Деятельность классного руководителя с трудными подростками является актуальной проблемой, поскольку в учебных заведениях число детей в этой категории увеличивается. Эта категория детей считается довольно сложной, поэтому классный руководитель должен знать, какие дети принадлежат к трудному подростку, характеристики этих подростков, их индивидуальность, как осуществляется воспитательная и коррекционная, профилактическая работа с ними и взаимодействие со своими родителями.
Трудным подросткам психологически сложно в подростковом возрасте, поведение таких подростков не соответствует социально приемлемым нормам, как правило, это касается непослушания, убегания из дома, использования психоактивных веществ, совершения преступлений различной степени тяжести и других факторов. Трудные подростки характеризуются проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, эмоций, зависимостей, привычкой существовать по приказу других, трудностями в отношениях, нарушениями в сфере самосознания (от восприятия вседозволенности до неполноценности), усугубляя проблемы в овладении учебным материалом, проявляя смелое нарушение дисциплины. Трудные подростки проявляют явную тенденцию девиантного поведения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - это поведение, которое отличается от общепринятых, социально одобренных, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах за определенный период их развития [1, 5]. Во взаимоотношениях с взрослыми они испытывают свою бесполезность, утрату своей ценности как другого человека.
Работа классного руководителя с трудными подростками осуществляется через воспитательно-коррекционную работу во внеурочное время. К воспитательно-коррекционной работе во внеурочное время относятся следующие виды деятельности: общественно нужная, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, игровая (привлечение подростка в кружки, секции, дежурство, субботники, спортивные соревнования, походы, экскурсии, конкурсы, концерты, КВН, выставки).
Деятельность становится интересной и важной для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение в смысле достижения намеченной цели. Не менее важным в отношении деятельности и эффективности коррекционного воздействия на подростков является их включение в позицию активного участника этого вида деятельности.
Коррекционное направление внеучебной образовательной работы заключается в том, что подросткам предоставляется возможность удовлетворять их интересы, удовлетворять их потребности, демонстрировать свои способности, оценивать себя и оцениваться другими, участвуя в внеклассной работе и пытаться найти подходящую версию отношений со сверстниками и учителями приемлемого поведения. Работа классного руководителя с трудными подростками также может быть реализована через профилактическую работу внешкольных часов. Профилактическая работа включает в себя проведение всех видов деятельности (классных часов, бесед, дискуссий и т.д.).
Исходя из актуальности проблемы перед нами поставлена цель - изучить деятельность классного руководителя с трудными подростками, разработать коррекционно-педагогическую программу и экспериментально проверить ее эффективность. В процессе теоретического анализа нами были уточнены, что девиация в сознании и поведении людей как правило появляется постепенно. Более того, в социологии существует понятие «первичная девиация», когда люди смотрят на конкретные отклонения сквозь пальцы, а человек, который игнорирует определенные правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными правонарушениями или аморальными действиями и в настоящее время могут быть проигнорированы, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, что приводит к нарушению социальной морали.
Но есть второй уровень девиантного поведения (вторичное отклонение), когда человек, окружающий социальную группу или официальные организации, открыто признается нарушителем моральных и правовых норм, что всегда связано с конкретной реакцией на его воздействие [2]. При рассмотрении девиантного поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы отклонений, если сначала мы подразумеваем нарушения морали, то во втором случае девиантное поведение является отражением деятельности определенной социальной группы - преступной группировки или дикая секта, которая создает некоторое сходство их субкультуры и открыто противостоит принятым нормам [5]. В первом смысле девиантное поведение преимущественно является предметом психологии, педагогики и психиатрии. Во втором - предмет социологии и социальной психологии. Конечно, такое дисциплинарное различие относительно.
Классный руководитель рассматривается как субъект воспитания школьников.Он является официальным и признанным лидером группы, организатором, вдохновителем, помощником, опекуном, изобретателем, менеджером, информатором. Функциональные обязанности классного руководителя, родителей в работе c «трудными» учащимися: организационно – координирующая. Коммуникативная: содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; установление оптимальных взаимоотношений в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – родитель», «учитель – родитель». Аналитическо-прогностическая - анализ и оценка воспитанности личности и коллектива обучающихся. Социальная - обеспечение индивидуального развития учащихся класса при поддержке психолога, социального педагога и родителей; систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на учете в ПДН. Проектно-организаторская: умение проектировать и организовывать с учащимися и их родителями разные виды деятельности воспитательного, социального и познавательного характера (экскурсии, походы, посещение театров, постановка спектаклей, праздников, досуга). Контрольная: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учащимися учебных занятий.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит от уровня его профессиональной подготовки и личностных качеств. Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности учащихся класса, общей их культуры. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т. е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и дисциплина обучающихся. А обязанности родителей включают в себя: заботу о рационально организованном образе жизни в семье и повседневную жизнь ребенка. Создание условий для чтения книг ребенком, занятия спортом. Защита ребенка от нежелательного контакта [3].
Организация исследования. Нами выяснено, что во всех школах есть информация о трудновоспитуемых детях, в первую очередь о тех, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и часто администрация школы ждет от психолога решения проблемы этих детей как первоочередной. В настоящее время большинство таких запросов касается детей, которых подозревают в токсикомании, подростков, склонных к наркомании и алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь. Много запросов и относительно детей, замеченных в воровстве, хулиганских действиях.
В частности исследование проводилось в МБОУ СОШ № 68 г. Иваново в 7 классе. Классный руководитель составил список трудновоспитуемых подростков седьмого класса. Возраст учащихся 13 - 14 лет. В представленном списке указано 12% трудновоспитуемых подростков из 100% (смотри табл.1). Эти подростки организовали неформальную группу, держатся вместе, неоднократно замечались в хулиганских действиях. Мальчики неоднократно курили в туалете, игнорировали замечания учителей, замечались в вымогательстве денег у других учеников, срывали уроки, конфликтовали с педагогами.
Таблица 1
Социально-психологическая характеристика выявленных трудных подростков (фамилии детей изменены)
Данные |
ФИО учеников |
||
Воробьев В.П. |
Жигарев Н.В. |
Семенов М.А. |
|
Семья |
Живет с дедушкой и пьющим отцом |
Живет с матерью и отчимом |
Живет с родителями и младшим братом |
Здоровье |
Состоят на учете у психиатра |
||
Успеваемость |
Не успевает по всем предметам, кроме физкультуры |
Не успевает по всем предметам |
Не успевает по всем предметам, кроме труда и физкультуры |
Социометрия |
Не отвергаемый классом, лидер |
Отвергаемый классом |
Не отвергаемый классом, не лидер |
ПДО |
Лабильный тип |
Шизоидный тип |
Эпилептоидный тип |
Тест-опросник уровня самооценки |
Высокий уровень самооценки |
Низкий уровень самооценки |
Средний уровень самооценки |
В данной таблице представлены социально-качественные характеристики трудных подростков, которые нуждаются в коррекции. У Воробьева В.П. ярко выраженная потребность привлечь к себе внимание. В общении в группе стремиться на роль лидера. Яркость и выраженность эмоций при отсутствии их глубины, рисовка и позерство в переживаниях, лживость и фантазирование в общении. У Жигарева Н.В. повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, отвращение к любой деятельности. Равнодушие к будущему, нежелание занять какое-либо общественное положение. Тяга к антисоциальным группам, неспособность занять в группе независимую позицию, подчиняемость более активным и деятельным сверстникам. Трусливость, стремление любым способом избежать или отстрочить наказание. Предпочитает групповые формы правонарушения. У Семенова М.А. чрезмерное подчинение мнению окружающих, зависимость и несамостоятельность, готовность подчиняться большинству, неинициативность. В группе неспособен противостоять влиянию ближайшего окружения. Нарушения поведения - податливость, отсутствие личностной инициативы, некритичность в оценке действий окружающих, антисоциальность. Для решения проблемы разработана специальная коррекционно-педагогическая программа, которая реализовывается в рамках воспитательной классного руководителя и школьного психолога. овместно с классным руководителем 7 класса и школьного психолога разработан тематический план коррекционно-педагогической программы по работе с «трудными» подростками. Программа включает 11 занятий в рамках классного часа или индивидуальных встреч.
Таблица 2
Тематический план работы с трудными подростками
№ п/п |
Название темы |
Форма проведения |
«Правило поведения в общественных местах и ПДД» |
Беседа |
|
«О правовой ответственности подростка » |
Беседа |
|
«О недопустимости агрессивного поведения в школе и вне школы» |
Беседа |
|
«Алкоголизм и подросток» |
Беседа |
|
«Как я общаюсь со своими одноклассниками» |
Дискуссия |
|
«Ответственность за порчу школьного имущества» |
Беседа |
|
«Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними». Встреча с специалистам по делам несовершеннолетним |
Экскурсия |
|
«Наркотики и закон» |
Беседа |
|
«Профилактика драк и агрессивного поведения» |
Беседа |
|
«Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты» |
Беседа. Показ фильма |
План коррекционно-педагогической программы:
Собрать данные о подростках (сведения о семье, условиях проживания и обучения, сведения о здоровье) - изучение успеваемости, работа с классным журналом, заполнение тетрадки наблюдений классным руководителем о каждом подростке.
Индивидуальные беседы с подростками. Проведение социометрического теста в классе с целью выявление социометрического статуса учащихся в коллективе; определение микрогрупп; уровня социально-рефлексивных навыков учащихся. Проведение методики исследования акцентуации личности подростка (ПДО), ее цель - определение типов акцентуаций характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.). Проведение тест - опросника «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв. Анализ положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследование его потребностей, отклонений в поведении [3, 5].
Анализ результатов исследования после проведенных занятий и мероприятий: были получены положительные результаты (самооценка у трудных подростков стали более адекватными, повысилась их мотив включенности в социально полезных делах, активно принимают участие в внутри школьных и классных творческих мероприятиях, повысилась успеваемость). Это свидетельствует об эффективности подобранных нами мероприятий и условий их реализации. По результатам исследования нами разработаны рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками.
Стимулирование интереса к обучению (отметить и подчеркнуть успех в обучении), формирование положительных мотивов в обучении (удовлетворение когнитивных интересов трудных подростков). Уделите особое внимание достижению успеха в обучении, в какой-то мере удовлетворяйте суету подростка. Объявляйте положительные результаты в часы занятий и на родительских встречах. Выполнять индивидуальную работу с слабоуспевающими в классе. Проводить регулярную внеурочную работу. Важное место занимает индивидуальные консультации (по расписанию), групповые занятия. Усиление управления свободным временем в подростковом возрасте. Согласовать учебную работу в школе и по месту жительства с деятельностью специальных организаций, работающих с трудными детьми (с отделом по делам несовершеннолетних в полиции). Проведение регулярных бесед с родителями (дедушкой). Обсуждение результатов. Работа в трех областях: исправление ошибок, допущенных в семейном и школьном образовании, установление наиболее разумного гигиенического режима в школе и семье, в котором работа и отдых чередуются, перегрузка образовательной деятельности не допускается, тщательное медицинское обследование ребенка и его лечение.
Список литературы
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2004.
Пакет нормативно-методических документов для классных руководителей [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://moysoch2.ucoz.ru/normativno-pravovaja_dokumentacija_dlja_klassnykh_.doc
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М.: Граф-пресс, 2001. - С. 29
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С.В.Ковалёв)[Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/8/8e/1._Самооценка_С.В.Ковалёв.pdf
Харчева В.Г. Основы социологии: учебник для студентов высших учебных заведений.- М., 2007