Мастер-класс является современной формой проведения обучающего тренинга-семинара, которая позволяет отработать практические навыки по различным методикам и технология с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знаний [1].
Формы и методы мастер-классов очень разнообразны. Особую роль педагоги-наставники уделяют личностно-ориентированному обучению.
Мастер-классы по форме проведения могут напоминать семинары, в ходе которых проводятся игры и обсуждения. Участники могут не только получить знаний из первых рук от экспертов-наблюдателей, но и пообщаться между собой, обменяться идеями.
Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Чаще всего она основывается на интуиции учителя-мастера или на восприимчивости слушателей.
Основным принципом мастер-класса является знание и желание научить слушателей тому, что хорошо умеет сам учитель-мастер. Участникам мастер-класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким руководством педагога.
В подготовке и проведении мастер-класса важно сочетание описательности имеющегося опыта и аналитичности (принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий, оформленных в разработках).
Алгоритм технологии мастер-класса по конструированию и программированию роботов [3].
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
– краткая характеристика основных идей технологии;
– описание достижений в работе;
– доказательство результативности деятельности учащихся, которая свидетельствует об эффективности технологии;
– определение проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
2. Представление системы учебных занятий:
– описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
– определение основных приемов работы для демонстрации мастером слушателям.
3. Проведение имитационной игры:
– проведение учителем-мастером учебного занятия со слушателями, которое демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися;
– взятие слушателей на себя двух ролей: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
– выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели учебного занятий в режиме технологии;
– выполнение мастером роли консультанта, организация самостоятельной работы слушателей и управление ею;
– проведение совместно со слушателями авторских моделей учебного занятия.
5. Рефлексия:
– проведение дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Итогом мастер-класса должно быть:
1. Преподаватель-мастер раскрывает авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.
2. Мастер-класс отражает умение проектировать успешную деятельность обучающихся, а также создает условия для роста педагогического мастерства преподавателей на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Рассмотрим возможную модель проведения мастер-классов по конструированию и программированию роботов в таблице 1.
Таблица 1
Возможная модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
|
Подготовительно-организационный этап. Презентация педагогического опыта учителем-мастером |
Приветствие, вступительное слово мастера. Краткая характеристика основных идей технологии. Описание достижений в работе. Доказательство результативности деятельности учащихся, которая свидетельствует об эффективности технологии. |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
|
Основная часть |
Представление системы учебных знаний. |
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии. Определение основных приемов работы для демонстрации мастером слушателям. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
Проведение имитационной игры |
Проведение учителем-мастером учебного занятия со слушателями. |
Взятие слушателей на себя двух ролей: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии. |
|
Моделирование |
Выполнение роли консультанта, организации самостоятельно работы слушателей и управление ею. Проведение авторских моделей учебного занятия. |
Выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели. |
|
Рефлексия. Афиширование – представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: – овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; – развитие способности к рефлексии; – развитие коммуникативной культуры. |
Организация обмена мнениями присутствующих, оценивает происходящее. Проведение дискуссии по результатам совместной деятельности. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
|
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
|
Подготовительно-организационный этап. Подготовка целей и задач. |
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия. |
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
|
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. |
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, которые используются в мастер-классе, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями. |
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
|
Афиширование – представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: – овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; – развитие способности к рефлексии; – развитие коммуникативной культуры. |
Организация обмена мнениями присутствующих, оценивает происходящее. |
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе. |
В ходе проведения мастер-класса должны быть соблюдены следующие условия:
– мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;
– повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
– готовность учеников и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;
– рефлексия деятельности учеников и мастера в процессе собственной практики.
Мастер-класс является особым методом обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которая опирается на свои принципы и имеет определенную структуру.
Стоит отметить, что данная форма обучения является интерактивной и существует для обмена опытом, объединяющей формат тренинга и конференции.
Именно благодаря этим качествам мастер-класса он является одной из лучших технологий обучения конструированию и программированию роботов в основной школе.
Он отличается от других форм обмена опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога-мастера.
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, так как центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Стоит отметить, что мастер-класс как технология обладает определенными требованиями к подготовке и проведению.
Алгоритм технологии мастер-класса состоит из следующих этапов:
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
2. Представление системы учебных занятий.
3. Проведение имитационной игры.
4. Моделирование.
5. Рефлексия.
Итогом мастер-класса является раскрытая авторская система педагога-мастера, а также отражение умений проектировать успешную деятельность обучающихся.
Список литературы
Заруба А.В. Что такое мастер-класс [Электронный ресурс] URL: https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av (дата обращения 10.02.2019)
Каблукова И.Г., Коротаева Е.А. Мастер-класс как форма развития профессиональной компетенции руководителей частных дошкольных организаций в условиях профессионального сообщества [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/master-klass-kak-forma-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditeley-chastnyh-doshkolnyh-organizatsiy-v-usloviyah (дата обращения 10.02.2019).
Калинина С.Н. Рекомендации по организации и проведению мастер-класса [Электронный ресурс] URL: http://dopobr.68edu.ru/archives/8999 (дата обращения: 11.02.2019).
Нечитайлова Е.В. Технология мастер-класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя // Советы учителю. – 2003. – №11. – С. 38-41 (дата обращения: 11.02.2019).