Основания прекращения деятельности нотариуса - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Основания прекращения деятельности нотариуса

Пшеничная И.А. 1
1Российский Государственный Университет Правосудия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации [1]. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Также нотариальные действия могут совершать другие уполномоченные на это лица. Это могут быть главы местной администрации и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления; должностные лица консульских учреждений РФ, в тех случаях, когда нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации на территории других государств. Как правило, эти лица наделены более ограниченной компетенцией.

Практическая деятельность нотариуса заключается в подготовке проектов нотариальных актов, удостоверение сделок и свидетельствовании фактов, совершении иных нотариальных действий, даче консультаций и советов.

Если говорить в целом о роли и деятельности нотариата, то наиболее удачно ее выразил еще французский советник Реаль при представлении в Государственном совете Франции Закона о нотариате от 25 вантоза, указав, что «наряду с другими должностными лицами, которые разрешают споры, общественное спокойствие требует наличия и иных должностных лиц, которые будучи незаинтересованными советниками сторон и беспристрастными выразителями их воли, ставят стороны в известность о значении договорных обязательств, в которые они вступают, ясно выражая их содержание, придают им характер аутентичного акта и силу судебного решения, не подлежащего обжалованию, сохраняя память о них навечно и верно, препятствуют возникновению конфликтов между добросовестными людьми и лишают людей алчных, рассчитывающих на успех, желания возбуждения несправедливого притязания. Этими незаинтересованными советниками, этими беспристрастными составителями, этими своеобразными добровольными судьями, бесповоротно обязывающими стороны соглашения, являются нотариусы, а этим институтом - нотариат» [10].

Нотариус не является государственным служащим и, как следствие, самостоятельно организует свою работу и несет уголовную, административную, имущественную и иную ответственность за последствия своих действий и допущенные им нарушения закона.

Освобождение от должности нотариуса определяется приказом Минюста России от 23 декабря 2009 г. N 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса», согласованным решением Правления ФНП от 28 августа 2009 г.

Освобождение от должности нотариуса предусмотрено статьей 12 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». В зависимости от оснований и процедуры, оно может быть, как окончательным, так и на временной основе, с возможностью восстановления. Соответственно выделяются основания для освобождения от должности нотариуса и основания для приостановления полномочий нотариуса.

Порядок прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой отличается от порядка прекращения полномочий нотариуса, работающего в государственных нотариальных конторах.

Согласно Основам о нотариате увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

4) признания его банкротом в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Данное основание введено в законодательство о нотариате совсем недавно

Можно сказать, что указанный перечень не является исчерпывающим, дополнительным основанием для сложения полномочий нотариуса является достижение им семидесятипятилетнего возраста. Приказом Минюста России от 29.06.2015 N 157 был утвержден Порядок и сроки сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведение конкурса на освободившуюся в этом случае должность. При достижении указанного возраста, полномочия прекращаются на следующий день. Соответственно право нотариуса на совершение нотариальных действий прекращается.

Таким образом причины освобождения от полномочий нотариуса могут быть уважительными, как невозможность осуществления нотариальной деятельности по состоянию здоровья или в связи с достижением 75-летнего возраста, и неуважительными, например, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, грубое нарушение норм законодательства.

Решение о ликвидации должности нотариуса принимается территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с нотариальной палатой в субъекте Российской Федерации. Орган юстиции совместно с нотариальной палатой принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу.

Таким образом, можно сделать вывод относительно различий в прекращении полномочий между двумя категориями нотариусов. Во-первых, освобождение от полномочий государственного нотариуса урегулировано Трудовым кодексом РФ, а в отношении нотариуса, занимающегося частной практикой, необходим только вступивший в законную силу судебный акт - приговор или решение суда общей юрисдикции о лишении его права нотариальной деятельности, вынесенные по определенным законом юридическим значимым ситуациям. Во-вторых, частнопрактикующие нотариусы в отличии от государственных могут сложить полномочия по собственному желанию в любое время. В-третьих, нотариус слагает полномочия по достижению 75-летнего возраста без решения суда.

Особенность освобождения от полномочий нотариуса на основании осуждения за совершение умышленного преступления состоит в том, что состав совершенного преступления не играет большого значения. Законодательством установлено, что практически любой приговор суда, вынесенный за совершение умышленного преступления, будет являться основанием для освобождения от полномочий нотариуса.

Необходимо отметить, что контрольные полномочия нотариальных палат не исключают существование и иного контроля за деятельностью как нотариусов, так и нотариальных палат. Соответственно правом на обращение в суд с заявлением о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой обладают не только нотариальные палаты [6].

В определении Верховного суда от 23.07.2018 N 20-КГПР18-3заместитель прокурора Советского района г. Махачкалы с целью защиты прав, свобод и законных интересов граждан обратился в суд первой инстанции к частнопрактикующему нотариусу г. Махачкалы Джалаеву Магомеду Камарутдиновичу с заявлением о лишении права нотариальной деятельности на основании п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате (совершение умышленного преступления) [8]. Суд пришел к выводу, что поскольку нотариусы, независимо от формы деятельности, осуществляют нотариальные функции от имени Российской Федерации, а нотариус г. Махачкалы Джалаев М.К. помимо того является президентом нотариальной палаты Республики Дагестан, прокурор как обладающий функциями надзорного органа в сфере соблюдения законов, наделен такими полномочиями как обращение в суд с заявлением о лишении нотариуса права нотариальной деятельности в интересах граждан РФ.

В тоже время практика показывает наличие пробела в вопросе кто все же обладает контрольными функциями в отношении нотариусов. Так, например, в определении Верховного суда (дело № 56-КГ15-23) [7] по иску ИФНС к нотариусу Масловой Л. о лишении ее права нотариальной деятельности в связи с совершением правонарушений в области налогового законодательства было установлено, что ИФНС не обладает при осуществлении налогового контроля правом требования в судебном порядке прекращения деятельности нотариуса. Отношения, возникающие в процессе налогового контроля по привлечению лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются налоговым законодательством, которое не предусматривает для налоговых органов в рамках осуществления ими контрольных функций права требования прекращения деятельности нотариуса посредством обращения в суд с иском (заявлением) о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой.

Следовательно, при подачи искового заявления о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью, важным является правильное определение оснований для лишения нотариуса лицензии на совершение нотариальных действий.

Из этого следует, что определение конкретного круга субъектов, наделенных правом подавать иск о лишении нотариуса полномочий совершать нотариальные действия, должно быть приоритетной задачей законодательных органов для устранения данного пробела и разрешения разногласий между судами различных инстанций.

Освобождение от должности нотариуса по причинам ограничения дееспособности или признания его недееспособным предусматривается Гражданским кодексом РФ, а именно ст. 29, 30 и Гражданским Процессуальным Кодексом РФ гл. 31.

На основании статистики судебной практики наиболее частыми основаниями для обращения с иском о лишении права нотариальной деятельности нотариуса, являются совершение им неоднократных дисциплинарных проступков (два и более раз в год), а также нарушение законодательства. Перечень дисциплинарных проступков устанавливается Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России 19.01.2016 года. Например в решении районного суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 2-4852/2015 по иску (ходатайству) ассоциации нотариусов «Нотариальная палата Краснодарского края» к нотариусу Краснодарского нотариального округа Кульчицкой Т.В было установлено, что по итогам проведенной проверки работы нотариуса выявлены нарушения по делопроизводству (наименование заведенных дел, не всегда соответствует номенклатурам дел за проверяемый период, заголовки реестров не соответствуют их наименованию в номенклатуре и др.), по ведению реестров (поправки (исправления, дописки) вносятся в реестр с нарушением; при регистрации нескольких нотариальных действий неверно указывается количество номеров и др.), а также по удостоверительным надписям и по нотариальным действиям.

Для минимизации нарушений в области законодательства о нотариате проводятся проверки профессиональной деятельности нотариусов. Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации [1].

Существенное значение при разрешении таких дел имеет аргументированность представленных требований, а также соблюдение формальной процедуры возбуждения дела, поскольку суды могут по-разному оценивать итоги, проведенных профессиональных проверок нотариусов и доводы компетентных органов как истцов.

Что касается приостановления полномочий нотариуса, такое временное ограничения права нотариальной деятельности было введено Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [9]. В соответствии со ст. 14.1 Основ полномочия нотариуса приостанавливаются в случае:

1) отсутствия у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствия заключенного договора требованиям настоящих Основ до дня заключения такого договора; поскольку согласно ст. 18 Основ нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности.

Полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям законодательства.

2) избрания меры пресечения в виде заключения нотариуса под стражу или его домашнего ареста до дня отмены или истечения срока применения указанной меры пресечения;

3) временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством до дня отмены или истечения срока применения указанной меры принуждения.

Полномочия нотариуса, приостановленные в рамках уголовного процесса, возобновляются автоматически со дня принятия решения об отмене мер пресечения или принуждения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, или на следующий день после дня истечения срока применения соответствующей меры.

4) избрания нотариуса депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, или депутатом представительного органа муниципального образования, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе.

Причины приостановления деятельности нотариуса можно классифицировать по двум оснований. Во-первых, на основании судебного акта при наличии обстоятельств, препятствующих продолжению нотариальной деятельности в связи с выявленными (отсутствие договора страхования) или расследуемыми правонарушениями (наличие соответствующей меры пресечения, временное отстранение от исполнения обязанностей нотариуса). Во-вторых, полномочия нотариуса приостанавливаются в связи с избранием депутатом различного уровня.

Приостановление полномочий нотариуса по основаниям 1-3 производится судом по представлению нотариальной палаты. Приостановление по последнему основанию производится по заявлению нотариуса, поданному в территориальный орган юстиции и сохраняет силу до прекращения полномочий депутата. В этот же день полномочия нотариуса автоматически возобновляются.

Подводя итог можно сделать вывод, что фигура нотариуса независимо от формы осуществления нотариальной деятельности, в качестве государственного нотариуса или частнопрактикующего, имеет широкое практическое и важное юридическое значение для защиты прав и законных интересов граждан. Правильное совершение нотариальных действий в порядке, установленном законодательством РФ, составляет неотъемлемую часть обязанностей нотариуса и зависит не только от юридической образованности кандидата в нотариусы, но и от нравственных и моральных установок. Соответственно в отношении деятельности нотариусов проводятся обязательные проверки их профессиональной деятельности, с целью установления соответствия совершаемых нотариальных действий законодательству РФ. Прекращение полномочий нотариуса связывается с рядом оснований, предусмотренных законодательством РФ, с наступлением которых нотариус не может продолжать осуществлять свои полномочия. Задача уполномоченных органов состоит в том, чтобы вовремя установить наличие нарушений законодательства РФ нотариусами и предотвратить нарушение прав и законных интересов граждан путем подачи иска о лишении нотариуса права осуществлять нотариальные действия. Соответственно, для более быстрого и своевременного разрешения данных вопросов, на мой взгляд необходимо, как было отмечено ранее, урегулировать вопрос круга субъектов, компетентных в области подачи искового заявления о лишении нотариуса полномочий.

Список используемой литературы:

"Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019) // "Российская газета", N 49, 13.03.1993.

Федеральный законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // CЗ РФ, 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 10.

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденный Минюстом России 19.01.2016 года

Приказ Минюста России от 23 декабря 2009 г. N 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса», согласованный решением Правления ФНП от 28 августа 2009 г. // "Российская газета", N 33, 17.02.2010;

Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 157 "Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность" (вместе с "Порядком и сроками сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса на освободившуюся в этом случае должность", утв. решением правления ФНП 18.05.2015, приказом Минюста России // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015;

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1714-О-О "По запросу Благовещенского городского суда Амурской области о проверке конституционности пункта 3 части пятой статьи 12, части третьей статьи 17 и части первой статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате";

Определении Верховного суда от 18.01.2016 г. По делу № 56-КГ15-23 «По иску ИФНС к нотариусу Масловой Л.» // http://www.vsrf.ru;

Определении Верховного суда от 23.07.2018 По делу N 20-КГПР18-3 «По иску заместителя прокурора Советского района г. Махачкалы к нотариусу г. Махачкалы Джалаеву Магомеду Камарутдиновичу» //http://www.garant.ru/

Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. д.ю.н., проф. Д.Я. Малешина.- М.: Статут, 2018.- 85 с.;

Пиепу Ж-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право. М.: Юристь, 2001. С. 26.

Просмотров работы: 1003