Игры с математическим содержанием как средство формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Игры с математическим содержанием как средство формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста

Ракушина А.О. 1, Водяха А.А. 1, Кучинская Т.А. 1
1ГПОУ "Киселёвский педагогический колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами при формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений становятся: содействие в понимании таких свойств объектов окружающей действительности и их моделей, как: цвет, форма и размер; создание условий для активной познавательной деятельности детей при взаимодействии с объектами окружающей действительности и их моделями через наблюдение и опыт, анализ и сравнение, классификацию и отвлечение и т. п.

Знакомство с величиной начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Ребенок на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать форму предметов.

Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Величина является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянствах

В XVIII-XIX вв. и на современном этапе вопросы содержания и методы обучения детей дошкольного возраста и развития представлений о величине, формах, размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, 3.А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр. М. Н. Полякова и т.д.

Формирование у детей понятие о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений. Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.).

Долгое время концепции первоначального обучения маленьких детей числу и счету строились либо на основе умозрительных теоретических построений, либо путем эмпирического опыта. Выдающиеся исследователи в области формирования элементарных математических представлений о величине предмета у детей старшего дошкольного возраста (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори) и в России (Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер) успешно сочетали непосредственную работу с детьми с теоретическим осмыслением ее результатов.

Анализируя основные подходы к проблеме формирования представлений о величине предмета у детей старшего дошкольного возраста зарубежные и отечественные, педагоги признали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность темы нашего исследования: «Игры с математическим содержанием как средство формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста».

Проблема исследования: каковы возможности игр с математическим содержанием в формировании представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение возможности игр с математическим содержанием формировании представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игры с математическим содержание как одно из средств формирование представлений о величине предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: формирование математических представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

- учитывается актуальный уровень сформированности математических представлений о величине предметов;

- в совместной образовательной деятельности педагога и детей, и организационной образовательной деятельности систематически используются игры с математическим содержанием;

Задачи исследования:

1)Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста.

2) Рассмотреть особенности формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

3) Определить игры с математическим содержанием направленные на формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.

На основе анализа педагогической литературы теоретические аспекты формирования представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста выделили несколько форм: формирование - придание форм (внутренней и внешней структуры), полученным в обучении и воспитании, в том числе в процессе исследования результатам. В отличие от развития, происходящих в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий, стимулирующих, конечно и внутренние силы развития и саморазвития

Представление – уровень познания, возникающий при отсутствии непосредственного контакта с изучаемым объектом, первоначальный уровень овладения знаниями, приближающийся к понятию. На этом уровне ребенок может излагать материал своими словами, аргументировать определенные выводы и правила

Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми старшего дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина».

Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость – основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества в том числе длину. Ширину, высоту, объем и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов

Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т.д.

Величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных

Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью.

Восприятие величины (как и других свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте создает фундамент для дальнейшего математического образования. Поэтому ребенку необходимо дать возможность представления о величине как важной части формирования элементарных математических представлений.

Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Механизм восприятия величины у взрослого и ребенка общий. Однако даже у самых маленьких детей могут быть выработаны реакции на отношения между объектами по признаку величины.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка.

Большая роль в математическом развитии детей принадлежит работе воспитателей с детьми в повседневной жизни. Воспитателями групп содержание, с которым знакомятся дети на непрерывной непосредственно организованной деятельности, переносится в повседневную жизнь с повторением изученного материала, его уточнением и расширением, что обеспечивает усвоение материала.

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает. Еще выдающиеся педагоги прошлого – Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский придавали особое значение измерениям в системе первоначального обучения

Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер еще в 20 -30- е годы указывали на необходимость обучения детей с дошкольного возраста измерению. Они в общих чертах определили объем и содержание знаний, пути и методы обучения.

Л.В. Глаголева разработала разнообразные методы при обучение сравнению величин. При этом большое значение имеет каждый из них: лабораторный метод (обработка практических действий с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Она уделяла особое внимание игре, как методу обучения сравнению величин.

Ф.Н. Блехер разработала, апробировала и предложила воспитателям широкую программу обучения дошкольников начальным знаниям по математике. В качестве средств математического развития Ф.Н. Блехер рекомендует использовать различные жизненные ситуации. Знания, приобретенные ребенком в повседневной жизни, закрепляются в индивидуальных играх – занятиях с дидактическим материалом. Для работы с детьми по освоению величины ею разработаны карточки для закрепления знаний о величине, времени и т.д..

В 50 - 60 годы появляется научно обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М. Леушиной. Многие современные методические пособия для воспитателей дошкольных учреждений созданы на основе дидактической системы, разработанной А.М. Леушиной и ее последователями.

Основной целью математического образования дошкольников являлось формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе. Разработчиком методики работы по этой программе, общепринятой во всех детских садах огромной тогда страны, являлась Л.С. Метлина, ученица А.М. Леушиной. Книга «Занятия по математике в детском саду» (авторы А.М. Леушина, Л.С. Метлина) выдержала с 1977 года несколько изданий и долгие годы была единственным пособием для воспитателей, называемое «традиционным».

В данном пособии также выделены задачи по формированию у детей представлений о величине. Итак, А.М. Леушина и ее последователи Т.А. Мусейибова, З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман и др. являются основоположниками дошкольного математического образования.

Проблеме формирования представлений о величине в дошкольном возрасте уделяют внимания и современные педагоги, начиная с младшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста учатся сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.

Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером — важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте маленькими детьми производится практически путем наложения или приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

Подводя итог выше сказанному, можно конкретизировать следующее: современные психолого - педагогические подходы по формированию представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста освещена подробно в психолого-педагогической литературы, определяют то, что формирование представлений о величине у детей необходимо формировать, начиная с раннего возраста разнообразными приемами.

В каждом дошкольном возрасте формирования представлений о величине предметов меняется с усложнением задач и начинается это со второй младшей группы.

Младшая группа: сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине).

Средняя группа: совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка - самая высокая, эта (оранжевая) - пониже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.).

Старшая группа: учить устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Старшие дошкольники самостоятельно, без специального требования сопоставляют предметы по величине, но выделяется в предмете преимущественно одна протяженность: длина, ширина, высота. Без целенаправленного 3 обучения, как показали исследования Р. Л. Березиной, Т. В. Тарунтаевой, дети не овладевают понятием трехмерности, а также понятием меры. Обобщение в речи чувственного опыта различения величины создает основу для формирования представлений и понятий о величине предметов. Поэтому так важно в обучении уделять должное внимание словарной работе, усвоению специальной терминологии.

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки. Само слово величина непонятно детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же, которые многозначны, поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.). Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т. п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета. Неумение дифференцированно воспринимать величину предметов существенно влияет на обозначение словом предметов различных размеров.

Чаще всего дети по отношению к любым предметам употребляют слова «большой - маленький». Это связано с тем, что окружающие детей взрослые часто пользуются неточными словами для обозначения размера предметов (большая линейка вместо длинная). Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится различать параметры величин, их свойства, учится словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. Величина предмета, т. е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другими. Восприятие величины завит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе – тем кажется большим. Характеристика величины предмета зависит также от расположения в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Величина конкретного предмета характеризуется такими свойствами: сравнимость, изменчивость и относительность. Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость - основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: «больше», «меньше», «равно», которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многие другие. Величина характеризуется также изменчивостью и относительностью. Один и тот же предмет может быть определен нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по размерам предметом он сравнивается.

Сравниваемость, изменчивость, относительность - основные свойства величины могут - быть осмыслены дошкольниками в самой конкретной форме, в действиях с разнообразными предметами при выделении и сопоставлении их длины, ширины, высоты, объема. Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов не дифференцированно, т. е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину.

Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений. Измерение включает в себя две логические операции: первая - это процесс разделения, который позволяет ребенку понять, что целое можно раздробить на части; вторая - это операция замещения, состоящая в соединении отдельных частей.

Сущность измерения состоит в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины данного объекта по отношению к принятой мере. Посредством операции измерения устанавливается численное отношение между измеряемой величиной и заранее выбранной единицей измерения, масштабом или эталоном.

Деятельность измерения довольно сложна. Она требует специфических умений, знакомства с системой мер, применения измерительных приборов. Использование условных мер делает доступным измерение детям.

Термин «измерение условными мерками» означает возможность использовать средства измерения. В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой.

К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.

Второй вид измерения - определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахарного песка в пакете.

Третий вид - это измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т. п.

Применение мерок придает точность устанавливаемым в процессе измерения отношениям «равенство - неравенство», «часть - целое», позволяет полнее и глубже выявить их свойства. Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер.

Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением.

Таким образом, в программе «От рождения до школы» освещены цели и задачи, в каждом дошкольном возрасте формирования представлений о величине предметов меняется с усложнением задач и начинается это со второй младшей группы.

Игра - важнейший компонент технологии воспитания детей. Она является полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений.

Изучение специальной литературы и опыт работы в данном направлении помогли предопределить педагогические условия, которые бы способствовали эффективному овладению младшими дошкольниками представлениями о величине предметов в процессе дидактических игр и упражнений:

- определение критериев отбора дидактических игр и упражнений для формирования представлений о размерах предмета;

- выделение этапов постепенного усложнения дидактических игр и упражнений;

- сочетание дидактических игр и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия.

Для реализации первого педагогического условия были определены критерии отбора дидактических игр и упражнений.

Одним из критериев является соответствие содержания игр и упражнений задачам формирования представлений о величине предметов у детей 4-го года жизни.

Следующим приемом обучения детей сравнению предметов по различным параметрам является прием наложения. Детям старшего дошкольного возраста легче различать сначала предметы разные между собой по величине, а труднее найти одинаковые по величине. Эти закономерности познания детьми величины предметов легли в основу выделения этапов применения обучающих игр.

На первом этапе детям необходимо предлагать игры на сравнение предметов по длине, на втором по ширине, на третьем по высоте. Внутри каждого этапа детям сначала необходимо предлагать игры с использованием приема приложения, затем наложения. Первоначально сравнивать предметы, различающиеся по одному из параметров, а затем тождественные по этому параметру.

Толщина предметов является производной от соединения разных параметров, поэтому является наиболее сложной характеристикой величины предметов для детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим, дидактические игры на ознакомление с толщиной предметов предлагаются детям на четвертом этапе.

На пятом этапе для обучения используются игры, в каждой из которых детям приходится различать предметы по разным параметрам: что-то сравнивать по длине, что-то по ширине, что-то по высоте или толщине. Эти игры должны быть приближены к сюжетно-дидактическим играм, к реальным жизненным ситуациям. В них в непринужденной форме весело и интересно происходит закрепление пройденного материала.

Дидактические игры и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия, так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Очень важны для каждого ребенка атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха, только положительная оценка, подкрепляющая стремление ребенка что-то сделать или узнать. В качестве средств эмоционального воздействия должна использоваться занимательность заданий, положительно-эмоциональный контакт с детьми, сюрпризные моменты, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми взглядом, жестом, мимикой, интонацией, присутствие в играх любимого сказочного персонажа – Машеньки, которому дети сопереживают, радуются, хотят помочь.

При таком подходе к рассматриваемой проблеме дети с удовольствием включаются в игры. Обучение происходит незаметно для малышей, весело и увлекательно, так как дидактические игры и упражнения по своему содержанию соответствуют их возрастным возможностям, интересам, и, кроме того, в них решаются задачи формирования представлений о величине предметов, которые ставят программные требования.

Каждая предложенная игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательную включенность ребенка в игровую деятельность.

Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа – Машеньки. Для детей это сильнейшее средство мотивации деятельности. Они старательно выполняют задания, чтобы помочь своему любимому герою и её друзьям. Атмосфера доброжелательности во время игр и упражнений, занимательность заданий, положительная оценка стимулируют детей к решению поставленных перед ними задач.

Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием необходимо вводить поэтапно, с постепенным усложнением, с учетом закономерностей познания детьми разных параметров величины предметов. В этом случае дети усваивают учебный материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому способствует также то, что приемы сравнения предметов по величине являются аналогичными.

Психолого-педагогический анализ выявил потенциальные возможности различных видов игр для развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста. В играх происходит плавное дозирование и вместе с тем стремительное накопление опыта детей в изучении величины предметов.

Особое внимание уделяется формированию математических представлений у детей с помощью логических игр. Универсальная технология – палочки Кюизенера, которую можно использовать в непосредственно образовательной деятельности. Комплект цветных счетных палочек изготовлен по аналогии с венгерским вариантом учебного пособия, известного под названием «Кюизенер».

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Эффективное применение палочек X.Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Он состоит из пластмассовых призм 10-ти различных цветов. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком. Длина следующих призм-палочек последовательно увеличивается на 10 мм. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:

палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью» (2 – розовый цвет, 4 – красный цвет, 8 – бордовый цвет);

палочки 3, 6, 9 образуют «синюю семью» (3 – голубой цвет, 6 – фиолетовый цвет, 9 – синий цвет);

«семейство желтых» составляют палочки 5 и 10 (5 — желтый цвет, 10 – оранжевый цвет);

Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем. Числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1, 2, 3,. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, измерение, мерка и др. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Система Дьенеша, пожалуй, менее популярна среди родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем, логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания. Ведь они способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

цветом – красные, желтые, синие;

размером – большие и маленькие;

толщиной – толстые и тонкие.

Игры с логическими блоками позволяют познакомить детей с размером, толщиной объектов.

Сделан отбор игр и упражнений

«Упражнение с кругами»

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине, научить детей обозначать эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой»). Основное внимание уделить введению третьего предмета (самый большой, самый маленький).

Приемы руководства: из набора кругов предложенных воспитателем, ребенок должен определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Затем ребенок называет величины всех кругов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием сравнения с образцом. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Что там?»

Цель: закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки).

Приемы руководства: показ матрешки, затем разбираем матрешку, обращаем внимание детей на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, назвать их. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Башня из кубов»

Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине.

Приемы руководства: дети рассматривают кубы, накладывают меньший куб на больший. В случае затруднения, воспитатель сам строит башню.

Игра «Соберем башенку»

Цель: учить детей собирать башню, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине.

Приемы руководства: воспитатель предлагает детям собрать и разобрать башню, сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо, затем поменьше. После этого дети сами разбирают и собирают башню. Дети постепенно находят следующее по величине колечко. В случае затруднений или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное колечко к образцу, чтобы сопоставить кольца башенки по величине. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Упражнение «Большой – маленький»

Цель: Обучение умения* детей сравнивать и подбирать предметы по величине понимать и правильно использовать в речи слова большой – маленький.

Приемы руководства: предложить детям разобрать и сложить в две разные коробки большие и маленькие бусины.

Упражнение «Длинный – короткий»

Цель: Обучения умения детей подбирать и сравнивать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова длинный – короткий.

Приемы руководства: собираясь с детьми на прогулку, предложить им сравнить свои шарфы и определить, у кого шарф длинный, а у кого короткий. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Просмотров работы: 456