Обиход школьно йжизни, включающий в себя урочную, внеурочную, внешкольную деятельность- пространство духовно-нравственного развития, в основе которого лежат базовые национальные ценности. Организация и полноценное функционирование такого пространства, невозможно без согасованных действий всех социальных субьектов- участников воспитания.
Педагоги в школах часто не включают в свою работу других социальных субъектов - участников воспитания. Тем самым пространство духовно - нравственного развития, работает не в полной мере, что отражается на недостаточном уровне сформированности базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно‑смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [2, с. 9].
Основой термина «базовые национальные ценности» является понятия «ценность» и «нация».
Ценность – это важность, полезность чего - либо, которая с внешней стороны выступает как свойство явления или предмета.
Нация — государственно‑территориальная и политико‑ правовая общность, существующая на основе общих политических, историко‑культурных и духовно‑ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально‑политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций
[2, с. 7].
Таким образом, базовые национальные ценности — основные мораль‑ ные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально‑исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [2, с. 8].
Концепция духовно-нравственного развития дает общее представление о базовых национальных ценностях.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [2, с. 18].
Фундаментом моральных установок и нравственных ценностей, исторически присущих многонациональному народу Российской Федерации, являются базовые национальные ценности. Семейные, региональные, культурные, социальные, религиозные традиции – маркеры позволяющие сохранять и передавать нормы, ценности и опыт поколений, что,в свою очередь, обеспечивает эффективное развитие страны в современных социокультурных, политических и экономических условиях.
Формирование базовых национальных ценностей как компонент духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника – сложный, многоплановый процесс,определяющий содержание урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся начальной школы. Она несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает [5, с. 55].
Можно выделить следующие принципы формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста:
нравственный пример педагога;
индивидуально - личностное развитие;
интегративность программ духовно - нравственного воспитания;
социальная востребованность воспитания.
Рассмотрим особенности формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста в общем виде, которые определяются следующими положениями :
- сменой ведущего вида деятельности (игровая сменяется учебной деятельностью);
- освоением новой социальной роли – ученика;
- развитием познавательной сферы;
- нахождения в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве;
- конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность и т.д.) и вне школы (непоследовательность, смешение высокой культуры и культуры бытовой) и др.
Все факторы учитываются в процессе формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности и возможности усвоения необходимо также учитывать в процессе формирования, повышенная восприимчивость к самым разным социальным воздействиям, позволяет им впитывать все, что свойственно человеку (поведение, способы общения, отношения и т.п.).
Э. Н. Игорева считает, что общей целью работы по формированию базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста должна стать социально - педагогическая поддержка становления, развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [1, с. 132]
Средствами формирования базовых национальных ценностей являются: информационно - справочные средства, средства эмоциональной саморегуляции. Результат работы по формированию базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста, по мнению Э. Н. Игоревой, состоит в сформированности у детей системы национальных ценностей, приобретении опыта нравственной, общественно значимой деятельности, мотивации и способности к духовно - нравственному развитию [4, с.184].
Процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей заключается в трансформации содержания ценности в личностный ценностный ориентир. От младшего школьника требуется включение в процессы открытия своего смысла той или иной ценности, понимания собственного отношения к ней, позитивной практической реализации опыта познания этих ориентиров, ценностей, смыслов в жизни. [3, с. 22]
Таким образом можно сделать вывод , что все, что окружает ребенка в школе должно быть проникнуто идеей полезности для обучающегося, у него должен возрастать интерес к базовым национальным ценностям, понимая жизненную необходимость в них. Пространство духовно- нравственного развития, в основе которого лежат базовые национальные ценности, будет эффективно функционировать, только при согласованных действиях всех социальных участников воспитания. Концепция духовно-нравственного развития, перечисляет конкретные базовые ценности, каждая из которых открывается в системе нравственных ценностей (представлений.) Младшему школьнику, для усвоения и принятия базовых национальных ценностей, необходимо принять ценность как жизненно необходимую установку, и осмыслить свое отношение к ней. Основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально‑исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и о беспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [2, с. 18].
Процесс формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста представляет собой достаточно сложный педагогический процесс, который осуществляется как поддержка становления, развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Список литературы.
Бибикова С.Ю. Базовые национальные ценности и условия их формирования у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С.Ю. Бибикова // Сборник статей Международной научно-практической конференции - 2017. - С. 129- 132.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2009. - 29с.
Думашева, Ю.С. К вопросу о сущности процесса усвоения и принятия младшими школьниками базовых национальных ценностей [Текст] / Ю.С. Думашева // Сборник конференций НИЦ Социосфера - 2016.- С.18-22.
Игорева, Э.Н. Базовые национальные ценности как основное содержание духовно - нравственного развития и воспитания школьников [Текст] / Э.Н. Игорева // Сборник статей II международной научно - практической конференции «Профессия без границ» - Новочебоксарск, 2014. - С.184 - 187.
Мусс Г.Н., Сармутдинова Г.Б. Педагогические условия формирования отношения младшего школьника к базовым национальным ценностям [Текст]/ Г.Н. Мусс, Г.Б. Сармутдинова // Успехи современной науки и образования – 2016.- № 9. – С. 54-57.