В связи с введением стандартизации в деятельность дошкольных образовательных организаций произошло переосмысливание их основных целей и задач, появилась острая необходимость поиска новых средств, методов, образовательных технологий, которые способствовали бы развитию личности ребенка дошкольного возраста, в том числе познавательному развитию, формированию познавательных интересов, познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены ведущие линии развития дошкольника, т.е. образовательные обрасти. Одной из них является образовательная область «Познавательное развитие», реализация которой предполагает развитие у детей интересов, любознательности, познавательной мотивации, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Понимая важность познавательного развития в дошкольном возрасте и его значимость на последующем возрастном этапе развития (младший школьный возраст), мы предприняли попытку доказать эффективность такого способа познавательного развития и познавательной активности детей, как интеллектуальные карты.
Интеллектуальная карта рассматривается отдельными авторами как уникальный и простой способ запоминания информации, с помощью которого развиваются познавательные, творческие, речевые способности детей и активизируется мышление. Этот способ помогает пробудить у ребёнка способность к отображению окружающего мира, структурировать информацию, которую детям предстоит усвоить, разбив её на конкретные образные единицы.
Данный способ особенно эффективен в образовательном процессе дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Интеллектуальные карты позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Создавая интеллектуальную карту сами дети, в процессе исследования, элементарных опытов, экспериментов, становится «продуктом» детской деятельности, тем самым повышая процесс познавательного развития и таких психических процессов как, память, воображение, внимание.
В процессе проведенного экспериментального исследования мы рассматривали интеллектуальную карту как графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, как инструмент для структурирования идей. Интеллектуальную карту составляли с использованием различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).
На карте в центре мы располагали главную мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывалась по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило было принято для чтения всех интеллект-карт. Такие карты легко поддаются расширению и модернизации. Процесс создания карт осуществлялся в виде совместного творчества ребенка и взрослого.
Интеллект-карты мы применяли для формирования и обогащения словаря ребенка, развития связной речи (придумывание предложений и составление рассказов) и это позволило нам продуктивно закреплять и обобщать тему недели из календарно-тематического плана.
Результаты экспериментального исследования позволили нам установить, что интеллект-карт позволяют развить не только связную речь, пополнять словарный запас и лексико-грамматическую структуру речи, но и развивать различные процессы мышления. На формирующем этапе эксперимента мы развивали следующие логические действия: умение анализировать и синтезировать; обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений; доказывать; выдвигать гипотезы и прогнозировать.
Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, что очень важно в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Эффективность способа интеллектуальных карт в познавательном развитии дошкольников неоспорима, так как на всех этапах работы с ними предусматривается опора на наглядность, что исключает формальную передачу детям знаний. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Работа с интеллект-картами проходила в несколько этапов: сбор материала о предмете или объекте, создание интеллект-карты (индивидуально или фронтально), закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллектуальной карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, у детей развивается умение выделять главную мысль; устанавливать взаимосвязи между изучаемыми предметами, объектами и явлениями; воспроизводить ранее изученную тему; умение общаться с другими детьми и т.д. Перед началом работы с интеллектуальными картами мы установили правила их написания: использование только цветных карандашей, маркеров и т. д.; расположение центральной идеи или слова в центре карты и для её изображения использовать рисунки, картинки; каждая главная ветвь от центральной должна иметь свой цвет; соединение главных ветвей с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева); каждой линии соответствует один рисунок, одна картинка или одно ключевое слово; для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове; разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Наблюдения за детьми показали, что при использовании интеллектуальных карт в непрерывной образовательной деятельности усвоение материала детьми проходит легче, он лучше запоминается. У детей повышается мотивация к познанию. Дети с нетерпением ждут занятий с использованием интеллект-карт. Стеснительные и неуверенные в себе дети стали увереннее отвечать на вопросы воспитателя, сравнивать, устанавливать взаимосвязи и обобщать полученные знания.
Таким образом, экспериментальным путем было доказано, что интеллектуальные карты способствуют повышению уровня познавательного развития дошкольников, систематизации знаний, проявлению познавательной активности и интереса к образовательному процессу, развитию коммуникативной, познавательной и творческой инициатив. Ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать, видеть мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что, в свою очередь, очень пригодится детям в школе.