Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения декоративной лепке - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения декоративной лепке

Воробьева О.В. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В истории дошкольной педагогики проблема творчества является одной из самых актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как нестандартные решения являются двигателями науки, техники, культуры. И именно творческие люди, а не исполнители, создают все новое, определяющее прогресс человечества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор много ещё спорного и неясного в его природе. Одно неоспоримо: творчество сложный феномен человеческого мышления.

Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Психологи (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А. Лилов, А.В. Петровский и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А. Флерина – одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили ее исследования Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А. Ветлугина обработала критерии оценки детского творчества Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.

Однако при многообразии педагогических исследований на занятиях по обучению лепке - методика работы с детьми ориентирована только на формирование умений и навыков, то есть носит узко дидактический характер. Формальный подход к усвоению знаний детьми по изобразительной деятельности, не в полной мере использование передового педагогического опыта, однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы неинтересны, невыразительны, однотипны, дети не знают и не умеют пользоваться в полном объеме изобразительным материалом.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Основы формирования художественного видения мира закладывается с самого раннего детства. В изобразительной деятельности дошкольного возраста творчество играет огромную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, мы педагоги стараемся организовать детскую деятельность так, чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Чувство прекрасного, желание творить красивое - сложные психологические качества личности.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания; углубляется и уточняется его представления об окружающем мире. Создавая изображения, ребенок осмысливает качество предметов, запоминает их характерные особенности детали, овладевает изобразительными умениями и навыками и учится осознанно их использовать.

Лепка, как и все другие виды творчества, лишь средство раскрытия, развития, воспитания ребенка, но не самоцель. Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит, то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные формы, образы или целые композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев ловкость рук.

Лепка - вид художественной деятельности, имеющая много аспектов. По содержанию и тематике различают: сюжетную, предметную, декоративную, комплексную.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было организовано и проведено экспериментальное исследование с целью определения возможности использования занятий декоративной лепкой в развитии детского художественного творчества. Эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста (приняло участие 20 детей старшей группы).

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: Констатирующий эксперимент, цель которого выявить исходный уровень развития детского художественного творчества, состоял из:

1) подбора диагностического материала;

2) проведения диагностического исследования детей;

3) анализа результатов диагностики.

Формирующий эксперимент, целью которого являлось активное включение детей в специально организованные занятия по обучению декоративной лепке.

Контрольный эксперимент, целью которого было выявить изменение в уровнях сформированности детского художественного творчества, провести сравнительный анализ результатов экспериментов.

В нашей экспериментальной работе мы предположили, что занятия по декоративной лепке будут способствовать развитию художественного творчества.

Проведенная первичная диагностика развития художественного творчества показала, что у большинства детей старшего дошкольного возраста художественное творчество сформирован на среднем уровне (45% - 9 чел.). При этом у значительного числа детей 25% (5 чел.) был выявлен низкий уровень сформированности художественного творчества.

Таким образом, возникла необходимость в проведении развивающей работы, направленной на развитие художественного творчества. В качестве средства были выбраны занятия по декоративной лепке.

Выбор данного средства обусловлен тем, что они способствуют развитию художественного творчества разнообразие тем, средств, материала.

На этапе контрольного эксперимента было проведено исс

ледование, позволяющее выявить эффективность разработанного комплекса занятий с использованием занятий по декоративной лепке, направленного на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Анализ уровня развития творческого потенциала и творческого воображения позволил сделать вывод о том, что выявлена положительная динамика в развитии художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Просмотров работы: 38