МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ РОБОТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ И ПРОГРАММИРОВАНИЮ РОБОТОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Гаранина П.Е. 1
1РГППУ (филиал) в г. Нижнем Тагиле
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мастер-класс является современной формой проведения обучающего тренинга-семинара, которая позволяет отработать практические навыки по различным методикам и технология с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знаний [1].

Формы и методы мастер-классов очень разнообразны. Особую роль педагоги-наставники уделяют личностно-ориентированному обучению.

Мастер-классы по форме проведения могут напоминать семинары, в ходе которых проводятся игры и обсуждения. Участники могут не только получить знаний из первых рук от экспертов-наблюдателей, но и пообщаться между собой, обменяться идеями.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Чаще всего она основывается на интуиции учителя-мастера или на восприимчивости слушателей.

Основным принципом мастер-класса является знание и желание научить слушателей тому, что хорошо умеет сам учитель-мастер. Участникам мастер-класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким руководством педагога.

В подготовке и проведении мастер-класса важно сочетание описательности имеющегося опыта и аналитичности (принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий, оформленных в разработках).

Алгоритм технологии мастер-класса по конструированию и программированию роботов [3].

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

– краткая характеристика основных идей технологии;

– описание достижений в работе;

– доказательство результативности деятельности учащихся, которая свидетельствует об эффективности технологии;

­– определение проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.

2. Представление системы учебных занятий:

– описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

– определение основных приемов работы для демонстрации мастером слушателям.

3. Проведение имитационной игры:

– проведение учителем-мастером учебного занятия со слушателями, которое демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися;

– взятие слушателей на себя двух ролей: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4. Моделирование:

– выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели учебного занятий в режиме технологии;

– выполнение мастером роли консультанта, организация самостоятельной работы слушателей и управление ею;

– проведение совместно со слушателями авторских моделей учебного занятия.

5. Рефлексия:

– проведение дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Итогом мастер-класса должно быть:

1. Преподаватель-мастер раскрывает авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету.

2. Мастер-класс отражает умение проектировать успешную деятельность обучающихся, а также создает условия для роста педагогического мастерства преподавателей на основе рефлексии собственного педагогического опыта.

Рассмотрим возможную модель проведения мастер-классов по конструированию и программированию роботов в таблице 1.

Таблица 1

Возможная модель проведения мастер-класса

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный этап. Презентация педагогического опыта учителем-мастером

Приветствие, вступительное слово мастера. Краткая характеристика основных идей технологии. Описание достижений в работе. Доказательство результативности деятельности учащихся, которая свидетельствует об эффективности технологии.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть

Представление системы учебных знаний.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Описание системы учебных занятий в режиме презентуемой технологии. Определение основных приемов работы для демонстрации мастером слушателям.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Проведение имитационной игры

Проведение учителем-мастером учебного занятия со слушателями.

Взятие слушателей на себя двух ролей: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Моделирование

Выполнение роли консультанта, организации самостоятельно работы слушателей и управление ею.

Проведение авторских моделей учебного занятия.

Выполнение самостоятельной работы по конструированию собственной модели.

Рефлексия.

Афиширование – представление выполненных работ.

Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

– овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

– развитие способности к рефлексии;

– развитие коммуникативной культуры.

Организация обмена мнениями присутствующих, оценивает происходящее.

Проведение дискуссии по результатам совместной деятельности.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный этап. Подготовка целей и задач.

Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, которые используются в мастер-классе, показ своих «изюминок» (приемов) с комментариями.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование – представление выполненных работ.

Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

– овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;

– развитие способности к рефлексии;

– развитие коммуникативной культуры.

Организация обмена мнениями присутствующих, оценивает происходящее.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

В ходе проведения мастер-класса должны быть соблюдены следующие условия:

– мотивация осознанной деятельности всех участников, принимающих участие в работе мастер-класса;

– повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;

– готовность учеников и мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе;

– рефлексия деятельности учеников и мастера в процессе собственной практики.

Мастер-класс является особым методом обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, которая опирается на свои принципы и имеет определенную структуру.

Стоит отметить, что данная форма обучения является интерактивной и существует для обмена опытом, объединяющей формат тренинга и конференции.

Именно благодаря этим качествам мастер-класса он является одной из лучших технологий обучения конструированию и программированию роботов в основной школе.

Он отличается от других форм обмена опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога-мастера.

Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, так как центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Стоит отметить, что мастер-класс как технология обладает определенными требованиями к подготовке и проведению.

Алгоритм технологии мастер-класса состоит из следующих этапов:

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.

2. Представление системы учебных занятий.

3. Проведение имитационной игры.

4. Моделирование.

5. Рефлексия.

Итогом мастер-класса является раскрытая авторская система педагога-мастера, а также отражение умений проектировать успешную деятельность обучающихся.

Список литературы

Заруба А.В. Что такое мастер-класс [Электронный ресурс] URL: https://teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av (дата обращения 10.02.2019)

Каблукова И.Г., Коротаева Е.А. Мастер-класс как форма развития профессиональной компетенции руководителей частных дошкольных организаций в условиях профессионального сообщества [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/master-klass-kak-forma-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-rukovoditeley-chastnyh-doshkolnyh-organizatsiy-v-usloviyah (дата обращения 10.02.2019).

Калинина С.Н. Рекомендации по организации и проведению мастер-класса [Электронный ресурс] URL: http://dopobr.68edu.ru/archives/8999 (дата обращения: 11.02.2019).

Нечитайлова Е.В. Технология мастер-класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя // Советы учителю. – 2003. – №11. – С. 38-41 (дата обращения: 11.02.2019).

Просмотров работы: 73