Для успешного формирования личности школьника необходимо его всестороннее развитие. Нужно учитывать такие факторы как: среда, в которой растет ребенок; наследственность; воспитание (дома и в школе) и собственную активность школьника. Активность личности проявляется в возможности ее самостоятельно добывать необходимую информацию, проектировать свое будущее, быть ответственным пред собой и другими людьми, в стремлении к обретению смысла жизни, способность к самоотдаче и другое.
Поэтому актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности [Белова, 2008].
Одна из главных задач педагога дать обучающемуся знания, которые он сможет использовать в течение всей жизни. Качественное усвоение знаний невозможно без отработки их на практике. Проектная деятельность в школьном курсе является некой «репетицией», прежде чем ребенок столкнется с реалиями жизни.
Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [Леонтович, 2003].
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Предпосылки возникновения метода проектов можно проследить еще в глубокой древности. Искусство “майевтика”, созданное Сократом, является примером зарождения данного метода в обучении. С помощью наводящих вопросов Сократ помогал своим ученикам самостоятельно «рождать истину» [Солопова, 2010]. Проектная деятельность школьников – это творческая поисково-исследовательская работа. Она имеет важное значение при изучении географии, так как с ее помощью можно развивать критическое мышление, показывать роль процессов и явлений в природе и обществе, а также объяснять причинно-следственные связи.
Развитие творческого мышления особенно продуктивно происходит в процессе общения с природой, поэтому основной формой организации внеурочного процесса обучения может являться экскурсия. Кроме того, проблемные методы обучения позволяют критически оценивать изучаемые явления, а следовательно, повышать познавательный интерес.
Сейчас метод проектов активно реализуется во многих школах России. Для того, чтобы работа обучающегося была качественной нужно повышать интерес школьников к исследовательской деятельности. По мнению многих педагогов, движущей силой формирования познавательного интереса является противоречие между новой информацией и имеющимися знаниями [Мантуленко, 2006].
Одно из направлений научно- исследовательской деятельности обучающегося является внеурочная деятельность. Она позволяет не только применять весь спектр образовательных технологий и техник, но дает возможность учителю расширять предметное содержание. В связи с чем нами была разработана программа научно-исследовательского объединения обучающихся «Удивительный мир географии».
Программа предназначена для обучающихся 6-7 класса. Объём программы составляет 34 часа, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год. Цель программы – развитие познавательной мотивации и научно-исследовательского интереса обучающихся через познание многообразия географической науки.
Программа разработана в соответствие с требованиями ФГОС основного общего образования. В ее основе лежит метод проектной деятельности учащихся.
Данная программа позволит не только привить интерес учащихся к науке и исследованиям, но и будет способствовать всестороннему развитию личности ребенка благодаря расширению кругозора и формируемым метапредметным результатам обучения в географии с другими смежными науками.
Новизна программы заключается в том, что достаточно большой объем географического материала сочетается с вариативностью (учитель может предложить задание каждому ученику, не зависимо от его уровня знаний и способа восприятия информации) и творческим характером его подачи. Задача курса состоит в том, чтобы научить школьника добывать знания самостоятельно. Программа учитывает интересы и пожелания учащихся, а также дает возможность расширить и углубить знания страноведческого характера, знания по физической географии материков и океанов, картографии, антропогеографии.
Важными аспектами программы является ее направленность не только на знания о предмете, но и на духовно-нравственное воспитание школьников. Например, в ходе изучения рельефа своей Малой Родины необходимо уделять внимание тому, какую стратегическую роль играет Челябинская область в экономике страны.
На формирование ценностного отношения к окружающей среде, труду человека, так, например, в ходе изучения природных комплексов и биосферы необходимо уделять внимание изучению особо охраняемых природных территорий (природных парков, заповедников, заказников, памятников природы) на основе уникальных природных объектов.
На формирование мыслительной деятельности и развитие логического мышления. При изучении и сопоставлении географических процессов и определяющих их физических явлений (например, связь изменений температуры воздуха с типом подстилающей поверхности), а также воздействия климатических и погодных условий на жизнедеятельность человека.
На формирование пространственно-временных представлений о явлениях, происходящих на планете Земля. Например, изучение вековых, годовых и суточных ритмов Земли и их связей с деятельностью людей, фенологические наблюдения за растительным и животным миром. Наблюдения за сменой природных комплексов в ходе дифференциации географической оболочки.
На развитие патриотизма. Так в ходе изучения национального и этнорегионального состава населения Челябинской области необходимо уделять внимание особенностям быта и хозяйствования народов.
По итогам реализации программы обозначены планируемые результаты обучения:
Повысить интерес школьников к предмету и научно-исследовательской деятельности;
Повысить качество географических знаний и умений обучающихся;
Развивать способность обучающихся к осуществлению самостоятельного поиска информации, используя различные источники;
Активизировать творческие способности школьников, благодаря выполнению практических заданий в различных формах (индивидуальная, групповая);
Повысить общий уровень культуры обучающихся.
Таким образом, в ходе реализации программы дополнительного образования «Удивительный мир географии» происходит формирование не только практических навыков и исследовательских умений, но и повышение познавательного интереса обучающегося, его интеллектуальных и творческих способностей. Кроме того, реализация дополнительной внеурочной программы позволяет развивать научно-исследовательские навыки и интерес к исследованиям в природе.
Используемые источники:
Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Текст] / Т.Г. Белова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. – 2008. – С. 30-35.
Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся [Текст] / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 4. - C. 18–24.
Мантуленко, В.В. Становление познавательного интереса школьников в условиях информатизации образования [Текст] / В.В.Мантуленко // Вестник Самарского государственного университета. – 2006. – С. 36-44.
Солопова, M. A. Майевтика [Текст] / M. A Солопова//, Новая философская энциклопедия. Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2010.