МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Белоусова Ю.А. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество заинтересовано в воспитании личности, развитой нравственно и духовно. Основную работу по формированию такой личности общество возложило на учебные заведения, например, школу, где индивид осваивает жизненные ценности как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В новом стандарте общего образования второго поколения особое внимание стало придаваться духовно-нравственному воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности.

В этом направлении целью нашего исследования являлась изучение и эмпирическое выявление методических особенностей духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) является одним из ключевых факторов модернизации всей системы общего образования страны. Воспитание нравственности и духовности во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др.Содержание духовно-нравственного воспитания в современных психолого-педагогических исследованиях рассматривается в различных аспектах, так как в современном мире, духовно-нравственное воспитание является основой развития будущего поколения. Рассмотрим, некоторые из них, либо точки зрения, высказанные разными авторами при неоспоримом наличии общих позиций, имеющие отличия друг от друга. Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога. Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов. А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры».Рассмотрев различные подходы к пониманию духовно-нравственного воспитания, можно сделать вывод о том, что в целом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, рассматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Оно включает в себя следующие направления воспитательной работы: приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям; раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств; формирование гражданского самосознания, любви к родине и своему народу; знакомство с русской православной культурой; создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Оно осуществляется в различных формах, особенными методами и средствами. Их характерная черта – одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей ума, чувств, воли. Духовно-нравственное воспитание должно закладывать основу, фундамент развития личности, создавать живое духовно-культурное пространство, в которое включается душа ребенка, а не просто быть содействием усвоению некоторых сведений нравственного характера и упражнениями в нравственном поведении.

Рассмотрим психолого-физиологические особенности младших школьников как субъектов духовно-нравственного воспитания. Младшее школьное детство − это период, когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны: доминирующая роль семьи в удовлетворении коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов; возрастные особенности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. Формирование системы осмысленных взглядов и суждений осуществляется путем ознакомления детей с нравственными понятиями, нормами, оценками и путем включения детей в практическое участие, в общественно-полезную деятельность. Отношения, будучи интегральной позицией личности, отражаются в целях, мотивах, средствах ее деятельности. Каждый, возраст характеризуется своей специфической «социальной ситуацией развития», т.е. определенным соотношением имеющихся у ребенка в данный период особенностей, воздействующих на него факторов среды. Это порождает и типичные черты поведения, и типичные психологические особенности, общие для всех детей одного возраста. Но это не исключает и своеобразия психологического облика, неповторимости каждого ребенка, определяемого наследственностью и соответствующим образом жизни. Особенности духовно-нравственного воспитания на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей на каждом из них.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Стандарт предполагает следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная; общекультурная; духовно-нравственная; социальная; общеинтеллектуальная.

Данную направленность необходимо отразить в содержании основной образовательной программы общего образования и учитывать педагогическому составу, в целом, и педагогу в отдельности при разработке программ внеурочной деятельности. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования личности обучающегося, особенно способствует его духовно-нравственному воспитанию.

При организации внеурочной деятельности школьников по духовно-нравственному воспитанию необходимо понимать, что результат, в конечном счете, должен быть направлен на развитие определенных личностных качеств обучающихся, прежде всего нравственных, и формирование у него системы общепринятых жизненных ценностей. Формы и содержание внеурочной деятельности должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов трех уровней:

первый уровень результатов-приобретение обучающимися социального знания (об общественных нормах,устройстве общества,о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);

второй уровень результатов-получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( например,Отечество,знания,мир,человек,семья и т.д );

третий уровень результатов-усвоение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - последствие того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ученика; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся; накопить опыт творческой деятельности.

Внеурочная деятельность в общеобразовательных учреждениях осуществляется через: игровую деятельность; познавательную деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательную деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовую (производственную) деятельность; спортивно-оздоровительную деятельность; туристко-краеведческую деятельность.

Для организации духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе используются словесные, наглядные и практические группы методов.

Эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами внеурочной деятельности было реализовано на базе лицея г. Пучежа Ивановской области. В исследовании приняли участие 15 человек 2А класса. Исследование проводилось в три этапа.

1 этап - констатирующий. Целью данного этапа является исследование сформированности духовно-нравственного воспитания и выявление проблемы.

2 этап - формирующий. Цель данного этапа - разработка и реализация комплекса занятий для формирования духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.

3 этап - контрольный. Цель этого этапа - сравнительный анализ результатов проделанной работы.

Методы, которые использовали в исследовании: анкетирование, сравнительный метод, опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

На первом этапе нашего исследования ( октябрь 2018 г.)была проведена методика «Что такое хорошо и что такое плохо» ,адаптированная Н.В.Кулешовой. Цель данной методики состоит в том, чтобы выявить уровень нравственного представления младших школьников (в данном случае, учеников 2А класса). Детям была предложена анкета, в которой содержались вопросы и варианты ответов, на которые дети, должны были дать ответ. Например, «Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники? А) Нравиться; Б) Не очень нравиться; В)Не нравиться и т.д.» Обработка данных оценивалась по следующим критериям: за первый ответ (А) – 2 балла, за второй ответ (Б) – 1 балл, за третий ответ (В) – 0 баллов. Данная методика позволяет определить нравственные представления учеников, в целом, и в определенных ситуациях. Проанализировав анкеты можно выделить три уровня нравственного представления младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников. Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем. Анкетирование показало, что всего лишь 2 ребенка имеют высокий уровень сформированности нравственного представления (9%), 5 человек имеют средний уровень (21%), и 5 детей из класса имеют низкий уровень нравственного представления(70%).Эти дети представляют собой группу педагогического риска. Для решения данной проблемы, считаем необходимым организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию.

Для решения данной проблемы нами был разработан цикл внеурочных занятий, направленный на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Таблица 2

Тематический план внеурочных занятий

Название темы

Форма проведения, организация занятий

1

«Дорогою добра..»

групповая работа

2

«Шагать дорогой доброты»

Дискуссия

3

«Воспитанный человек, какой он?»

Дискуссия

4

«Правила хорошего тона»

мастер-класс

5

«Золотое правило нравственности»

Беседа

6

«Спешите делать добро…»

брейн-ринг

Благодаря проведенным занятиям у детей расширилось представление о нравственных понятиях, самооценка стала адекватная, стали наиболее развитыми духовно и нравственно, с удовольствием участвовали в различных играх, дискуссиях. Это подтверждено контрольным этапом эксперимента, который был организован по завершению цикла внеурочных занятий, цель которого проверить эффективность проведенных занятий и форм и методов их реализации. При проведении «вторичного среза» была использована та же методика («Что такое хорошо и что такое плохо»), что и при «первичном срезе»,адаптированная Н.В.Кулешовой, по выявлению нравственного представления младших школьников. Анкетирование при вторичном «срезе» показало, что детей с низким уровнем нравственного представления совсем не осталось 1%, со средним 72% и высоким уровнем по 27 %.

Благодаря тому, что мы провели системный цикл внеурочных занятий, ученики 2А класса, у которых наблюдался низкий уровень нравственного представления, стали улучшаться. Благодаря проведенной работе, мы можем выделить рекомендации для педагогов начальной школы по формированию духовно-нравственного воспитания средствами внеурочной деятельности:

процесс нравственного воспитания младших школьников должен осуществляться систематически, а не от ситуации к ситуации;

в общей системе нравственного воспитания важное место должны занимать способы (формы, методы, приёмы и т.д.) направленные на формирование нравственных понятий, суждений, оценок, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, проблемные ситуации, метод дилемм, ситуации практического взаимодействия и их анализ и другие;

способы нравственного воспитания должны быть подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня нравственного развития;

воспитательная работа с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время должна организовываться с учетом особенностей детей слабо успевающих в учебе, среди которых низкая самоорганизация, низкий уровень развития познавательных процессов, низкая самооценка, обуславливающая формирование негативных черт характера, конфликтности;

необходимо помнить, что знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но при этом одних знаний не достаточно. Критерием нравственного поведения могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы;

при нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, – включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Список литературы

Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2009.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В.Григорьев,П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2014 г.-223 с.

Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование /Т.Д.Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ,2016.-151 с.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: «Просвещение», 2011г.

ФГОС общего образования: о внеурочной деятельности обучающихся.

Просмотров работы: 370