Особенности взаимоотношений между сиблингами в семье - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности взаимоотношений между сиблингами в семье

Корниенко Д.С. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы взаимоотношений в семье всегда являются актуальными, особенно когда речь идет об отношениях между супругами или детьми и родителями. Однако отношения между сиблингами, или братьями и сестрами, далеко не всегда становятся предметом исследований, тогда как взаимоотношения в детской подсистеме являются ключевыми с точки зрения формирования основ социального взаимодействия детей со сверстниками.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СШ № 7» города Майкопа (Республика Адыгея). В нем приняли участие обучающиеся начальной школы в возрасте 9-10 лет в количестве 23 человек (10 мальчиков и 13 девочек).

В процессе подготовки к опытно-экспериментальной работы нами были отобраны следующие методики.

1. Методика Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи»,помогает выявить взаимоотношения в семье их особенности, показывает восприятие ребенком других членов семьи, а также свое место среди них.

2. Братско – сестринский опросник (авторы S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter) предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Под дисфункцией сиблинговых отношений здесь понимают наличие высокого уровня конфликтности и агрессивных поведенческих реакций.

3. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда.Данная методика предназначена для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям. Эткинд предполагал, что основные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним. ЦТО может применяться в работе с детьми от 3-4 лет. Уникальность метода состоит в том, что с его помощью можно обнаружить расхождение между вербальной то есть словесно выраженной картиной отношений и скрытой в подсознании ребенка.

4. Методика диагностики сиблингового общения.Предлагаемая методика представляет собой модифицированный вариант методики «Диагностика супружеского общения» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) и направлена на выявление таких характеристик общения между сиблингами как доверительность, взаимопонимание, легкость, сходство взглядов, психотерапевтичность общения и др.

Обследование детей с помощью методики «Братско-сестринский опросник» (авторы S.A. Graham-Bermann, S.E. Culter) показало следующее: более половины всех обследованных нами детей (15 человек – 65,2%) имеют высокий уровень эмпатии. Это значит, что такие дети проявляют эмоциональную привязанность, сопереживание, заботу и интерес к своим сиблингам в высокой степени. Средний уровень эмпатии отмечается у 34,8% испытуемых (8 человек). Показателей свидетельствующих о низком уровне эмпатии выявлено не было.

По шкале «Поддержание границ», оценивающей степень поддержания сиблингами межличностных границ в различных областях и способность сиблинга уважать психологическое и физическое пространство другого, большинство обследуемых имеют средний уровень 47,8% (11 человек). Высокий уровень поддержания границ имеют 39,1% испытуемых (9 человек), и наконец низкий уровень был выявлен у 13,1% детей (3 человека).

По шкале «Сходство», которая определяет наличие общих интересов, жизненного опыта и переживаний нами были получены следующие результаты: высокий уровень сходства имеют 8,7% испытуемых (2 человека), средним уровнем обладает большинство детей 82,6% (19 человек), низкий уровень имеют 8,7% (2 человека).

Элементы доминирования и контроля одного сиблинга над другим оценивались по шкале «Принуждение». Большинство испытуемых показали средний уровень 74% (17 человек), низкий уровень имеют 17,3% (4 человека), высокий уровень соответственно 8,7% (2 человека).

Изучение характеристик общения между сиблингами проводилось с помощью «Методики диагностики сиблингового общения».

По шкале «Взаимопонимание между сиблингами», которая подразделяется на две субшкалы – оценка респондентом себя по данному признаку и оценка респондентом партнера было выявлено следующее: высокий уровень оценки себя по данному критерию имеют 13% (3 человека), большинство детей имеют средний уровень 69,5% (16 человек), низким уровнем обладают 17,5% (4 человека). Оценка респондентом своего партнера показала следующее: высокий уровень выявлен у 17,5% (4 человека), средний уровень 69,5% (16 человек), и наконец низкий 13% (3 человека). Данная шкала выявляет понимание сиблингами друг друга, знание интересов, возможность предсказать или понять поведение брата или сестры в определенных ситуациях.

По шкале «Легкость общения», которая выявляет взаимопонимание во взаимодействии сиблингов, отсутствие скованности и напряжения в общении, мы получили следующие результаты: больше половины испытуемых имеют средний уровень 65% (15 человек), высоким уровнем обладают 13% (3 человека), низкий уровень выявлен у 22% (5 человек).

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что многие параметры взаимоотношений имеют средний уровень выраженности и нуждаются в развитии с целью улучшения и укрепления взаимоотношения в детской подсистеме.

Просмотров работы: 162