Буллинг в школе как общественная проблема - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Буллинг в школе как общественная проблема

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В средствах массовой информации все чаще стали появляться сообщения о негативной ситуации в школах. Ежедневно нам говорят о том, как дети издеваются над одноклассниками и учителями. То, что нам показывают по телевизору или пишут в газетах, только вершина айсберга. Основная его часть появляется только в интернете или остается вовсе не доступной. Стоит просто ввести в любом поисковике «школьные драки» как нашему вниманию предстает результат в 7 миллионов страниц. Помимо статей в новостной ленте, также выскакивает довольно много роликов, где показано, как дети избивают друг друга или учителей.

В современном обществе на замену слову «травля», которое сложно назвать термином, пришло заимствованное из английского языка слово буллинг (от bully - хулиган, задира, насильник, драчун, грубиян)-акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения.Буллинг не имеет ничего общего с управлением, так как хороший управляющий- управляет, плохой - травит. Поэтому, любой, кто использует травлю как метод, показывает свою неполноценность и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Актуальность данной проблемы заключается прежде всего в том, что абсолютно в каждой школе, будь она частной или бюджетной, в социально неблагополучном районе есть хотя бы один класс, где можно наблюдать буллинг.Примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга, независимо от того 7% девочек и 12 % мальчиков сами являются инициаторами травли - буллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран.

В основе буллинга есть три составляющие структуры: преследователь –буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует еще одна составляющая – защитник. Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.
Буллер - это человек, который:

- не хочет замечать эффектов, которые оказывает своим поведением на других;

- не научился брать ответственность за свое поведение;

- хочет наслаждаться преимуществами взрослого мира, но не в состоянии принять ответственность и выполнять необходимые условия, которые являются частью взрослого мира;

- не желает признать, что могут быть другие, лучшие способы поведения.

Несмотря на внешний вид, буллеры имеют низкую самооценку и поэтому чувствуют себя незащищенными. Низкая самооценка - это характерный показатель буллинга. Страх быть раскрытыми в их неполноценности граничит с параноей.

Буллеры закипают от обиды, горечи, ненависти и гнева и часто имеют широкий спектр предубеждений в качестве средства для вымещения своего гнева на других. Ими движет зависть и ревность. Отказ - еще одна сильная мотивация для буллинга. Буллеры - это люди, которые не учатся на последствиях своих поступков. Они с детства знают как избегать неприятных последствий своего плохого поведения через инстинктивные реакции отрицания и притворяясь жертвой.

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля. Самые частые психологические нарушения — это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент. 

Травля в школе оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевательства сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. В дальнейшем такой ребенок пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот - другие дети избегают дружбы с жертвами буллинга, поскольку боятся, что сами в итоге станут жертвами следуя логике: «...Каков твой друг - таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но поворачиваются спиной, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе зрителя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Как же бороться с буллингом?

Еще З. Фрейд писал: «Нельзя винить только школу в том, что в ней столько насилия и в том, что дети совершают суициды, но вина школы в том, что она ничего не делает, чтобы хоть как-то противостоять этой тенденции. Средняя школа не просто должна делать все, чтобы не подтолкнуть ребенка к суициду, но школа должна делать все, чтобы дети не были беспомощными перед лицом насилия, чтобы они хотели жить, давать им поддержку в тот момент развития их жизни, когда эмоциональные связи с родительской семьей ослабевают, и они выходят в самостоятельную жизнь. Школы не должны забывать, что они имеют дело с незрелыми еще личностями, но никто и не может лишать детей права на эту незрелость, которая является естественной стадией их развития, пусть и не самой простой»

Школа и учитель не могут давать гарантий, что актов насилия не будет (это было бы нереалистично), но должны сделать все для создания группы, где каждый интересен, чувствует свою важность и может занимать место. Место, чтобы выражать свои чувства, которые потом не будут обесценены. Место, на котором тебя видно. Место, чтобы сказать, что ты думаешь о происходящем и возможность влиять на это происходящее.

Важное значение имеет родительская поддержка. Ребенок должен не бояться эмоций. Не бояться даже злости: своей и близких. Позволить своим детям злиться, здесь, сейчас, пока злости немного, не учить копить и проглатывать её. Интересоваться их чувствами, говорить им о своих. Показывать им свое не безразличие.

Необходима, чтобы школьная травля не превратилась в типичное явление, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни

Список литературы

1. Бердышев, И. С. Буллинг и моббинг в детской и подростковой среде / И. С. Бердышев// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-121106

2. Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни детей, приводящие к психическому дистрессу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.helpline74.ru/docs.php?id=1

3. Буллинг как социально-педагогическая проблема [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-121106

.4. https://womanadvice.ru/bulling-chto-eto-takoe-kak-vyyavit-i-borotsya-s-bullingom-v-shkole-na-rabote-v-seme
5.Максимова, Людмила. Как остановить травлю в школе? Что делать жертвам, родителям и педагогам. Аргументы и факты, № 17 (25 апреля 2018).

Просмотров работы: 967