С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков.
Начальная школа занимает очень важное место в овладении языком, - потому что именно в этот период жизни ребенка происходит качественный скачок в овладении им лексическим запасом языка.
Повышение речевой культуры обучающихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, её соответствием языковым нормам. Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные детскому возрасту.
Задача воспитания навыков культуры речи у обучающихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
Характеризуя требования, предъявляемые к речи младших школьников, ученые выделяют следующие признаки:
Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);
Ясность речи (доступность для понимания);
Чистота речи (отсутствие «паразитических слов»);
4) Точность речи;
Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи);
Богатство (относительное) языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения в небольшом отрезке текста одних и тех же слов, конструкций.
Задача воспитания навыков культуры речи у обучающихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой. Этому вопросу посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.
Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков обучающихся, всегда в той или иной мере решая вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два традиционные для школы направления в работе по развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи.
Существует определенные требования к речи обучающихся. Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.
Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи.
Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае:
1) если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
2) если в ней точно передано содержание высказывание;
3) если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.
Развитие речи обучающихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение обучающихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию связной речи.
В содержание ее входит:
1) воспитание произносительной культуры речи учащихся (с учетом фонетических закономерностей языка); усвоение норм и правил выразительного чтения;
2) лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики;
3) работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающий законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
4) развитие навыков связной устной и письменной речи.
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических явлений) и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Усвоение учащимися правильного литературного произношения – процесс сложный и длительный. Большое значение при этом имеет умение слушать и слышать, желание совершенствовать свою речь. Это положение подтверждается в психологических исследованиях.
Изучение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по исследуемой проблеме и наши наблюдения позволили сделать определенные выводы
Одним из основных направлений умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее, красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас.
Методика работы над речевой культурой предусматривает усвоение новых, ранее неизвестных слов и новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе учащихся.
При работе над развитием речевой культуры учащихся начальных классов необходимо учитывать следующие основные моменты:
Работа должна проводиться с учетом психологических особенностей младших школьников.
Развитие речевой культуры учащихся необходимо начинать с первого дня их учебы в школе и проводить систематически, постоянно, оно не должно быть стихийным.
Проводимую работу необходимо разнообразить, привлекать занимательный материал, чтобы воспитывать интерес, любовь детей к языку.
Применять виды упражнений и формы работ, которые наиболее эффективны. Это использование игровых, сказочных ситуаций, занимательных упражнений и творческих заданий.
Учитель должен всячески помогать развитию речевой культуры учащихся, постоянно обогащать словарный состав языка каждого ученика, с этой целью предлагать детям доступные, разнообразные, познавательные задания, поощрять использование детьми в своей речи синонимов, развивать речь детей, делая ее более выразительной, яркой, интересной для собеседника.