В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна ребёнка: "научить учиться", "научить жить", "научить жить вместе", "научить работать и зарабатывать". К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся наших школ. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут "найти себя", что может привести к негативным социальным последствиям. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому "Планируемые результаты" Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [3].
С целью решения проблемы нами были поставлены следующие задачи: выявить пути формирования УУД у детей среднего школьного возраста средствами преподавания английского языка; составить и апробировать программу по формированию универсальных учебных действий школьников среднего возраста; изучить методы и формы проведения уроков, способствующие формированию познавательных универсальных учебных действий; разработать критерии оценивания сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей среднего школьного возраста.
Формирование умения учиться и формирование общих учебных умений, как целей среднего образования является приоритетной задачей для современных педагогов. В условиях внедрения нового стандарта последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования. Деятельностный подход способствует более гибкому и прочному усвоению знаний учащимися; позволяет школьникам открывать возможности самостоятельного движения в изучаемой области, что существенно повышает их мотивацию и интерес к учёбе. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [4]. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1,4].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный [3]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы [5]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2].
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Для достижения поставленных задач нами проведено исследование на базе МБОУ «СОШ» №2 города Волгореченск с младшими подростками – учащимися 5-х классов на примере изучения английского языка. Для выявления сформированности УУД были использованы следующие методики: «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А. Карабанова) и «Индекс групповой сплоченности Сишора». Количество выборки: 22 подростка - ученики 5- класса. 12 из которых девочки, 10 мальчиков.
Приведем анализ методик и полученных результатов тестирований.
Методика 1. «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А. Карабанова). Данная методика направлена на формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик». Исследования показали, что после проведения анализа только 3 из 22 учеников имеет высокий уровень рефлексивной самооценки, 3 - выше среднего, 6 – средний и 10 учеников имеют низкий уровень рефлексивной самооценки.
Методика 2. «Индекс групповой сплоченности Сишора». Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов, а также ответами на следующие вопросы. Например, как бы вы оценили свою принадлежность к группе? Каковы взаимоотношения между членами вашей группы? Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе? И т.д. Исследование выявило распределение обучающихся по следующим уровням групповой сплоченности: 9 учеников из 22 учеников - имеют высокий уровень (15,1 баллов и выше), 7 учеников - уровень выше среднего (11,6 – 15 балла), 2 ученика - средний уровень (7- 11,5), 3 ученика- уровень ниже среднего (4 – 6,9) и 1 ученик низкий уровень(4 и ниже).
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, инновационных технологий обучения. Решение проблемы формирования универсальных учебных действий в нашем исследования организовано средствами изучения иностранного языка (английского языка). При этом учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий. Этот метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе [2].
Инновационным в нашем исследовании можно рассмотреть в методическом плане следующее: во-первых, деятельность учеников должна быть направлена на стремление к самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия, а именно, формирование универсальных учебных действий; во-вторых, на уроках английского языка они могут реализовываться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Нами были реализованы занятия – уроки под рубриками: «Путешествия», «Защита окружающей среды», «Семья и друзья».
При этом универсальные учебные действия могут соотноситься с определённой темой устной речи согласно учебному плану. Основу реализации УУД составляет проблемный метод. Для его реализации ученикам потребуется не только знание языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными универсальными учебными действиями, при формировании которых они становятся активными участниками образовательного процесса.
После реализаций занятий нами был проведен повторный «срез» и была выявлена положительная динамика в формировании универсальных учебных действий.
Основываясь на цели развивающего аспекта (развивать то, что играет наиболее важную роль для процессов познания, воспитания и учения), а также на сущности процесса развития человека, логично будет считать, что объектами развития должны быть способности, которые позволяли бы более успешное функционирование познавательной, эмоционально-оценочной и деятельностно-преобразующей сфер учащегося.
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
Список литературы
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия у школьников среднего возраста. От действия к мысли / Бурменская Г.В., Володарская И.А. - М.: Просвещение, 2011. - 27с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
Микерова Г.Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 6. — с. 537.
Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. №10, с. 61-67.