Визуальная грамотность как элемент культурно-мировоззренческого статуса и ее взаимосвязь с социальным статусом индивида (на примере работ Ф-К. Мессершмидта). - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Визуальная грамотность как элемент культурно-мировоззренческого статуса и ее взаимосвязь с социальным статусом индивида (на примере работ Ф-К. Мессершмидта).

Колобова Е.А. 1, Бармина Н.А. 2
1факультет "Культура и Искусство", Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс"
2канд. пед. наук, факультет "Культура и Искусство", Государственное бюджетное профессиональное учреждение города Москвы "Первый Московский Образовательный Комплекс"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культурно-мировоззренческий статус, так же как и общая визуальная культура человека, зависящая от множества вариативных факторов, таких как образование, направление образования, пол, возраст и т.д. интереснейший аспект, формирующийся в разных предлагаемых обстоятельствах на протяжении всей жизни человека. Визуальная грамотность, как элемент мировоззренческого статуса современного индивида находится в прямой корреляции со временем. Для более четкого представления о характере этой взаимосвязи, мы посчитали целесообразным провести экспериментальное исследование на основе работ одного из самых неоднозначных скульпторов XVIII века – Франца Ксавера Мессершмидта (1736-1783). Являясь преподавателем Венской Академии изящных искусств и выполняя заказы императорского дома в барочной манере, а позже, с 1770-х гг., согласно времени, и в классической, с развитием психического заболевания, автор выполнял ряд работ с причудливой, искажённой, конвульсивной мимикой под названием «Характерные головы».

Выбор в пользу данного контента был неслучаен, так как именно «Характерные головы» резко выделяются на фоне других классических произведений эпохи вневременной оригинальностью и необычностью, а также амбивалентным сочетанием предельной натуралистичности и экспрессивности, что, безусловно, затруднит их идентификацию с точки зрения банальной интуитивной атрибуции.

Объектом исследования явилась визуальная грамотность, как элемент мировоззренческого статуса современного индивида. Предметом исследования –уровень визуальной грамотности наших современников, определяющийся на примерах предъявления работ Ф-К. Мессершмидта. Цель данной работы – определить взаимосвязь социального статуса индивидов с уровнем их визуальной грамотности. Задачами - установление взаимосвязи визуальной грамотности с полученным образованием, выявление значения социального статуса в формировании визуальной грамоности, как элемента мировоззрения индивида.

В исследовании мы предпримем попытку разработки критериального аппарата разных возрастных групп, образования и социального происхождения для оценки визуальной грамотности наших современников. Критерии составлены сообразно формальной логикеи являются вопросами, предложенными респондентам разных групп, с помощью которых мы планируем обеспечить достижение цели и решение задач исследования.

Нами был проведен опрос респондентов, который проводился с 23.10.18 по 11.11.18, - в результате которого были определены две группы, участвующие в эксперименте – контрольная и экспериментальная. Контрольная группа получила свой статус благодаря отсутствию независимой переменной – вариативности образования (гуманитарного или технического), которая находится в прямой корреляции с зависимой переменной, т.е. предметом данного исследования. Экспериментальная, соответственно, имеет эту независимую переменную – нехудожественное образование.

Респондентами контрольной группы выступили ученики художественных школ (14-18 лет, обоих полов), всего 13 человек, художественных колледжей и ВУЗов (15-25 лет, обоих полов), всего 13 человек, а также взрослые, имеющее среднее или высшее художественное образование (18-65 лет, обоих полов) всего 21 человек. Обязательное условие участников данной группы – наличие или процесс получения художественного образования. Общая численность контрольной группы – 47 человек.

Респондентами экспериментальной группы выступили обучающиеся, получающие (получившие) общее образование (16-65 лет, обоих полов) всего 10 человек, студенты технических и гуманитарных колледжей и ВУЗов (15-25 лет, обоих полов) всего 31 человек, а также работающие граждане, получившие общее, техническое или гуманитарное образование (18-65 лет, обоих полов) всего 32 человека. Обязательное условие участников данной группы – отсутствие художественного образования. Общая численность экспериментальной группы – 73 человека.

Вниманию респондентов в обеих группах были представлены электронные изображения работ Ф-К. Мессершмидта (в количестве пяти штук) и заданы одинаковые вопросы, отражающие суть нашего исследования:

1. Идентифицируйте эпоху (век) создания скульптур.

2. Определите стиль произведения.

3. Определите страну происхождения произведений.

4. Определите авторство произведения по гендерному признаку.

5. Считаете ли Вы данное произведение – произведением искусства? Если «да» – почему? Если «нет» – почему?

По результатам исследования нами была составлена таблица в программе Microsoft Excel и проведен системный и анализ на основе разработанного нами критериального аппарата, включающего в себя контент, позволяющий ответить на такие вопросы как:

-определение уровня визуальной грамотности

-корреляция уровня визуальной грамотности и социального положения

-корреляция уровня визуальной грамотности и направления полученного образования (техническое, гуманитарное, художественное)

-корреляция уровня визуальной грамотности и уровня полученного образования (школа, художественная школа, СПО, ВУЗ)

Результаты опроса контрольной группы

Таблица 1

 

Вариант ответов

Контрольная группа

 

Образование

Художественное

Социальное положение

Учащиеся

Завершившие обучение

Направление образования

Художественное

Уровень образования

Общее

Среднее

Высшее

Среднее

Высшее

Возраст

15-25

18-25

26-65

18-25

26-65

Пол

 

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

всего

%

Эпоха (век) создания скульптуры

до н. э.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4,3

1 – 14 в.

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

15 - 17 в.

2

2

1

1

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

10

21,3

18 - 19 в.

1

3

1

 

1

3

3

1

1

1

2

1

3

2

23

48,9

20 – 21 в.

1

 

1

1

 

1

 

3

 

1

1

 

 

 

9

19,1

Стиль произведения

Готика

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2,1

Ренессанс

 

2

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Барокко

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

2

4,3

Рококо

 

 

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Классицизм

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Ампир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Неоклассицизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Реализм

1

 

 

 

1

1

1

2

 

1

2

 

2

1

12

25,5

Импрессионизм

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

4,3

Модерн

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Авангард

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Современное искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

2,1

Гиперреализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Затрудняюсь ответить

4

2

 

1

 

4

1

 

 

 

 

 

 

 

12

25,5

Свой вариант

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

1

1

5

10,6

Территория происхождения

Австрия

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

4

8,5

Америка

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

3

6,4

Англия

 

 

 

 

 

2

1

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Бельгия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Германия

1

2

 

1

1

 

 

 

1

 

1

1

2

1

11

23,4

Греция

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

3

6,4

Испания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

2,1

Италия

2

1

2

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

9

19,1

Китай

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

4,3

Польша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Россия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Рим (Италия)

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

3

6,4

Сев. Европа

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2,1

Турция

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

2,1

Франция

1

2

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

5

10,6

Япония

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Затрудняюсь ответить

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2,1

Пол автора произведения

Мужчина

4

4

3

1

1

5

3

2

1

2

3

1

2

2

34

72,3

Женщина

2

2

 

1

 

2

2

2

 

 

 

 

1

 

12

25,5

Затрудняюсь ответить

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2,1

Художественная ценность

Есть

4

5

3

2

1

7

4

3

1

1

3

1

3

2

40

85,1

Нет

1

1

 

 

 

 

1

1

 

1

 

 

 

 

5

10,6

Затрудняюсь ответить

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4,3

Результаты опроса экспериментальной группы

Таблица 2

 

Вариант ответов

Экспериментальная группа

 

Образование

Иное

Социальное положение

Учащиеся

Завершившие обучение

Завершившие обучение

Направление образования

Общее

Техническое

Гуманитарное

Техническое

Гуманитарное

Уровень образования

Общее

Среднее

Высшее

Среднее

Высшее

Среднее

Высшее

Среднее

Высшее

Возраст

16-25

26-65

15-25

15-25

18-25

26-65

18-25

26-65

18-25

26-65

18-25

26-65

Пол

 

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

всего

%

Эпоха (век) создания скульптуры

до н. э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,4

1 – 14 в.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

2,7

15 - 17 в.

1

1

 

1

1

1

 

 

 

2

 

 

1

 

1

 

 

 

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

13

17,8

18 - 19 в.

 

2

1

 

2

1

3

2

 

1

 

2

1

1

1

 

 

1

3

 

1

 

 

1

 

1

 

2

26

35,6

20 – 21 в.

 

2

1

 

3

2

1

1

1

3

 

4

 

 

 

 

1

1

 

2

 

1

1

2

1

1

1

2

31

42,5

Стиль произведения

Готика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0,0

Ренессанс

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

6

8,2

Барокко

 

 

 

 

 

1

1

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

6

8,2

Рококо

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4,1

Классицизм

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

1

 

1

8

11,0

Ампир

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

2,7

Неоклассицизм

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

3

4,1

Реализм

 

1

1

 

1

1

1

 

 

3

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

12

16,4

Импрессионизм

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,4

Модерн

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

6

8,2

Авангард

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2,7

Современное искусство

 

1

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

7

9,6

Гиперреализм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,4

Затрудняюсь ответить

1

 

1

 

1

1

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

1

 

 

 

 

1

1

13

17,8

Свой вариант

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

4,1

Территория происхождения

Австрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

1,4

Америка

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

2,7

Англия

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

4

5,5

Бельгия

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

2,7

Германия

1

 

 

1

 

1

1

1

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

11

15,1

Греция

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

5

6,8

Испания

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4,1

Италия

1

1

 

 

1

1

 

 

1

2

 

 

1

1

 

 

 

1

1

2

 

 

1

1

 

 

 

 

15

20,5

Китай

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2,7

Польша

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4,1

Россия

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

5

6,8

Рим (Италия)

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2,7

Сев. Европа

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,4

Турция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1,4

Франция

 

1

 

 

1

2

 

 

 

1

 

1

1

 

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

10

13,7

Япония

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4,1

Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

3

4,1

Пол автора произведения

Мужчина

2

4

1

1

3

2

2

2

1

4

 

4

1

1

2

 

 

2

4

2

 

1

1

3

1

1

 

3

48

65,8

Женщина

 

1

1

 

3

1

1

 

 

2

 

2

1

 

 

 

1

 

1

1

1

 

 

1

 

1

1

1

20

27,4

Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

6,8

Художественная ценность

Есть

1

3

2

1

5

3

3

2

1

5

 

4

2

1

2

 

 

2

3

3

1

1

1

3

1

2

1

3

56

76,7

Нет

1

1

 

 

1

 

1

1

 

2

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11

15,1

Затрудняюсь ответить

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

6

8,2

1. В контрольной группе компетентное знание векового диапазона продемонстрировали 23 респондента из 47 опрашиваемых человек – т.е. 48,9%. Из них учащиеся общего и высшего звена 15-25 лет женского пола художественной направленности и завершивших среднее и высшее образование художественной направленности мужского пола 18-65 лет. Неправильно на данный вопрос ответили завершившие среднее художественное образование женщины 18-25 лет. Несформированность знаний векового диапазона встречается в большей степени у респондентов экспериментальной группы – среди учащихся женского пола 15-25 лет, получающих высшее гуманитарное образование. Всего же на вопрос неправильно ответили 31 человек, т.е. 42,5% от общего количества респондентов (73 чел.). В этой же группе можно наблюдать высокую частоту неправильных ответов по данному вопросу и среди учащихся технического и гуманитарного среднего звена обоих полов в возрасте 18-25 лет. А вот правильные ответы дали только 26 человек (35,6%) среди учащихся, получающих высшее техническое образование мужского пола возрастного диапазона 18-25 лет и завершивших высшее техническое образование мужчин 26-65 лет – всего 6 человек. В связи с вышеуказанным можно заключить, что визуальная грамотность контрольной группы представлена респондентами женского пола, обучающимися по художественным специальностям 15-25 лет и завершившим среднее и высшее образование мужчинами всех возрастов. Визуальная грамотность экспериментальной группы по данному вопросу выше у респондентов мужского пола, обучающихся или имеющих высшее техническое образование всех возрастов, ниже – у преимущественно женщин, обучающихся по программам гуманитарного образования 15-25 лет. Опираясь на вышеупомянутые факты, можно заключить, что знание века создания произведений искусства присуще больше контрольной группе, чем экспериментальной, что логично подтверждено собственно спецификой образования.

2. В контрольной группе количество правильных ответов на вопрос о стиле произведений Ф-К. Мессершмидта составило 10,6%. В основном это женщины 18-65 лет, завершившие обучение в среднем и высшем художественном учреждении. Любопытен тот факт, что наибольшее количество затруднений с ответом наблюдается у респондентов, получающих общее и высшее художественное образование (женщины 15-25 лет) – по 4 неправильных ответа (12,5%). Самый высоких процент неправильных ответов саккумулировался в предположении стиля «реализм» для предложенных произведений. Смутное представление о стиле произведений искусства в большей степени встречается у респондентов экспериментальной группы. Лишь 2 респондента (4,1%), мужчина и женщина 15-25 лет из 73 человек ответили правильно на поставленный вопрос. Большее количество неверных ответов было установлено у учащихся женского пола, получающих среднее гуманитарное образование в возрастной группе 15-25 лет. Из вышеизложенного мы можем предположить, что в контрольной группе налицо факт повышенной рефлексии, свойственной обучающимся в процессе получения профильного образования. Количество и диапазон знаний которых, вопреки, казалось бы, здравому смыслу усложняет процесс нахождения правильных ответов - Scio те nihil scire1.

3. Количество неверных ответов приблизительно равно у всех групп респондентов, но в контрольной группе компетентное знание страны происхождения скульптур продемонстрировали 4 респондента из 47 участников (8,5%). Из них учащиеся общего звена 15-25 лет женского пола художественной направленности, завершившие среднее художественное обучение, мужчины 18-25 лет, завершившие высшее художественное обучение, и завершившие высшее художественное образование женщины 16-65 лет. Наиболее низкий уровень ориентирования в стране происхождения предложенных артефактов искусства продемонстрировали респонденты экспериментальной группы. Правильный ответ (1 – т.е.1,4 %) дал лишь один участник из 73, завершивший высшее гуманитарное образование женского пола 18-25 лет. Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что знание территории происхождения ниже у респондентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной, что, несомненно, логично.

4. Результат в области предположения половой принадлежности автора произведений респонденты контрольной группы показали результаты выше – 72,3% участников из 47 дали положительные ответы. Наибольшее количество верных ответов встречается у респондентов, учащихся общего и высшего звена художественной направленности 15-25 лет обоих полов. Неправильно на данный вопрос ответили 25,5% опрашиваемых – учащиеся общего и высшего звена художественной направленности 15-25 лет и завершившие среднее обучение художественной направленности обоих полов 18-25 лет. 12 респондентов отдали предпочтение ответу «автор женского пола». Половую принадлежность автора произведений в экспериментальной группе правильно определили 48 человек, т.е. 65,8% от общего количество респондентов (73 чел.), 20 человек – 27,4% ответили неверно. Правильные ответы дали респонденты внутри всех категорий группы, но из них только четверо-мужчины. Также самая высокая частота неправильных ответов у мужчин, в возрасте 15-25 лет, получающих среднее техническое образование. Так же 5 опрашиваемых (6,8 %) затруднились дать ответ на вопрос. Опрашиваемые из экспериментальной группы имели большее кол-во затруднений с ответом, но в общей сложности – 65% (всего 73 чел.) справились с вопросом, в контрольной группе этот процент выше – 72% (всего 47 чел.)

5. Данный вопрос не предусматривает верных и ошибочных ответов. В ответе и комментариях респонденты выражали собственное мнение. Респонденты контрольной группы так же в подавляющем большинстве определили данные артефакты искусства как произведения искусства. Из 47 человек 40 ответили положительно (85,1%). Наибольшее количество данных ответов мы наблюдаем у учащихся высших художественных учреждений, женщин 15-25 лет – 7. 10,6% опрашиваемых не считают скульптуры художественной ценностью. 2 респондента, т.е. 4,3% затруднились ответить на данный вопрос. В экспериментальной группе 56 респондентов из 73 – т.е. 76,7% считают, что скульптуры имеют художественную ценность и относятся к произведениям искусства. Наибольшее количество положительных ответов встречается у учащихся, получающих среднее техническое образование – мужчин 15-25 лет и учащихся, получающих среднее гуманитарное образование женщин 15-25 лет. 15,1% респондентов не считают скульптуры, предложенные для идентификации, художественной ценностью, а 8,2% участников затруднились ответить. Опираясь на все вышеизложенное, можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов обеих групп определило данные скульптуры как произведения искусства. Данные показатели свидетельствуют об общем культурном уровне современного социума, определяющим произведения автора как безусловное культурное явление.

Таблица наглядно показывает вариативность ответов респондентов внутри экспериментальной и контрольной групп, позволяя максимально объективно сформулировать выводы относительно поставленных задач.

Отвечая на первую поставленную задачу исследования можно утверждать, что, устанавливая взаимосвязь особенностей восприятия нашими современниками работ Ф-К. Мессершмидта с полученным ими образованием, налицо вполне ожидаемая прямая корреляция визуальной грамотности и полученного высшего образования художественной направленности в контрольной группе. Именно эти респонденты в общей сложности давали наиболее высокий процент правильных ответов на предложенные вопросы. Тем не менее, затруднения с ответами, а также неверные ответы в достаточном количестве представлены получающими общее, среднее и высшее художественное образование. В этом случае можно определить процент неверных ответов и затруднений высокой рефлексией периода обучения. Так же любопытен тот факт, что с большей долей вероятности правильных ответов выступили женщины в возрасте 15-25 лет.

С этой точки зрения экспериментальная группа показала более скромные результаты – и, тем не менее, кол-во правильно отвечающих на вопрос, это респонденты, получившее высшее образование. Это, безусловно, говорит о преимуществах образования высшего звена, вне зависимости от его направленности, так как кол-во опрашиваемых, дававших правильные ответы, являются выпускниками как гуманитарных, так и технических ВУЗов. И тут большую способность к визуальной аналитической деятельности за небольшим преимуществом показали женщины в возрасте 15-25 лет.

Касаясь второй поставленной задачи - выявления значения социального статуса в формировании визуальной культуры, как элемента мировоззрения индивида, следует констатировать, что в результате нашего исследования, как сказано выше, можно проследить четкую взаимосвязь между ступенью получаемого образования и общей визуальной грамотностью. Связь визуальных преимуществ индивидов относительно половой принадлежности в нашем случае является, скорее любопытным фактом, не претендующим на научность.

Говоря об общем уровне визуальной грамотности можно отметить, что респонденты контрольной группы чаще справлялись с вопросами об эпохе создания скульптуры, определением пола автора произведения, а также с определением художественной ценности, а респонденты экспериментальной – только с определением пола автора произведения и с определением художественной ценности произведений искусства. Данный факт может говорить о том, что попадание в правильный ответ у опрашиваемых экспериментальной группы скорее иррационален и лежит в интуитивной плоскости, в то время как ответы контрольной группы демонстрируют область собственно рационального знания. Любопытен также тот факт, что респонденты контрольной группы плохо справились с задачей идентификации стиля произведений, количество правильных ответов составило 10,6%. В основном это женщины 18-65 лет, завершившие обучение в среднем и высшем художественном учреждении. Что неудивительно у респондентов экспериментальной группы, где господствует смутное представление о стиле предложенных к идентификации произведений искусства. Лишь 2 респондента (4,1%), мужчина и женщина 15-25 лет из 73 человек ответили правильно на поставленный вопрос.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что уровень визуальной грамотности находится в некоторой зависимости и от возраста респондентов. Это можно подтвердить результатами опроса обоих групп. Респонденты в возрасте 26-65 лет заметно чаще дают верные ответы, чем участники 15-25 лет, что лишний раз позволяет утверждать бесценность жизненного опыта, пусть и не всегда полученного в профессиональной сфере. Большая склонность к рефлексии и саморефлексии (в случае с респондентами экспериментальной группы) работает тут как следствие процесса осмысления и переосмысления стереотипов этого опыта.

Согласно представленной таблице можно отметить, что направление образования и уровень визуальной культуры также связаны друг с другом. Достаточно предсказуемы оказались показатели респондентов, получивших художественное образование – они одни из самых высоких. Опрашиваемые чаще и успешнее справлялись с поставленными перед ними задачами. Участники, получившие техническое образование, показали более низкие результаты, что тоже совершенно логично, но неожиданным фактом оказались низкие результаты визуальной грамотности у респондентов гуманитарной сферы. На основании только одного исследования нельзя с уверенностью говорить о характере причинно-следственных связей данного явления.

В результате проведенного исследования мы определили, что уровень визуальной грамотности напрямую зависит от уровня образования. Респонденты, получившие высшее профессиональное образование, заметно чаще дают верные ответы, чем участники, имеющие или получающие общее и среднее специальное образование, что лишний раз позволяет утверждать влияние уровня образования на уровень визуальной грамотности, и, как следствие, на культурно-мировоззренческий статус человека. Это, безусловно, говорит о преимуществах образования высшего звена, вне зависимости от его направленности, так как кол-во опрашиваемых, дававших правильные ответы, являются выпускниками не только художественных, но и гуманитарных, а также технических ВУЗов.

В заключение следует отметить, что задачи, поставленные в исследовании, решены, результаты проанализированы, выводы сделаны, но область исследований в работе, безусловно, значительно шире поставленных задач, что в последствие будет отражено в дополнительных работах по данной тематике.

Список использованной литературы:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства. -Ростов н/Д: «Феникс», 1998. – 480 с.

2. Иванов, В.Л. Метафизика Баумгартена в традиции немецкой школьной философии XVIII в. Предисловие к переводу / В.Л. Иванов // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. -2012, - № 1 (001). -140 с.

3. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г.Крысько. -М.: «Юрайт», 2013.- 471 с.

4. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. -М.:« АСТ», 2000. -391с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -М.: «Рус. яз.», 1988. – 750 с.

Электронные ресурсы:

1. Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс] http://psychoexp.ru/mozg-cheloveka.html. Дата обращения 30.10.18

2. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1689221. 30.10.18

3. Эстетика: эстетические теории и ценности [Электронный ресурс] https://studme.org/16300115/filosofiya/estetika_esteticheskie_teorii_tsennosti. Дата обращения 30.10.18

1 [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии на Академике https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1689221

Просмотров работы: 24