ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСЕАРМЕЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТЕХНОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСЕАРМЕЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Романчук В.О. 1, Приходько А.Д. 1, Печенин М.Н. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной педагогической литературе часто встречается понятие технология, пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы прошлого века в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Таких педагогических технологий имеется достаточное количество, симбиоз которых помогает быстрее, качественнее добиться желаемого результата в рамках подготовки к олимпиаде.

Давно известный науке факт, что педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить, как гармоничный процесс и грамотный выбор целей, задач, содержания, методов и форм обучения.

Сегодня нам бы хотелось уделить внимание непосредственно подготовке курсантов к Международной Всеармейской олимпиаде по Иностранному языку, в рамках которой осуществляется масштабная, трудоемкая и плодотворная подготовка к 4м турам. Каждый из которых интересен и сложен сам по себе. Из года в год формулировка названия туров варьируется, но суть остается неизменной: 1 тур- сочинение по заданной теме, 2 тур- понимание прочитанного материала с соответствующими заданиями, 3 тур- устный конкурс в личном зачете, 4 тур- командный устный тур [ 1, c 4] . Особое внимание хочется уделить подготовке устных туров.

Согласно наблюдениям и нашему опыту, наиболее эффективно работает в таком случае «Обучение в сотрудничестве», диалогическое сотворчество [2, c.40] педагога и курсанта, педагога и команды.

Основная идея этой технологии - создать такие условия для активной совместной учебной деятельности курсантов в разных учебных ситуациях, чтобы ни одна стрессовая нестандартная ситуация на реальном туре не могла повлиять на их успешный ответ.[2,c.25] Участники подготовки, безусловно, разные: одни быстро схватывают все объяснения и легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, нужным темпом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения [3,c.41]. Если в таких случаях объединить курсантов в небольшие группы (по 3 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

Именно на основе этой технологии ведется работа над 4м туром. Вашему вниманию предлагаются условия тура: «Четвертый тур – устный командный конкурс «За столом переговоров». Конкурс проводится в формате ролевой игры: перед жюри одновременно выступают две команды (каждая в составе 3 участников) и разыгрывают встречу и проведение непродолжительных двухсторонних переговоров. Задания вручаются командам после завершения конкурсов третьего тура и жеребьевки. Капитан команды выполняет роль главы делегации и самостоятельно определяет, кто из членов его команды будет выполнять роль заместителя главы делегации, эксперта по вопросу №1, эксперта по вопросу №2. К заданию прилагается комплект подготовительных материалов, в том числе повестка дня, материалы предыдущих контактов с партнерами (оппонентами), экспертные материалы (справки, доклады), глоссарии по теме встречи, бланки записи беседы и другие материалы» [1, с.3]. По итогам переговоров команда должна разработать отчет по прилагаемому образцу (выполняется командой в отдельном помещении после проведения «переговоров» в течение отведенного времени).

Один из вариантов подготовки к такому туру предполагает – разбивать олимпиадную группу на 2 команды по 3 человека. Посадить их друг напротив друга. Раздать заранее подготовленный преподавателем материал и строго отслеживать временные рамки. Но как же улучшить их ответ? Как сделать их более уверенными в высказываниях, а сами высказывания более интересными, богатыми не только лексически и грамматически, но и имеющими сильную интересную точку зрения. Надо отметить, что в таких ситуациях помимо литературы по дипломатическому искусству обращения, большую роль играют реальные просмотры докладов русских и зарубежных дипломатов и послов, министров иностранных дел, их выступления на ассамблеях ООН и саммитах [4, c.51]. Из живого реального общения первых лиц государств черпается интересная ценная лексика и манера подачи информации. Курсанты защищают вымышленные страны и города, участвуют в спасательных операциях в несуществующих государствах, дабы избежать реальный политически окрашенный контекст переговоров.

Практика показывает, что такая работа значительно интереснее и гораздо эффективнее. При использовании обучения в сотрудничестве в рамках подготовки к олимпиаде самое трудное - добиться, чтобы наши конкурсанты в малых группах общались нa иностранном языке на достойном уровне с богатой лексикой, согласно формальному регистру и достаточно бегло, без пауз. Стоит отметить, что при достаточно интенсивном темпе подготовки, это требование выполняется сначала с трудом, а затем постепенно с явным удовольствием, начинает проявляться творческая нотка, умелое обращение богатым словарным запасом.

Уже известная всем истина, что современные педагоги должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, конкретно поставленной задачи, способствуют достижению целей гармоничного развития курсантов с учётом их индивидуальных особенностей.

Список литературы:

Положение о Международной олимпиаде курсантов образовательных организаций высшего образования // Электронный ресурс. Методические рекомендации по подготовке команд к олимпиаде (по иностранному языку) http://inter-olimp.mil.ru/Reglamenty/Mezhdunarodnaya-olimpiada-kursantov-po-i/Metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke Дата обращения: 20.01.19.

Альтшуллер, Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. [Текст] / Г.С. Альтшуллер. - 2003. - Вып.1(12). - С. 5 - 10.

Алёхин, И.А. Сборник учебных и методических материалов по организации рационализаторской работы и стимулированию профессионального творчества в образовательном процессе военного вуза [Текст] / И.А. Алёхин, Е.И. Федак, Е.А. Павлов.- М.: Лаборатория «ОП», 2014. - 160 с.

Defense Language Institute Foreign Language Center // Электронныйресурс. URL: http://www.dliflc.edu/index.html. Датаобращения: 20.01.19.

Просмотров работы: 14