Применение нотариусом норм иностранного права и норм российского законодательства при совершении нотариального действия - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение нотариусом норм иностранного права и норм российского законодательства при совершении нотариального действия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

.Нотариус в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации применяет нормы иностранного права.

Нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации.

Эти нормы направлены на то, чтобы обеспечить соответствие между законодательством Российской Федерации и имеющимися в законе и международных договорах нормами о выборе права (коллизионными нормами). Коллизионные нормы указывают, право какого государства должен применять нотариус при совершении конкретного нотариального действия.

В соответствии с действующим гражданским законодатель­ством иностранные лица и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Что же касается гражданской дееспособности, то у ино­странных граждан она определяется по праву той страны, граж­данином которой он является, а у лиц без гражданства она определяется по праву той страны, в которой это лицо имеет постоянное место жительства. Гражданская дееспособность ино­странных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в России, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда на территории РФ, определяется по праву РФ. У иностранных юридических лиц гражданская дее­способность определяется по праву той страны, где учреждено юридическое лицо.

Из Основ законодательства РФ о нотариате следует, что лю­бое из нотариальных действий, предусмотренных ст. 35—37, мо­жет быть совершено в интересах иностранного гражданина, лица без гражданства или иностранного юридического лица, так как Основы не содержат ограничений прав вышеуказанных субъектов на обращение за совершением нотариального действия.

В большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства обращаются к нотариусу с просьбой о совершении нотариального действия от их имени. Такая просьба подается иностранцем или лицом без гражданства в общем порядке и в той же форме, которая установлена для российских граждан. Кроме этого, иностранные граждане и лица без гражданства обладают и другими правами, в частности:

участвовать в совершении нотариального действия, выпол­няемого по просьбе другого лица, например, быть понятым в случае принятия мер к охране наследственного имущества или представителем других лиц, российских или иностранных граж­дан, в интересах которых совершается нотариальное действие;

выступать как лицо, в отношении которого совершается но­тариальное действие, например, нотариус принимает в депозит денежные суммы и ценные бумаги для передачи кредитору не­зависимо оттого, является ли последний гражданином РФ, ино­странным гражданином или лицом без гражданства;

выступать как лицо, дающее согласие на совершение нота­риального действия по просьбе другого лица, если иностран­ный гражданин или лицо без гражданства является родителем или опекуном несовершеннолетнего, по просьбе которого со­вершается нотариальное действие;

обратиться к нотариусу с любой предусмотренной законом просьбой.

Вопросы наследственно­го права регулирует ст. 105 Основ законодательства о нотариате. В указанной статье содер­жатся нормы о двух видах нотариальных действий — о принятии мер к охране наследственного имущества и о выдаче сви­детельств о праве на наследство. Оба эти вида нотариальных действий осуществляются в соответствии с российским зако­нодательством, если наследственное имущество находится на территории Российской Федерации. Подчинение такого имуще­ства действию соответствующих положений не зависит от граж­данства наследодателя или наследника.

Статьи 36 и 37 данного закона предусматривают, что принятие мер к охране наследственного имущества и выдача свидетельств о праве на наследство осуществляются нотариусами, работаю­щими в государственных нотариальных конторах, а при отсут­ствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий пору­чается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практи­кой. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса меры к охране наследственного имущества принимаются должностны­ми лицами органов исполнительной власти.

При применении права по охране наследственного имуще­ства и при выдаче свидетельства о праве на наследство нота­риус, осуществляя свои действия, руководствуется законода­тельством Российской Федерации. Если в ходе принятия мер по охране наследственного имущества нотариус установит, что наследниками являются иностранные граждане, проживающие вне пределов Российской Федерации, то он обязан направить им соответствующее уведомление через местные органы юсти­ции и Министерство иностранных дел РФ.

Если же между Российской Федерацией и другим государ­ством, гражданин которого наследует имущество, заключен международный договор, нотариус руководствуется нормами этого договора. В заключенных Российской Федерацией (а ра­нее СССР) договорах об оказании правовой помощь устанавли­вается, что нотариус при получении сведений о смерти гражда­нина иностранного государства, с которым заключен такой до­говор, принимает меры, необходимые для охраны и управления наследственным имуществом, устанавливает состав и стоимость наследственного имущества, выясняет круг наследников, про­веряет наличие завещания и немедленно сообщает полученную информацию дипломатическому представительству или консуль­скому учреждению государства, гражданином или подданным которого являлся умерший. Иностранные граждане независимо от места проживания могут наследовать после российского или иностранного гражданина все наследственное имущество на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Они обязаны представить нотариусу документы, исчерпывающий перечень которых содержится в Основах законодательства Рос­сийской Федерации о нотариате. Иностранный гражданин, про­живающий вне территории России, считается принявшим наследство, если он в течение шестимесячного срока подаст заявление в посольство Российской Федерации за границей либо направит нотариусу заявление о принятии наследства лично, по почте или через своего представителя.

На основании международных договоров свидетельство о праве на наследство недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации и принадлежащей на праве личной соб­ственности иностранному гражданину, независимо от места его проживания, выдается нотариусом Российской Федерации в со­ответствии с российским законодательством. В случае открытия наследства вне Российской Федерации свидетельство выдается нотариусом по месту нахождения недвижимого имущества.

Если умерший иностранный гражданин постоянно прожи­вал к моменту смерти в России и имел имущество на ее терри­тории, то при отсутствии международного договора с государ­ством, гражданином которого был умерший, свидетельство о праве на наследство выдается российским нотариусом.

Законодательством о нотариате не регулируется вопрос о порядке установления содержания иностранной правовой нормы. На практике нотариус, прежде чем совершить нотариальное действие (например, оформление документов для действия за границей), должен ознакомиться с нормами иностранного права, т.е. на нем лежит обязанность установления содержания иностранного закона. Тем не менее от него нельзя требовать знания правовых норм других государств. Обычно информацию о содержании иностранных правовых норм нотариус может получить следующим образом:

попросить лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, или его представителя представить необходимые сведения, тексты и документы;

обратиться за информацией к соответствующим российским организациям и учреждениям, включая научные;

направить запрос в Министерство юстиции РФ, которое в установленном порядке обращается к компетентным иностранным властям.

Документы, принимаемые нотариусом на основании ч. 2 ст. 106 Основ законодательства РФ о нотариате, отличаются от аналогичных документов, принятых в российском правовом обороте. Например, доверенность, предназначенная для совершения действий за границей, может уполномочивать на осуществление таких субъективных прав, которые неизвестны российскому законодательству. Кроме того, представитель может быть ею уполномочен на совершение такой сделки, которая не предусмотрена российским гражданским правом, например сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Документ о дарении имущества, находящегося за границей, может быть изложен как односторонняя декларация лица, а не как предусмотренный ст. 572 Гражданского кодекса РФ двусторонний договор — между одаряемым и дарителем и т.д.

Для получения сведений о содержании применимых иностранных норм нотариус направляет запрос в Минюст России или МВД России. Последние в соответствии с собственными возможностями могут либо дать ответ самостоятельно, либо подать просьбу в корреспондирующий орган иностранного государства. Получение информации о содержании иностранного права таким способом зачастую оказывается малоэффективным, поскольку занимает много времени, да и ответ может быть неполным.

Порядок обмена правовой информацией между странами, как правило, закрепляется в двусторонних и многосторонних соглашениях РФ. Так, в рамках СНГ заключено Соглашение об обмене правовой информацией (Москва, 21 октября 1994 г.), которое предусматривает обмен правовой информацией через национальные электронные базы (национальные центры правовой информации), создаваемые странами-участницами. В России создание и управление соответствующей базы данных возложено на Минюст России.

Наряду с "формальной" процедурой, протекающей по официальным каналам, нотариус может задействовать "неформальные" источники сведений об иностранном праве, например обратиться с соответствующей просьбой к коллегам-нотариусам за рубежом, коллективным органам нотариата в другом государстве, компетентным научно-исследовательским организациям, российским специалистам в соответствующих областях права иностранного государства или в консульские отделы иностранных государств, представительства иностранных организаций. Такое обращение может оказаться во много раз более действенным, чем иные традиционные средства.

Другим источником получения нотариусом информации о содержании иностранного права являются заключения иностранных юристов, так называемые "свидетельства обычая", которые представляют сами стороны.

Вместе с тем для нотариуса является также обязательным и предписание о том, что иностранный закон не применяется: во-первых, если он противоречит основополагающим социальным и правовым концепциям в Российской Федерации (ст. 1193 ГК РФ). В этом случае соответствующие материальные нормы иностранного права игнорируются как нарушающие российский публичный порядок. Во-вторых, когда оказалось невозможным установить содержание применимого иностранного права. В-третьих, если иностранный закон противоречит международным обязательствам РФ.

Если препятствия к применению иностранного права отсутствуют, то нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные подписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит договорам РФ (ч. 2 ст. 104 Основ).

Документы, которые применяются на территории зарубежных государств, существенно отличаются от тех, которые применяются на территории РФ. Среди них:

аффедевит – это письменное заявление, которое применяется иностранными судебными инстанциями в качестве доказательства каких-либо фактов;

сертификат – это документ, подтверждающий какой- либо факт;

декларация – это заявление, составленное в соответствии с законодательством иностранного государства;

ретейнер – это предварительное согласие выплатить гонорар адвокату и др.

Документы, составленные с учетом требований международного права, могут отличаться необычным наименованием упомянутых в документе лиц, незнакомой юридической терминологией. К документу могут быть приложены или подшиты упомянутые в приложении другие документы и фотографии, подтверждающие изложенный в основном документе факт.

Согласно ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате порядок совершения нотариальных действий и формы нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей определяются Основами и другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, нотариус по общему правилу не принимает во внимание иностранное законодательство в указанных вопросах, независимо от гражданства лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а также независимо от того, что документ, являющийся объектом нотариального действия, предназначается для действия за границей. Однако законодательством РФ предусмотрены некоторые исключения из ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате:

ч. 2 ст. 104 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает, что нотариус имеет право совершить удостоверительную надпись в форме, предусмотренной законодательством других государств;

ст. 109 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает порядок совершения нотариального действия, возложенного на российского нотариуса международным договором, но неизвестного законодательству Российской Федерации.

Такое отступление от общего принципа, содержащегося в ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате, необходимо в интересах развития международного делового сотрудничества. Объясняется это тем, что органы многих иностранных государств требуют, чтобы представляемые им из-за границы нотариальные документы имели удостоверительные надписи и иные реквизиты, соответствующие требованиям законодательства этих иностранных государств, и нередко отказываются принимать к рассмотрению нотариальные документы, которые составлены в какой-либо иной форме. Поэтому, когда им представляются российскими гражданами или организациями нотариально удостоверенные в РФ документы, они отклоняют их со ссылкой на то, что форма удостоверительной надписи не соответствует требованиям соответствующего иностранного права. Это создает трудности для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации.

Документы, которые предназначены для действия за рубежом и в соответствии с требованиями иностранных государств, подлежат легализации.

Под легализацией в смысле Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), понимается формальное действие для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало подписавшее документ лицо, а в ряде случаев – подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, с тем, чтобы считаться достоверным везде, где будет представлен.

Эта административная по своей природе формальность обязательна для всех иностранных публичных актов.

До принятия Гаагской конвенции 1961 г. универсального определения понятия легализации не было. Теперь процесс легализации регулируется следующими международно-правовыми соглашениями: Конвенцией относительно подписания и уведомления за рубежом судебных и внесудебных актов по гражданским и коммерческим делам (1965 г.), Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам (Гаага, 18 марта 1970 г.), Европейским соглашением о передаче заявлений о правовой помощи (Страсбург, 27 января 1977 г.), Европейской конвенцией о вручении за рубежом документов по административным вопросам (Страсбург, 24 ноября 1977 г.) и др.

Нотариус вправе свидетельствовать для доказательств, представляемых в суде или ином учреждении иностранного госу­дарства, подлинность подписи на документе, в котором гражда­нин подтверждает обстоятельства, удостоверение которых при­надлежит государственным органам (например, время рождения, смерти, вступления в брак, нахождения в браке и т.д.).

При оформлении документов, предназначенных для действия за границей, нотариус должен разъяснить заинтересованным ли­цам, что на первичных документах, выданных уполномоченными на то органами (например, на свидетельстве о браке, о рождении и т.д.), проставляется апостиль (установленный Гаагской Конвен­цией штамп, проставляемый на подлинном документе учрежде­нием, выдавшим этот документ). Апостиль свидетельствует о том, что орган, выдавший документ, был вправе его выдать, и даль­нейшей легализации этот документ уже не требует.

Согласно ст. 1 Конвенции официальными являются следующие виды документов:

1) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

2) административные документы;

3) нотариальные акты;

4) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

В то же время положения Конвенции 1961 г. не распространяются на:

1) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

2) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

В соответствии с Конвенцией 1961 г. существенным формальным действием является проставление на документе специального штампа апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Если говорить о применении норм международного права в области нотариата, то важно отметить доступность получения информации о данной области права в конкретном государстве. С 1991 года Россия является участницей Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства, согласно которой в государствах-участниках назначаются органы, выполняющие функцию обмена правовой информацией. Обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных государств - участников СНГ осуществлялись Министерством юстиции РФ.

Несмотря на то что Министерство юстиции достаточно часто упоминается при возникновении необходимости выяснить содержание иностранного права, судебная практика доказывает, что данный способ получения информации не является эффективным. Обычно либо запросы суда остаются без ответа, либо Министерство юстиции отвечает, что запрашиваемой информацией оно не располагает. Таким образом, Министерство юстиции на практике не выполняет возложенной на него функции обмена правовой информацией. Причина этого может быть в отсутствии четкой регламентации деятельности Министерства юстиции при получении судебного запроса.

Следует подчеркнуть, что российским законодательством не предусмотрена обязанность Министерства юстиции предоставлять сведения об иностранном праве. Между тем статья 1191 ГК РФ предоставляет возможность суду в целях установления содержания норм иностранного права обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции РФ и иные компетентные органы. Следовательно, с правом суда на обращение в Министерство юстиции должна корреспондировать соответствующая обязанность последнего. Таким образом, эта обязанность предусмотрена закреплением права суда. Кроме того, предусмотренная законом возможность для суда обращения в Министерство юстиции РФ за разъяснениями о содержании иностранного права не подкреплена регламентацией порядка такого обращения. Представляется необходимым принять соответствующие дополнения в ГПК РФ и АПК РФ, в которых следует, в частности, предусмотреть:

обязанность Министерства юстиции РФ информировать суд о получении запроса;

перечень документов, которые передаются в Министерство юстиции РФ для подготовки ответа на запрос, а также право Министерства юстиции РФ обратиться в суд для получения дополнительной информации по делу;

срок, в течение которого Министерство юстиции РФ должно дать ответ суду, а также возможность продления этого срока;

требование к самому ответу на запрос суда: думается, что Министерство юстиции РФ должно предоставить текст закона и обзор иностранной практики по интересующему суд вопросу.

Разъяснения по вопросам содержания иностранного права, полученные из Министерства юстиции РФ, хотя оно является публичным органом, с точки зрения его доказательственной силы оцениваются судом наряду с другими доказательствами и не имеют заранее установленной силы.

Таким образом, рассмотренные проблемы нотариального применения норм международного права позволяет говорить о нижеследующем. Нотариусы применяют нормы международных договоров в соответствии с Конституцией РФ и Основами законодательства РФ о нотариате. Применению подлежат официально опубликованные международные договоры, вступившие в силу для РФ, содержащие правила совершения нотариальных действий. Нормы ратифицированного международного договора РФ обладают приоритетным действием по отношению к соответствующим нормам закона РФ. Нотариус в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ применяет нормы иностранного права.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, часть третья (Действующая редакция).

3. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019)

Литература:
1.Ушаков, А. А. Комментарий к основам законодательства Российской Федерации о нотариате / А.А. Ушаков. - М.: Деловой двор, 2015.

2. Международное частное право: учебник: в 2 т. / Е.А. Абросимова, А.В. Асосков, А.В. Банковский и др.; отв. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова. М.: Статут, 2015. Т. 2: Особенная часть.
3. Ширипов, Д. В. Нотариат России / Д.В. Ширипов, М.Н. Малахова. - М.: Дашков и Ко, 2011
4. Сучкова, Н. В. Нотариат / Н.В. Сучкова. - М.: Юрайт, 2014

5. Грудцына, Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2014.

   

1

0

Просмотров работы: 507