Реализация прав граждан на получение денежных выплат и социальных услуг - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Реализация прав граждан на получение денежных выплат и социальных услуг

Белова В.С. 1, Ильин Д.В. 1, Савельева О.Е. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Конституция РФ гарантирует всем гражданам России равные права, и получение бесплатной лекарственной помощи не является исключением. Лекарственное обеспечение необходимо абсолютно всем гражданам, однако не каждый человек может позволить себе приобрести какой-либо дорогостоящий препарат для лечения тяжелых заболеваний, а в отдельных случаях необходимого лекарства просто нет в стране.

Лекарственное обеспечение представляет собой разновидность мер социальной поддержки, поэтому средства для этого выделяются из федерального бюджета России. На лекарственные препараты в целом ежегодно тратится более 380 млрд рублей бюджетных средств. Необходимо четкое понимание, насколько рационально используются бюджетные средства, позволяют ли эти траты снять с людей бремя расходов на необходимые лекарственные средства [3].

Для реализации прав граждан на получение денежных выплат и социальных услуг ведется Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение бесплатной лекарственной помощи. Врач выписывает медикаменты в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Минздравом России. Если лекарственное средство не входит в перечень, но оно жизненно необходимо больному, врач согласовывает решение выписать рецепт совместно с врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения.

17 октября 2018 года Президент Российской Федерации провёл Совещание по вопросам повышения эффективности системы лекарственного обеспечения, на котором обсуждались проблемы доступности медикаментов для населения, механизмы контроля качества лекарственных средств, практика региональных закупок препаратов для льготных категорий граждан.

«Одна из главнейших (задач) – это здоровье нации» – заявил президент. Стоит отметить, что существующая на сегодняшний день система льготного обеспечения лекарствами является малопродуктивной. Необходимо навести порядок не только с регистром льготных категорий граждан, но и с перечнем лекарств для них.

На данный момент только 15-20% процентов населения имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение, поэтому главной задачей в данной области является доступность лекарственных средств всем нуждающимся гражданам [2].

На практике далеко не во всех регионах известно, какое число жителей имеет право на льготные лекарства и сколько пользуются льготой и по какой из государственных программ. Это означает, что если нет должного учета, то бюджетные деньги могут использоваться не по целевому назначению, а главное – не все льготники получат нужные им препараты.

Так же существует проблема в неравенстве финансирования льгот. В 2017 году в различных регионах РФ средние расходы на лекарства для одного льготника различались более чем в семь раз [3]. Данный показатель не допустим.

Стоит отметить, что в разных регионах отличаются перечни доступных льготным категориям граждан препаратов. На Совещании по вопросам повышения эффективности системы лекарственного обеспечения Президент Российской Федерации привёл статистику: «В одной области в список включены только 180 наименований, в другой - 317, в третьей - уже 554». Такой большой разброс в перечнях доступных льготным категориям граждан препаратов является неприемлемым, поскольку жители разных регионов получают различное количество препаратов. А некоторые граждане и вовсе не могут получить необходимые для лечения препараты.

Ещё одной важной проблемой в осуществлении государством лекарственного обеспечения является проблема препаратов с истекшим сроком годности. Большое количество лекарств, приобретенных за счет средств федерального бюджета, находится на складах и не всегда доходит до нуждающихся граждан.

Так, например, в ноябре 2018 года прокуратурой Санкт-Петербурга были выявлены на складе Центральной фармацевтической базы просроченные лекарства на сумму более 300 млн рублей, 2/3 которых были получены от министерства здравоохранения РФ. Медикаменты предназначались для льготной категории населения, однако так и не были реализованы.

В прокуратуре отметили, что проверка была инициирована после обращений граждан, которым положены лекарства, однако врачи, по словам обратившихся, отказывались выписывать на них рецепты в связи с нехваткой лекарственных средств. Пациентам приходилось приобретать лекарства за свой счет.

По состоянию на 7 ноября 2018 года в Санкт-Петербурге более 670 рецептов были поставлены на отсроченное обслуживание в связи с нехваткой лекарств и медицинских изделий.

По итогам проверки прокуратура города намерена дать оценку действиям комитета по здравоохранению, который заключил контракт с фармацевтической базой на хранение лекарств и который является ответственным за обеспечение препаратами жителей города.

Таким образом, требуется более тщательное отслеживание остатков препаратов, закупаемых за счет средств бюджета. Также необходимо разработать механизм перераспределения между регионами препаратов, закупленных за бюджетные деньги, в том случае, если возникнут излишки в одном из субъектов РФ. Стоит обратить внимание и на процесс закупки лекарственных препаратов в регионах: если они закупаются таким образом, в результате которого на складах оказываются остатки на миллионы рублей, то система перераспределения не будет эффективной.

План развития был утвержден Приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66, установленным в период до 2025 года, предусматривается поэтапное решение социально-экономических задач лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации [4]. В.В. Путин напомнил также, что к 2024 году во всех регионах должны заработать системы электронных рецептов (далее – СЭР).

Конечно, переход на СЭР в нашей стране потребует налаживания чёткого и технически безошибочного функционирования всех звеньев выписывания, передачи, хранения е-рецепта, принятия связанных с ним профессиональных решений [1]. Возможно, переходный период усложнит практику врачей и фармацевтов, но лишь до тех пор, пока работа «электронно-рецептурной почты» не стабилизируется. Несмотря на этот недостаток, преимуществ от внедрения СЭР все же больше, о чем говорит опыт зарубежных стран, таких как Швеция, Дания, США, Австрия.

Таким образом, национальная система лекарственного обеспечения граждан должна претерпеть серьезные изменения. Как мы выяснили, существует множество проблем, требующих активных действий не только со стороны государственных органов, но и от населения в целом. Несмотря на большое количество проблем наблюдаются и положительные тенденции в данной сфере. Процесс совершенствования льготного обеспечения лекарственными препаратами займет определенное время, но только от самих граждан, каждого гражданина, зависит скорость наведения порядка в этой сфере. 

Список литературы:

1. Аляутдин Ренад Николаевич, Романов Борис Константинович, Переверзев Антон Павлович, Бунятян Наталья Дмитриевна Электронная система выписывания рецептов и безопасность лекарственной терапии // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. 2014. №2.

2. Маличенко Владислав Сергеевич, Маличенко С.Б., Явися А.М. Особенности организации амбулаторного лекарственного обеспечения отдельных групп населения в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. №2.

3. Петрухина Ирина Константиновна, Куркин Владимир Александрович Анализ реализации программ лекарственного обеспечения региональных льготополучателей // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2015. №3.

4. Приказ Минздрава России от 13.02.2013 N 66 (ред. от 07.04.2016) "Об утверждении Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации"

Просмотров работы: 5