К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Художница Николь Холландер нарисовала маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице. Один из персонажей говорит: «Зачем мне шапка? На улице ведь совсем не холодно». Второй: «Я не ношу шапку, она портит мне всю прическу». Кто из двух персонажей мальчик, а кто- девочка? Думаю, ответ знает каждый. Психологические особенности гендерной идентичности у дошкольников до сих пор являются малоизученным аспектом. Все мы люди разные. Мы делимся на мужчин и женщин, на мальчиков и девочек, отличаемся друг от друга ростом, возрастом, здоровьем, ну и , конечно, психологическими особенностями. В сложном изменяющемся мире в эпоху перемен человеку как никогда необходимо чувствовать себя спокойно и уверенно. Для этого ему необходимо утвердиться в своей личностной социальной роли. Но личность человека является категорией половой принадлежности. [3] Проблема гендерной идентичности поднимается как в работах отечественных авторов И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева, так и в работах зарубежных авторов Ш. Берна, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, В.Е. Кагана, что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.

Куинджи Н.Н. отмечал, что нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности. То есть, в современном обществе, утрачивается значение мужчины и женщины как ценности, сопровождающееся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. В связи с этим актуальным становится вопрос о формировании мужественности и женственности как ведущих качествах гендерной идентичности. Это важно, поскольку современный мир задает новые перспективы в реализации такой личности, которая способна быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и именно гендерная идентичность является адаптационным ресурсом, а ее нарушение является индикатором нарушений психического здоровья и адаптации в целом. [1]

Встает вопрос: гендерные отличия в поведении ребенка обусловлены биологическими, врожденными особенностями или необходимо половое воспитание?

У каждого взрослого человека имеется свой жизненный опыт , свой путь познания окружающего мира. Некоторым кажется, что суть полового воспитания заключается в разъяснении ребенку техникам полового акта и применению контрацептивов. Но встречаются и такие родители, которые считают, что гендерное воспитание только лишь «мешает психологическому развитию ребенка». Другое дело . А как же информационные технологии? Доступная каждому ребенку всемирная сеть-Интернет? Социальные сети? Разве не эти средства становятся преградой для адекватного протекания полового воспитания? Дети получают информацию в искаженном виде. А может виной возникновения данной проблемы служат средства массовой информации, телекоммуникационные технологии? Или корни исходят из Европы, Зарубежья? Известен случай, в России официально признали брак между двумя мужчинами, которые «поженились» в Копенгагене, где такие браки легализованы. Ведь эти социально-структурные сдвиги проявляются и в сфере сексуально-эротических ценностей дошкольников. Недaвно в Латвии была издaна книга для детей, в которой говорилось о равноправии полов. Пособие предлaгает девочкам на время стать мальчиками, а мaльчикам-девочками. Рассказы в детской книжке с завлекающей яркой обложкой ноcят примечательные названия: «День, когда Карлис был Карлиной» и «День, когда Рута была Рихардом». Так девочку берут на футбол, она игрaет в стaльные машинки. Разумеется, её зовут мужским именем. А мальчик с cамого утра возится с Барби, а в детском cаду Карлиса-Карлину приглашают поигрaть в «дочки-матери»: вигре он будет «старшей сестрой». Пропаганда однополых семей, т.е. гомоcексуальная семья в Европе — это нормaльно, а трaдиционная cемья, где есть мама и папа, — это пережиток прошлого.Вопрос о половом воспитании детей, действительно, является очень сложным.

В результате многочисленных исследований было установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли. К 3-4 годам дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. Но есть и случаи, когда ребенок к 3 годам может и не знать, в чем заключается различие между мальчиком и девочкой. Например, многие дети уверены в том, что , если на мальчика надеть платье, он становится девочкой, или подстричь девочку коротко, она становится мальчиком. От 4-7 годам жизни, как отмечает В. Е. Каган, резко увеличивается проявление полового субъективизма: мальчики чаще говорят о том, что они защищают девочек, играют в шоферов, пожарников, а девочки – что мальчики хулиганят и играют в «мужиков»[2]. Данное поведение приводит к самоутверждению ребенка. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, принятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Дошкольники, с нарушением гендерной идентичности имеют чувство хронического одиночества, что мешает им гармонично взаимодействовать с социальной средой.

Кто, на Ваш взгляд, кто должен заниматься гендерным воспитанием дошкольников?С какого возраста следует заниматься гендерным воспитанием детей?

Очень часто воспитатели ДОУ испытывали затруднения в работе, связанные с решением вопросов гендерного воспитания детей. Стaновление человека как личности женского или мужского пола неразделимо от развития сексуальности, и нарушения психоcексуального развития в раннем возрасте может привести не только к тому, что человек в будущем будет подaвлять свои желaния и испытывать сложности в отношениях с противоположным полом, но и к тяжелым психологическим травмам. С cамого детства важно правильно воспитывaть малыша и не подaвлять его cексуальность, чтобы в будущем будучи взрослым не было пcихологических проблем. [2]А чтобы не нaрушать естественный процесс формирования сексуальности человека с рaннего детcтва, все взрослые члены социума должны знать, как развивaется cексуальность и как помочь ребенку научиться cтроить отношения с противоположным полом.

Таким образом, осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не проходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Для того ,чтобы ребенок мог гармонично взаимодействовать с социальной средой, родителям и воспитателям необходимо принимать активное участие в процессе полового воспитания.
 

Список литературы:

Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии.- Москва.: Эксмо, 2016.

Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2.

Л.Д. Столяренко, Основы психологии // «Феникс». Ростов-на-Дону, 2000.

List of references:

Kozlov N.I. Psychologist. Encyclopedia of practical psychology.- Moscow.: Exmo, 2016.

Kagan V. E. Cognitive and emotional aspects of gender attitudes in children 3-7 years / / Questions of psychology, 2000, №2.

L. D. Stolyarenko, Fundamentals of psychology / / Phoenix. Rostov-on-don, 2000. .

Просмотров работы: 23