ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СУЩНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СУЩНОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ

Кондрашкина А.А. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитательная работа в деятельности педагога имеет первостепенное значение, в настоящее время требуется новый подход к организации, педагогического процесса в образовательном учреждении в связи с изменившимися условиями жизни общества. Ведущую роль среди многообразия методов воспитания детей младшего школьного возраста имеет этическая беседа. В ходе беседы дети расширяют свой словарный запас, знакомятся с этическими понятиями, обсуждают факты, дают оценку самым различным событиям.

Сущность понятия «этическая беседа» не подвергалось большим интерпретациям, существует немного суждений авторов на эту тему. Так, И. П. Подласый определял этическую беседу как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа, по его мнению, отличается от рассказа, инструктажа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы — углубление, упрочение моральных понятий, обобщение и закрепление знаний [4].

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, дети легче постигают их сущность и значение. В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», сразу же после события, поступка или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут их.

Этические беседы принято делить на следующие виды:

программные (система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

групповые (обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

индивидуальные (обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

тематические (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например, что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания — сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте). При беседе опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Новое противоречие выступает движущей силой нравственного развития школьника [3].

Этическая беседа предполагает общение со школьниками по определенному перечню вопросов, которые подразумевают анализ и (что наиболее важно) рефлексию, а не нотации. Это обосновано тем, что ученик не может быть высоконравственным человеком, потому что ему посоветовали или приказали быть таким. Он должен сам сделать такое умозаключение, понять, почему необходимо поступать так, а не иначе [2].

Этические беседы строятся по определенному, четко сформированному плану:

1) объявление однозначных факторов, толкование этих факторов и их рассмотрение с активным участием всех детей;

2) разбор конкретных аналогичных ситуаций;

3) синтезирование самых весомых признаков конкретных нравственных качеств и соотнесение их с ранее приобретенными навыками, побуждение и формулировка морального принципа;

4) использование учениками усвоенных положений при анализе поведения своего собственного и поведения окружающих.

В начальной школе этическая беседа имеет более простую структуру. Наиболее эффективным будет индуктивный путь проведения этической беседы: от исследования отдельных элементов заявленной проблемы до синтеза этих элементов и самостоятельного вывода.

Проведение этических бесед включает в себя:

подготовительный этап;

непосредственное проведение беседы;

организация и оценка повседневной деятельности и отношений детей на основе воспринятых нравственных норм и правил.

На основе анализа опыта педагогами был сделан вывод о том, что целесообразно проводить этическую беседу два раза в месяц во внеурочное время. Продолжительность беседы не должна слишком затягиваться, её продолжительность в среднем насчитывает 25-30 минут в ІІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап является наиболее продолжительным и кропотливым и содержит в себе совместную деятельность учителя и обучающихся.

Существуют множество методов подготовки к беседе, которые рекомендованы опытными преподавателями для формирования нравственных представлений:

а) тема беседы должна предлагаться учащимся заранее. Устанавливается список литературы, подготавливаются ситуации, вопросы, над которыми следует подумать;

б) необязательными, но часто необходимыми, является предоставление индивидуальных заданий, так как это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) организация групповой работы. Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главным требованием является обеспечение активности учащихся в процессе самой беседы. Необходимым для учителя является построение урока таким образом, чтобы, проведя беседу, он задавал вопросы и приводил наглядные примеры, делал небольшие, но ёмкие и вразумительные замечания, направлял и уточнял высказывания детей.

Одним из самых важных аспектов проведения беседы по прочитанной сказке или рассказу, по просмотренному фильму является умение корректно задавать вопросы, которые возбуждали бы интерес учеников. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы они затрагивали прежде всего чувства детей, должен реализовываться принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Необходимо научить детей ставить перед собой вопросы, чтобы в дальнейшем они могли сами оценивать свои поступки и поступки окружающих, выбирая для себя нужную стратегию поведения [5].

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей.

Постановка вопросов также предполагает подготовку в беседах на моральные темы, необходимо следовать следующим рекомендациям:

Вопрос, скрытый за реальными действиями людей, должен ориентировать интерес обучающихся на нравственную сторону жизни.

Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями. Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями для взаимообогащения нравственных знаний [6].

Анализ литературы позволил определить условия организации эффективной этической беседы, проводимой в начальной школе:

Беседа должна иметь поисковой и проблемный, даже противоречивый характер, предполагать борьбу мнений. Учитель должен поддерживать вопросы, не предполагающие однозначный ответ, организовать беседу так, чтобы ученики сами отвечали на свои вопросы.

Неправильным будет строить этическую беседу таким образом, чтобы дети высказывали не своё мнение, а заготовленные заранее, заученные ответы, подсказанные взрослыми. Важно прививать детям уважение к мнениям окружающих.

Беседа не должна преподноситься как лекция. Она должна иметь теплый характер, содержать откровенные мысли и чувства учащихся. Учитель должен преподнести материал так, чтобы участники беседы смогли сами прийти к пониманию содержания того или иного вопроса.

Ресурсы, использованные при проведении беседы, должны соответствовать интересам её участников. Ученик не будет заинтересован и активен в обсуждении сложных или чуждых ему вопросов, тема этической беседы должна быть связана с жизнью, реальным опытом и трудом.

В процессе дискуссии необходимо установить и сопоставить все имеющиеся точки зрения. Мнение каждого должно быть учтено.

Чуть ли не самым важным является грамотно составленное заключение, которое бы ответило на вопрос, проблему, заявленную в начале беседы. Для этого педагогу необходимо проникнуть в мысли и чувства воспитанника, посмотреть на проблему его глазами.

Список литературы

1. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. С. 209 – 320.

3. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. –– M.: Владос, 2002. С. 62 – 332.

4. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. - изд. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2009. С. 249 – 540.

6. Этическая беседа как метод воспитания школьников // https://docplayer.ru/32723604-Eticheskaya-beseda-kak-metod-vospitaniya-shkolnikov.html (дата обращения: 21.12.18)

Просмотров работы: 808