На сегодняшний день жители крупных городов страдают от повышенного транспортного шума, особенно вблизи автомагистралей и дорог общего пользования, что оказывает непосредственное влияние на уровень стресса и общее эмоциональное состояние людей. В России проблема набрала такие масштабы, что правительства на всех уровнях активно ищут решения и пытаются всеми возможными способами исправить сложившуюся обстановку.
Есть несколько конкретных причин указанной ситуации:
уровень шума на автодорогах регулярно не контролируется;
большое количество легковых автомобилей (кл. A-F), а также грузовых (кл. N1 и N2);
отсутствуют детализированные требования к выпускаемым автомобилям, касающиеся уровня шума;
важное значение имеют качество и техническое состояние транспорта и дорожного покрытия.
На дороге с малоинтенсивным движением, где проезжает примерно 500 автомобилей в час, шумовая характеристика транспортного потока (ШХТП) достигает 75-80 дБА (в 7,5 метрах от оси ближней полосы) и напрямую зависит от скорости и состава потока [1]. Неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта влияет на повышение шума на 15-25 дБА [1].
Мотоциклы, мопеды и подобные транспортные средства являются отдельной проблемой, поскольку генерируют высокий уровень звука (до 70-80 дБА), но не имеют значительных преимущества для перемещения в городах, где имеется качественная транспортная система.
Сегодня существует система мероприятий, направленная на уменьшение уровня шума, издаваемым наземными видами транспорта, а именно:
при проектировании учитывается расположение автомобильных дорог, прорабатывается зонирование территории и трассировка улично-дорожных сетей;
конструирование и производство более совершенных транспортных средств, применение новых двигателей и инновационного топлива;
обеспечение качественных маршрутов дорожного движения, регулировка и контроль проезда транспортных средств, в том числе отдельные маршруты для тяжелого и грузового транспорта;
разработка новых дорожных покрытий с использованием шумопоглощающих технологий;
установка вдоль автомагистралей и дорог общего назначения шумозащитных экранов.
Проблема высокого уровня шума в крупных городах на сегодняшний день стоит особенно остро, поскольку оказывает пагубное влияние на жизнь и здоровье людей, ему подверженных. Рост заболеваемости и, как следствие, нетрудоспособности населения подверженного действию повышенного транспортного шума, снижают эффективность предприятий и ухудшает экономическую и социальную ситуацию в стране. Таким образом, гораздо выгоднее заранее планировать способы и мероприятия по снижению уровня шума, чем бороться с последствиями данной проблемы.
Список литературы:
И.С. Козлова, Н.И.Миненков, Ю.И. Элькин. Особенности воздействия транспортного шума на объекты дорожной инфраструктуры и жилую застройку, Международный студенческий научный вестник, № 3, ч. 3, 2015, с. 326.