Активная компьютеризация учебного процесса, поддержанная правительственными решениями РФ, выступает важнейшим средством, способствующим развитию современной жизни, коренным образом изменяя привычные формы учебного процесса. Работа с компьютером возможна в преподавании практически всех учебных дисциплин, что позволяет реализовать новые педагогические технологии обучения студентов. Кроме того, компьютер, обладая явным преимуществом перед другими традиционными средствами обучения, является и средством воспитания, влияющим на развитие творческого потенциала для студентов.
Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютеры облегчают работу людей, помогают в учебе и, конечно же, являются одним из самых любимых развлечений. А с появлением сети Интернет он стал еще и лучшим способом поиска информации, общения, отдыха, развлечения. Многим людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер активно вошёл в жизнь каждого студента. В результате студенты всё больше времени проводят за компьютером и в колледже на занятиях, и дома, что позволяет увеличить объем информации.
В 21 веке – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.
Студенты стали меньше проводить время на улице, меньше общаться, пользователи Интернета стали меньше общаться лично, отдав предпочтение чатам, почте, аське и т.д. Таким образом, компьютер с одной стороны привязал человека к себе, с другой в исследованих Федорова, Блиновой, Варич, Иванниковой, Богдановой и др. подтверждается, что компьютер стал источником множества заболеваний, связанных и с позвоночником, с органами дыхания, зрением и многими другими расстройствами организма и это ещё при том, что толком не изучено влияние на организм электромагнитного излучения, недостаточной ионизации воздуха и многих других факторов, и хотя человек ещё не так много лет знаком с компьютером, уже стали приобретать очертания профессиональные заболевания компьютерщиков, это в первую очередь и остеохондроз, и туннельный синдром, и зрительные расстройства.
Таким образом, мы наблюдаем противоречие между необходимостью введения в современную жизнь компьютера и других гаджетов для выхода в Интернет и ухудшением физического и психологического состояния здоровья человека.
Поэтому мы решили проверить насколько работа на компьютере и современных гаджетах влияет на психофизиологическое состояние студентов нашего колледжа.
Для этого мы определили несколько задач:
1. Изучить особенности современных гаджетов.
2. Выявить влияние компьютера и гаджетов на работоспособность студентов колледжа.
3. Разработать рекомендации по использованию компьютера и современных гаджетов.
Используемые методы: изучение литературы по данной проблеме, анкетирование студентов и теппинг-тест для оценки работоспособности.
Исследование проводилось на 26 студентах 1-3 курсов.
Итак, компьютеры, планшеты, сотовые телефоны, айпады и айфоны являются не только средствами, которые помогают развиваться человеку интеллектуально, но также являются и средствами формирования представления о мире с помощью выхода во Всемирную сеть Интернет.
Основные вредные факторы, действующие на человека:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов;
Стресс при потере информации.
Опрос студентов показал, что основными направлениями в работе с гаджетами являются (мы предлагаем ранжированный ряд): социальные сети, on-lain игры, свежие новости, информация о кумирах, подготовка к занятиям (информация для написания сообщения, доклада, курсовой и выпускной квалификационной работы). Таким образом, можно сделать вывод о том, что наши студенты в первую очередь удовлетворяют свои потребности в общении и только затем переходят к информационным возможностям Интернета.
На основании данного опроса мы и будем рассматривать данную проблему.
Анализируя ответы респондентов на вопрос «Сколько часов Вы проводите в сутки за средствами компьютеризации?», мы выявили, что:
· 40 % студентов используют ИКТ 2-3 часа в сутки;
· 37,5 % ― 4―5 часов;
· 5 % ― 6―7 час;
· 17,5 % ― 8 часов и более.
Анализ ответов респондентов на вопрос «Испытываете ли Вы физический дискомфорт во время работы с использованием средств компьютеризации?», показал:
· 32,5 % студентов никогда не испытывают ни физического, ни психического дискомфорта при работе за компьютером;
· 30 % студентов испытывают дискомфорт крайне редко;
· 35 % студентов испытывают дискомфорт часто;
· 2,5 % испытывают физический и психический дискомфорт постоянно.
Анализ ответов на вопрос «При работе за компьютером делаете ли Вы перерыв на выполнение физических упражнений?», показал:
· 10 % студентов выполняют физкультминутку (2-3 упражнения на потягивание) через каждые 45минут или 1 час работы за компьютером;
· 45 % студентов делают перерыв в работе через полтора-два часа, при этом физические упражнения занимают не более 2―3 минут и не являются главной причиной паузы;
· 32,5 % респондентов отметили, что используют упражнения в редких случаях;
· 12,5 % ― никогда не используют физические упражнения для отдыха.
Анализ ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, что средства ИКТ оказывают негативное воздействие на состояние здоровья?» показал, что:
· 27,5 % респондентов считают, что использование средств ИКТ не оказывает негативного влияния на их состояние здоровья;
· 30 % студентов считают, что на их состояние здоровье большее влияние оказывают другие факторы, нежели использование средств ИКТ;
· 32,5 % признают, что использование средств ИТК оказывает влияние на их состояние здоровья, но зависит от степени использования средств компьютеризации;
· 10 % студентов уверенно считают, что средства компьютеризации негативно влияют на их состояние здоровья.
1.Студенты киселевского педагогического колледжа активно используют средства ИКТ в работе. Однако лишь 40 % студентов пользуются компьютером в пределах нормы (2―3 часа для лиц в возрасте 17―19 года) в сутки; большая же часть (60 %) студентов превышает эти нормы, подвергая своё здоровье риску развития КЗС, нарушений осанки и другим заболеваниям вследствие гиподинамии.
2.Самооценка студентов по влиянию средств ИКТ на здоровье показала, что 37,5 % студентов испытывают негативное влияние на физическое и психоэмоциональное состояние в процессе работы за компьютером, однако лишь 10 % используют меры профилактики компьютерного зрительного синдрома в виде оздоровительно-коррекционной гимнастики для глаз.
3.Проведённые исследования показали, что студенты недооценивают негативное влияние средств ИКТ на состояние здоровья, т. к. лишь 10 % придерживаются рекомендаций по профилактике КЗС, а большинство (90 %) не используют физических упражнений (физкультпауз, физкультминуток, комплексов корригирующей гимнастики для глаз) в процессе работы за компьютером.
Теппинг-тест показал, что после 1,5 часов работы на компьютере снижается работоспособность на 52% практически у всех испытуемых, а при работе с гаждетами на все 82%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что урезанные в своих возможностях гаджеты не соответствуют санитарным нормам по шрифту, материалам, цветовой гамме и поэтому влияют на психофизиологическое состояние значительно больше, чем современный компьютер. Тем не менее, и при работе с компьютером необходимо соблюдают гигиенические правила сохранения собственного здоровья. Эти правила вам представлены в распечатанных материалах.