Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников

Богатырева А.А. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное образование сопровождается глобальными процессами использования информационных ресурсов. Эта идея находит отражение в последних государственных документах, регулирующих отношения в сфере образования: Федеральный Закон РФ «Об образовании», президентская программа «Наша Новая школа», ФГОС НОО, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Главным ориентиром отечественной школы является «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».

В условиях современной модернизации российского образования особое значение приобретает проблема медиабезопасности учащихся, то есть состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физичеосому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

С одной стороны, интернет-технологии помогают быстро и оперативно получать нужную информацию, с другой стороны, являются источником распространения негативной информации.

Д.И. Фельдштейн обращает внимание на то, что: «с активизацией роли Интернета в образовании учащиеся получили доступ ко многим образовательным ресурсам. Однако сознание современного школьника подвергается давлению хаотичного потока информации из Интернета. Она перекрывает знания ребенка, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Эта информация не имеет структурно-содержательной логической связи и подается бессистемно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его образования и развития».

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника.

К одному из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности можно отнести обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Большинство авторов придерживаются мнения о том, что информационная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее формирование и полноценное развитие человека. Информационная безопасность младшего школьника - педагоги­чески направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной уг­розе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия.

Сущность развития информационной безопасности школьника состоит в умении выявлять информационную угрозу; определять степень ее опасности; уметь предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

В качестве условий развития информационной безопасности выделяются:

- целеполаганием и ценностями информационно-образовательной среды;

- реализацией воспитательной функции образования на основе приобщения учащихся к информации культурного, этического, гуманистического характера;

- обеспечением мотивированного включения подростков в разнообразные виды деятельности в информационной сфере;

- реализацией практической направленности отбора содержания образовательных ресурсов Интернета и применения интерактивной технологии фильтрации поступающей информации.

Нами было проведено экспериментальное исследование (с учащимися 2-х классов).

Цель констатирующей части экспериментальной работы состояла в определении исходного положения дел по формированию информационной безопас­ности младших школьников в образовательных учреждениях.

Мы определили для себя задачи предстоящей деятельности:

Выяснить, знают ли учащиеся начальных классов о существовании информационной угрозы, источниках информационных угроз.

Что является определяющим источником информации для учащихся начальных классов?

Знают ли педагоги и родители о существовании информационной угрозы и источниках информационных угроз?

Констатирующий этап состоял из нескольких серий исследований. Были проведены: анкетирование, опрос, наблюдение. Это позволило сделать следующие выводы: у опрашиваемых детей не сформировано представление об угрозе, идущей от информации, нет навыков определения и идентифицирования информацион­ной угрозы, это подтвердило необходимость проведения специально организо­ванных занятий, направленных на формирование информационной безопасности.

Следующим шагом в эксперименте стало проведение анкетирования педагогов.

При работе с педагогами, мы выбрали методы анкетирования, опроса и беседы.

Как показали результаты опроса педагогов, большинство из них недостаточно ясно представляют себе содержание теоретических понятий. Более то­го, по мнению некоторых из них, специально обучать информационной безопас­ности не обязательно, т.к. этот процесс совершается сам собой, автоматически, по мере овладения обучаемыми жизненным опытом. Работу по обучению учащихся информационной безопасности педагоги не проводят, т.к. не обладают специаль­ными целостными знаниями по данному вопросу и навыком организации специ­альной работы с учащимися по информационной безопасности.

Таким образом, появилась необходимость оказания помощи педагогам по данной проблеме (необходим цикл специальных занятий теоретического и практического содержания).

Работа с родителями также носила определенный целевой смысл. Главным для нас было выяснить, знают ли родители о существовании информационной угрозы и умеют ли оградить своего ребенка, как дети проводят свободное время, и умеют ли они контролировать интересы и досуг детей. В результате проведённой работы мы выявили основные тенденции: многие родители имеют слабые представление об информационной угрозе. Таким обра­зом, родителям также необходима информационно-разъяснительная, просветительская работа по вопросу информационной безопасности. Следовательно, необхо­димо разработать цикл родительских собраний по проблемам информационной безопасности.

Совместно с классным руководителем 2-го класса (где проводилось экспериментальное исследование) была разработана программа, направленная на формирование информационной безопасности младших школьников (2 этап – формирующий).

Программа включала в себя следующее:

- разработать занятия для учащихся 2-х классов (внеклассные мероприятия, направленные на формирование умения выявлять информационную угрозу);

- отработать ряд комплексных занятий среди учащихся экспериментальной группы по формированию умения выявлять информационную угрозу;

- разработать программу обучения педагогов;

- разработать программу просветительских занятий для родителей.

На заключительном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:

- выявить изменения в знаниях учащихся об информационной безопасности;

- определить эффективность проведения занятий по информационной безопасности младших школьников;

- выявить эффективность проведенной работы с педагогами;

- проанализировать итоги проведенной работы с родителями учащихся начальных классов.

Результативностью развития информационной безопасности младших школьников стали показатели знаний об информационной безопасности, умение выявлять информационную уг­розу и навыки адекватного реагирования на информационную угрозу.

Для проведения диагностики учащихся применялись методы, использовавшиеся нами на этапе констатации эксперимента, а также и дополнительные методы: интервьюирование, собеседование, изучение продуктов детского творчест­ва (сочинения, письма), ситуации ценностного выбора, игровые задания, анализ независимых мнений, взаимо- и самоанализ учащихся в ходе работы на занятиях по информационной безопасности.

Эффективность разработанных занятий отслеживалась через уроки информационной безопасности, сочинения, наблюдения за учащимися, проведение специальных срезов по выявлению результативности среди родителей и педагогов.

Анализируя эффективность занятий по информационной безопасности можно сделать следующие выводы:

В начальных классах происходит знакомство с понятиями: информация, информационная безопасность, угрозы, исходящие от информации, учащиеся первого класса еще не связывают данные понятия со своей жизнью. Они делают открытия в знаниях. Они знают, что есть телевидение, радио, печатная продукция, мультипликационные фильмы и диски для компьютерных игр, но о возможном влиянии положительном либо отрицательном на здоровье, личные качества ребе­нок не знает и не связывает данные понятия со своей безопасностью.

Просмотров работы: 113