобы одновременно участвовали все учащиеся. Например, соревнование на приз Деда Мороза состоит из четырех видов состязаний: перетягивание каната, игра «Снайпер», игра «Пионербол», плавание.

В каждом виде от каждого класса участвуют 3 мальчика и 3 девочки. Таким образом, одновременно участвуют 24 человека от класса.

Календарь  спортивных соревнований составлен и рассчитан на целый учебный год.

После каждого соревнования в таблицу спартакиады заносятся результаты, где наглядно видно, какое место занимает тот или иной класс на данный момент.

В этом году календарь спортивно- массовой работы школы по срокам сориентирован на каникулярное время учащихся. Цель данного проекта направлена на организацию досуга учащихся школы в дни школьных каникул.

Таким образом, в школе в течение учебного года могут проводиться четыре спортивные недели, в которых учащиеся 2-11-х классов будут состязаться в различных соревнованиях.

В конце учебного года в каждой параллели классов определяется класс - победитель спартакиады. Победителем становится тот класс, который набрал наименьшее количество баллов  за все соревнования, проводимые в течение учебного года. При равной сумме баллов победитель определяется по наибольшему количеству призовых мест.

Следовательно, школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни. Включение в учебные планы школы занятий, позволяющие целенаправленно подготовить к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья. Самый эффективный метод в физическом воспитании является соревновательно-игровой метод.

Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроках так и на внеурочной деятельности, за счет подключения эмоций учащихся. Спортивно-массовые мероприятия исключают принуждения к учению: обучение идет через игру и соревнования. Такое обучение вызывает у ребенка радость, способствует движению вперед, обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Проведение спортивно-массовой работы, дней здоровья и просто активный отдых является необходимым условием для воспитания здорового подрастающего поколения. Позволяет в полной мере реализовать программу сохранения здоровья школьников и развитие их физических способностей.

В процессе проведения спортивно-массовых мероприятий в средней общеобразовательной школе решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья учащихся;

- формированы потребности школьников в ведении здорового образа жизни;

- приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- привлечение детей и подростков в спортивные школы и клубы.

Несомненно, что регулярное проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школах способствует увеличению интереса детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями имеют назначение – как организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.

Спорт – это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет. Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста:

- первый год обучения – подготовительная группа (7-8 лет);

- второй год обучения – младшая детская группа (9-10 лет);

- третий год обучения – старшая детская группа (11-12 лет);

- четвертый год обучения – подростковая группа (13-14 лет);

- пятый год обучения – юношеская группа (15-17 лет).

Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация – учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции.

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Практика физической культуры накопила огромный опыт проведения спортивных соревнований в школе под названием «Вас вызывает Спортландия!», «Веселые старты», «Старты надежд», «Малые Олимпийские игры» .

Для их проведения необходимы: 

1. Разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях. 
2. Создание торжественной и праздничной атмосферы.
3. Соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований. 
4. Четкое выполнение сценария и объективное судейство.
5. Награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы. 
6. Продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах. 
Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов. 
Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки. 

Особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И.

Таким образом, правильно организованная деятельность школьного коллектива физической культуры позволяет расширить масштабы внеклассной работы в школе, привлечь к систематическим занятиям физическими упражнениями и общественно-полезной деятельности наибольшее число школьников. Сам факт объединения учащихся в коллектив, способный решать задачи общественной значимости, имеет большое воспитательное значение.

Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы);

- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;

- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;

- привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;

- четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

Для того, чтобы форма работы дала желаемый результат, нужно, чтобы она была внутренне принята учителем физической культуры, педагогическом коллективом школы и её руководством и конечно же учениками.

Просмотров работы: 2234