Возможности арт-терапии в коррекции расстройств аутистического спектра у детей - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Возможности арт-терапии в коррекции расстройств аутистического спектра у детей

Шачкова В.Д. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отечественные коррекционные науки стали отмечать проблему расстройств аутистического спектра (далее — РАС) относительно недавно. Данная аномалия психического развития отмечается высокой частотой встречаемости, а также необходимостью ранней и адекватной коррекции, что определяет актуальность данной проблемы. Кроме того, стоит отметить, что многие специалисты фиксируют рост числа детей с РАС. Более 1% детей в мире страдают аутизмом. Несмотря на данный показатель, этот класс расстройств в современном мире изучен недостаточно, а его диагностика в большинстве стран не развита. В России в настоящее время проживает около 200 тыс. детей с РАС. Однако тысячи детей, живущих на территории нашей страны, не получали и до сих пор не получают квалифицированной помощи [1, с. 16].

Расстройства аутистического спектра в современном мире все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Научные исследования отечественных ученых В.М. Башиной, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг и др. относят аутизм к нарушениям психического развития, которое возникает вследствие биологической недостаточности нервной системы. Международная классификация определяет аутизм как общие нарушения, затрагивающие все стороны психического развития человека.

Цель оказания целостной медико-психолого-педагогической помощи детям с РАС — содействие более полной социализации ребенка. При использовании терапевтических методов в работе с детьми с РАС основной задачей специалиста является формирование определенных средств коммуникации, социальной адаптации и навыков, которые помогут ребенку в повседневной жизни и позволят ему вписаться в социум.

Отмечаются следующие проблемы детей с расстройствами аутистического спектра: уход от контакта, негативизм, страхи стереотипность, агрессивные и самоагрессивные проявления и др. Это, в свою очередь, скрывает существование трудностей в освоении ими социально-одобряемых форм поведения. Детям с данной аномалией психического развития свойственно более позднее формирование самых элементарных навыков самообслуживания. Ребенок с РАС зачастую неспособен без помощи взрослого использовать в повседневной жизни приобретенные знания, умения и навыки.

Оказание помощи людям с РАС предполагает использование различных методов терапии, которые сочетают в себе элементы творчества, искусства и психотерапии. Несомненно, одной из наиболее актуальных инновационных форм практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является арт-терапия.

Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность человека для решения его психологических проблем. В арт-терапии широко применяется изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, двигательная терапия [2].

Арт-терапия, как один из методов психологической коррекции, включает в себя основные принципы [3]:

- отсутствие оценочности (арт-терапия не нацелена на получение результатов, поэтому такие понятия как «хорошо» или «плохо» данная методика исключает);

- взаимодействие ребенка с РАС с окружающим миром и новыми предметами (которые не являются частью мира аутиста) в наиболее благоприятной для него атмосфере;

- устранение барьерных установок, страхов.

Арт-терапия отмечается как один из наиболее результативных методов помощи аутичным детям. Она способствует развитию коммуникативных навыков и формирует особое пространство, в котором ребенок с РАС может воспроизвести предшествующий опыт построения контакта с окружающей средой. Использование методов арт-терапии в психологической помощи при аутизме позволяет раскрыть внутренний мир такого «особенного» ребенка, помогает понять, о чем он думает [4].

Основной формой, используемой в организации и проведении арт-терапевтических занятий при аутизме, являются индивидуальные занятия. В том случае, если степень расстройств ребенка позволяет вовлечь его в творческую деятельность, тогда используется групповая форма занятий.

Создаваемая непринужденная атмосфера художественного самовыражения направлена на активизацию мелкой моторики и социальных навыков, а также на развитие внимания и языковых навыков. Кроме того, групповые занятия способствуют развитию уверенности в себе, повышению сплоченности детского коллектива, снятию напряжения, улучшению коммуникативных навыков и произвольного поведения, научению способам адекватного проявления различных эмоциональных состояний [5].

Арт-терапия признана сегодня одним из наиболее эффективных методов помощи детям с РАС. Изобразительные средства являются инструментом, которые позволяют детям найти социально приемлемый выход для агрессии и других негативных чувств. Работа над рисунками, картинами, скульптурами, песочными мирами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение, упорядочивает внутреннее состояние, развивает чувство внутреннего контроля.

Кроме того, стоит отметить, что свободные и непринужденные занятия арт-терапией открывают ребенку пространство для экспериментирования со зрительными и тактильными ощущениями, развивают способности к их восприятию и переработке, активизируют воображение и насыщают его разнообразными образами.

Детям с расстройствами аутистического спектра сложно вербально выражать свои сильные переживания и убеждения. В данном случае арт-терапия является одним из наиболее результативных способов работы со страхами, так как данная методика обладает возможностями невербальной помощи и является средством доступного самовыражения для ребенка с РАС.

Особенностью творческого процесса является возможность повернуть проблемную и травмирующую ситуацию в новое русло, найти новые пути ее разрешения. Творчество как основной механизм арт-терапии помогает понять собственные чувства, дает выход внутренним конфликтам и переживаниям, повышает самооценку и оказывает релаксирующее воздействие. Кроме того, арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию [6].

Неотъемлемым компонентом становления самосознания и самопонимания ребенка является его творчество. Творчество позволяет ребенку сделать этот мир комфортным для себя и помогает лучше понять его. Ребенок учится видеть красоту этого мира и находить то неисследованное, незнакомое, которое необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал лучше и красивее.

Иными словами, применение методик арт-терапии в коррекции расстройств аутистического спектра у детей позволяет достичь следующих положительных изменений: установление контакта, улучшение поведения, налаживание более близких отношений между ребенком с РАС и другими людьми, расширение и укрепление способов взаимодействия с предметами, как известными детям, так с и новыми, которые применяют в творческой деятельности. Кроме того, лечение расстройств аутистического спектра творчеством помогает уменьшить стереотипии в поведении.

Также стоит отметить, что арт-терапевтические занятия снижают эмоциональное напряжение и создают у ребенка с РАС ощущение комфорта, что способствует повышению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям и снижению его тревожности. Ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом. Творческая деятельность «особенного» ребенка способна рассказать нам о его внутреннем мире, страхах и переживаниях гораздо больше, чем привычный язык словесного общения.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. арт-терапия является одним из наиболее эффективных и оптимальных методов психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра;

2. принципы арт-терапии позволяют создать свободную и непринужденную обстановку на психокоррекционных занятиях, которая способствует полной эмоциональной свободе ребенка с РАС;

3. методы, используемые в арт-терапии, являются наиболее эффективными средствами социальной адаптации ребенка с РАС, формирования у него коммуникативных способностей и языковых навыков.

Список литературы

1. Алленова, О.В. Аутизм — это социальная катастрофа [Электронный ресурс] / О.В. Алленова // Коммерсантъ-Власть. - 1992. - №25. - С. 16. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/daily?from=header_gazeta

2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е.А. Медведева и др. - М.: Академия, 2001.

3. Арт-терапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://texts.news/detskiy-autizm-psihologiya/art-terapiya-kak-metod-korrektsii-straha-detey-33818.html

4. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие / А.И. Копытин. - Москва: Когито-центр, 2015.

5. Сравнительный анализ основных методов и техник консультативного процесса в арт-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modernpsyhology.ru/mods-649-3.html

6.Evans K., Dubowski J. Art-therapy with children on the autistic spectrum. Beyond words. – London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2001.

Просмотров работы: 260