Управление рисками как фактор устойчивого развития банковского сектора - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Управление рисками как фактор устойчивого развития банковского сектора

Замышляева Е.Л. 1
1РАНХиГС, Среднерусский институт управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В рыночных условиях ведения бизнеса банковская деятельность подвержена существенному влиянию рисков, различающиеся по сфере возникновения и подходам в управлении. При этом для выстраивания эффективной системы управления необходимо не только оценивать внутренний потенциал кредитной организации, но и учитывать общие тенденции, сложившиеся в банковском секторе.

Начиная со второй половины 2013 года, Банк России преступил к активной стратегии оздоровления банковского сектора от финансово неустойчивых субъектов банковского дела.

Диаграмма 1 – Динамика зарегистрированных и действующих кредитных организаций российского банковского сектора за период с 2013 по 2018 годы (ед.).

По состоянию на январь 2019 года в Российской Федерации Банком России зарегистрировано 881 кредитных организаций, аналогичный показатель за 2017 год составил 923 кредитных организаций. Таким образом, за 2018 год отозваны лицензии у 40 банков. Нарастающим итогом к концу 2018 года лицензии на осуществление банковских операций отозваны у 392 кредитных организаций 1.

Причинами отзыва лицензий остаются высокая степень вовлеченности банков в сомнительные операции и проведение высокорискованной политики, как при размещении, так и при формировании ресурсной базы. Размещение средств в высокорискованные активы, финансирование деятельности собственников, несоблюдение требований законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и как следствие, высокий уровень риска в деятельности кредитных организаций. В данном случае указанные обстоятельства становятся для банков причинами снижения величины собственного капитала и дальнейшее нарушение нормативов достаточности капитала. Одновременно проблемы снижения ликвидности.

Оценка развития банковского сектора с учетом внутренних особенностей финансового рынка, а также внешних факторов воздействия на деятельность его субъектов, как в отечественной, так и зарубежной практике, сформировано понимание потребности в такой парадигме управления, которая позволяла бы управлять возможностями, а не только отдельными наступившими событиями и их последствиями. Такой парадигмой управления в настоящее время является парадигма управления рисками, риск-менеджмент.

Концептуальная основа теории риска состоит в своевременном обнаружении угрозы в деятельности субъекта, способной повлиять на ожидаемую результативность, и, одновременно, предложить наиболее приемлемый инструментарий для предупреждения реализации возможной угрозы, наступления ее последствий.

Кредитные организации на финансовом рынке выделяются среди прочих финансовых институтов, прежде всего разнообразием предоставляемых услуг и сопутствующих при этом видов риска, обусловленных спецификой банковских операций, таких как кредитный риск, риск ликвидности, процентный риск и др.

Финансовое посредничество, в рамках которого банки организуют свою деятельность неразрывно связано с предоставлением заинтересованным лицам денежных средств, на условиях срочности, платности и возвратности, при этом указанные принципы кредитования одновременно указывают на вероятность отсутствия их реализации и как следствие наличие кредитного риска в работе банка.

Рисунок 1 – Классификация отдельных видов банковских рисков и требования к организации процедур управления ими.

Следует отметить многообразие банковских рисков исходя из специфики деятельности банков, по этой причине регулятором отечественного банковского сектора заложена норма, позволяющая банкам самостоятельно формировать перечет значимых видов рисков и в соответствии с ним осуществлять управленческие функции в данном вопросе.

Современные тенденции развития корпоративного риск-менеджмента в банковском секторе обусловлены новыми требованиями со стороны Банка России к качеству процессов управления рисками и учитывают аспекты не только построения, но и мониторингу, контролю эффективности системы управления банковскими рисками.

Действующим законодательством, в том числе в рамках нормативных актов Банка России, устанавливаются требования к системе управления рисками и капиталом в кредитных организациях. Концептуальные основы в управлении банковскими рисками находятся в тесной взаимосвязи с управлением капиталом банка как гаранта его финансовой устойчивости.

Процедурно идентификация рисков банка их актуальная оценка должна проводиться не реже одного раза в год, исходя из существенности изменения внешней или внутренней среды функционирования банка, оказывающей непосредственное влияние на совокупность различных видов риска и формирующей их профиль. В части значимости дальнейшего использования проведения актуализированной процедуры идентификации рисков необходимо отметить документальное оформление службой управления рисками полученных результатов с последующим рассмотрением на заседании совета директоров банка.

Признанные существенными виды рисков, имеющие схожие факторы риска, схожие способы управления рисками, общие субъекты риска (контрагенты, клиенты, операции и другие признаки), объединяются в выделенные группы рисков, для которых формируется единая система управления, включающая комитет банка по их управлению и подразделения, непосредственно реализующие функции операционного управление.

Пример формирования существенных (значимых) видов рисков банка представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Значимые риски банка (пример).

Признанные значимыми (существенными) виды рисков, имеющие схожие факторы риска, схожие способы управления рисками, общие субъекты риска (контрагенты, клиенты, операции и т.п.), объединяются в выделенные группы рисков, для которых формируется единая система управления, состоящая из комитета Банка по управлению выделенные группы рисков, соответствующего подразделения, отвечающего за их управление и подразделение.

В целях управления выделенными рисками для каждой группы определен отдельный комитет. Так, за Комитетом по рискам закреплена большая доля работы по управлению страновым риском, операционным, правовым, налоговым, стратегическим, регуляторным, репутационный и риск, наступление которого сопряжено с изменением стоимости недвижимого имущества. Соответственно за Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций курирует вопросы управления кредитного риска корпоративных розничных клиентов. Риск ликвидности закреплен за Комитетом по управлению активами и пассивами. Комитет по рыночным рискам обладает полномочиями по управлению кредитным риском финансовых институтов и рыночными рисками операций на финансовых рынках. Отдельный Комитет с одноименным названием занимается комплаенс-риском.

Принимая во внимание вышеизложенное управление рисками в Банке находится в матрице взаимосвязи и взаимозависимости, что позволяет охватить максимальный объем вопросов управления современными актуальными видами рисков для банковской деятельности.

В рамках выстраивания системы управления рисками банком вырабатываются и в последствии реализуются формы управления рисками, среди которых можно выделить уклонение от риска, его локализация, диверсификация и компенсация. Схематично информация о формах управления рисками, применяемых в банке представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Механизмы управления значимыми рисками банка.

В практической деятельности субъектов отечественного банковского сектора на выбор методического подхода в управлении рисками, помимо требований регулятора и стратегией развития самого банка, оказывают существенное влияние факторы ограничения как внешней, так и внутренней среды банка.

В целях реализации стратегических ориентиров банка в части обеспечения результативности его деятельности, конкурентоспособности, а также дальнейшего повышения эффективности, необходимо своевременно выявлять и оценивать подобные факторы ограничения для приведения деятельности банка, в том числе по управлению рисками, в соответствие с требованиями изменяющейся внешней и внутренней среды банка.

В части внешних факторов целесообразно выделить, рассмотренные выше, изменяющиеся под влиянием внедрения компонентов Базельского соглашения, риск-ориентированный надзор Банка России и внедрение новых, более актуальных, подходов в надзорных требованиях в вопросах управления банковскими рисками, что в свою очередь, требует изменений структуры организации, связанные с дополнительными затратами.

При этом изменения состава участников банковского рынка, его структурные преобразования в сторону укрупнения и наличия значительного числа банков с государственным участием, способно оказать влияние на неравномерное развитие рынка, ухудшение условий конкуренции, в том числе за счет оттока значительной части клиентов.

Следует отметить влияние геополитического фактора, обусловленного санкционным характером взаимодействия с рядом стран и связанные с этим ограничения к источникам международного рынкам капитала.

Несмотря на всю сложность и значимость внешних условий деятельности банка, их можно отнести к объективным факторам, оказать воздействие на их наличие или не представляется возможным для отдельно взятого банка. В этой связи актуальным остается выявление, и последующий анализ внешних факторов с целью выработки соответствующих управленческих решений для локализации возможных последствий их наступления.

В отношении факторов внутренней среды банка противоположный подход – нивелирование их наличия и возможных последствий находятся в большей степени к поле деятельности самого банка, безусловно, с учетом их определенной зависимости от внешних.

Факторами ограничения реализации стратегии развития отечественного банка является существенный уровень неопределенности, связанный с возможно низким уровнем проработки вопросов на этапе ее формировании, отсутствие точно сформулированных критериев ее реализации и планируемых результатов, низкий уровень детального обоснования и актуализации показателей стратегии по причине недостаточной аналитической работы в данном вопросе. Также большинство объектов анализа при формировании стратегии банка являются весьма сложными, агрегированными показателями, поэтому при их описании могут возникнуть проблемы с полнотой и структурированностью задач.

В целом процесс разработки стратегии и ее последующей реализации является достаточно трудоемким и трудозатратным процессом, а при условии низкой степени автоматизации бизнес-процессов в небольших региональных банках, требуют осмысленного подхода к формированию не только стратегии, но системы управления рисками банка. При этом остаются актуальными такие проблемы как недостаточная гибкость системы управления в банке, ограниченный объем ресурсной базы банка в условиях повышения требований к капиталу и необходимости внедрения новые подходов в обслуживании, может стать причиной отсутствия возможности роста и развития.

Таким образом, следует в рамках подведения определённых итого исследования отметить следующее.

1. В современных экономических условия наличие рисков являются неотъемлемой частью в деятельности хозяйствующих субъектов. Деятельности банков как субъектов особого, специфичного вида экономической деятельности связанного с финансовым посредничеством, объективно сопутствует совокупность целого ряда рисков, реализация которых может привести не только к негативным последствия для самого субъекта хозяйствования (банка), но и других юридических и физических лиц, вступивших во взаимоотношения с банком при осуществлении им банковских операции и сделок.

В этой связи для банков приобретает особую значимость управление рисками, формирование и последующее эффективное функционирование их системы управления на всех уровнях менеджмента в банке.

2. Процесс формирования и работы данной системы происходит под пристальным внимание со стороны регулятора финансового рынка – Банка России, который закладывает нормативно-правовую регулятивную базу системы управления банковскими рисками, а также выполняет контрольно-надзорную деятельность в ходе ее функционирования при осуществлении деятельности банка.

В настоящее время Банком России, в том числе с учетом международной практики в вопросах риск-ориентированного управления и надзора, сформированы необходимые условия и требования, реализация которых в работе каждого конкретного банка способна оказать существенное положительное влияние на управление банковскими рисками.

К элементам данной системы относится деятельность наблюдательного совета банка (в рамках его полномочий по утверждению стратегии развития банка и стратегии управления рисками), функционирование службы внутреннего контроля и аудита (как внутренних линий защиты от возможных ошибок в систему управления рисками), проведение стресс-тестирования и подготовка планов восстановления финансовой устойчивости (как превентивные меры на случай реализации рисков), управление конфликтом интересов (как фактора способного спровоцировать реализацию отдельных рисков в банке), а также обязательные нормативы (выполняющие роль ограничительной линии допустимого уровня риска для эффективной работы банка и недопущения его реализации) и общие требования процедурно-методического характера к системе управления рисками (заложенного в отдельном нормативном акте).

Дополнительным фактором эффективности надзорной деятельности Банка Росси в вопросе управления банковскими рисками является реализации дифференцированного подхода регулирования с учетом вида полученной банком лицензии (базовой или универсальной).

Менеджмент самого банка также уделяет внимание построению эффективной систему управления рисками, во-первых в части выстраивания работы по данному вопросу в рамках вышеуказанных требований и рекомендаций регулятора, а также в части применения передового опыта в использовании специальных методов анализа рисков, математических и статистических моделей, специальных показателей (например, аппетит к риску, рейтинговые модели оценки рисков, определение существенных, значимых рисков и выработка соответствующих подходов к их управлению и пр.).

Совокупность, адекватных ситуации на банковском рынке и в экономике, условий регулирования работы банков по формированию системы управления рисками и осознанное понимание значимости данного направления менеджментом самого банка является базой для эффективного функционирования банковского сектора Российской Федерации.

Однако, несмотря на замедление в 2017-2018 гг., сохраняется тенденция сокращения субъектов банковского сектора. Причинами для этого остаются такие недостатки в работе банков как несоблюдение отдельных требований законодательства, высокая степень вовлеченности банков в сомнительные операции, а значит, недостатки в работе отдельных подразделений, а также службы внутреннего контроля и аудита, и как следствие снижение финансовой устойчивости банка и отзыв лицензии.

Таким образом, несмотря на существующую практику регулятивного подхода со стороны Банка России и менеджмента в банках остается актуальным дальнейшее совершенствование в вопросах управления рисками.

Исходя из материалов исследования данной магистерский работы в качестве дополнительного инструмента повышения эффективности системы управления банковскими рисками целесообразно указать развитие риск-культуры в менеджменте банков и актуальных для использования в данном направлении методов и инструментов.

Понятие «риск-культура» не является инновационным, и представляет собой совокупность ценностей, убеждений, пониманий, знаний, норм поведения и практик в отношении рисков и управления ими, разделяемых и принимаемых всеми работниками банка и органами (структурными подразделениями) управления.

Создание эффективной риск-культуры, разработка и последующая реализация совокупности мер по повышению надежности корпоративного управления, структур и средств контроля в целях совершенствования управления риском в банке является один из главных компонентов успешного управления рисками в банковской практике.

В целях выработки актуальных предложений по развитию риск-культуры в банках, в рамках исследования было организовано анкетирование сотрудников банков ПАО «Сбербанк России», ПАО Банк ВТБ, АО «Россельхозбанк», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк Уралсиб».

Цель анкетирования заключалась в выявлении сильных и слабых сторон в оценке существующей риск-культуры в банке. Респондентами анкетирования (случайная выборка без учета функциональных обязанностей) предлагалось выразить свое мнение в рамках 10 вопросов анкеты.

В результате анкетирования 93 % респондентов сообщили о понимании наличия риска в банковской деятельности и перечислили некоторые их них. При это на вопрос с какими видами риска приходится сталкивать им сами при осуществлении своих полномочий (должностных обязанностей) только 52 % не смогли представить исчерпывающий перечень рисков, 11 % представили исчерпывающий ответ и 37 указали на то, что не сталкиваются с риском в своей деятельности.

Диаграмма 2 – Результаты анкетирования сотрудников банка по вопросам оценки риск-культуры и риск-менеджмента в банках.

83 % опрошенных затруднились назвать внутренний нормативный акт банк, регламентирующий его работу в части управления рисками. Соответственно схожие результаты получены на вопрос о специфике рисков конкретного банка (место работы сотрудника) и подходах к управлению ими, только 14 % респондентов представили запрашиваемую информацию.

На вопрос знакомо ли Вам понятие «риск-культура» утвердительно ответило менее половины респондентов (47 %). При этом почти 70 % опрошенных на вопрос, какие действия необходимо предпринять при обнаружении проблемы (риска) дали ответ, однако связан он был с обращением к вышестоящему руководству.

100 % респондентов утвердительно ответили о том, что информированы о мерах воздействия при допущении ими ошибок. При этом в качестве причин высокого уровня риска в работе банка респонденты сослались на экономическую ситуацию в стране и регионе (почти 90%) и на качество клиентской базы банка (73 %).

Большая доля респондентов при ответе на вопрос о действиях (изменениях) которые могли бы их мнению повысить уровень риск-культуры, а значит и риск-менеджмента, в банке выбрали вариант ответа, связанный с повышением уровня информированности исполнителей руководством в рамках данного вопроса (64 %) и оптимизация обмена необходимой информацией о рисках в деятельности банка (71 %), а также отмечен вариант прохождения соответствующего обучения по вопросам связным с управлением риском и развитием риск-культуры в банке (почти 80 %).

Таким образом, в рамках проведенного исследования целесообразно выделить в качестве одного из актуальных в настоящее время направлений развития риск-менеджмента в банковской деятельности совершенствование процедур направленных на формирование эффективной риск-культуры среди сотрудников банков. В связи с тем, что ключевым фактором в процессе управления любым объектом является кадровый ресурс, его осмысленное отношение в данном случае к понятию «банковские риски», «управление банковскими рисками», «риск-культура», способно нейтрализовать образовавшуюся проблемную зону в условиях перспективных требований регулятора, соответствующими международным подходам в данном вопросе, и сформированной системой управления рисками и пропагандируемой в большей степени на высшем уровне руководства банков.

Базовым элементом формирования или развития существующей риск-культуры в банке является информирование сотрудников, не только в части применении возможных санкций в случае их ненадлежащих действий, но и в большей степени информирование о действующих нормативных актов Банка России, внутренних локальных актов банка, отраженной сущности указанных в этих документах подходов.

Одним из эффективных инструментов в решении вопроса повышения риск-культуры банка необходимо указать проектный подход, в рамках которого будет предусмотрен последовательный план действий, мероприятий, сроки, ответственные, а также планируемые результаты по вопросам повышения эффективности информации получаемой от руководства банка и формирование общей политики на всех уровнях работы банка о существующих рисках в работе банка, конкретного подразделения, а также при выполнении конкретным сотрудником определённого функционала. При этом важной задачей должен стать процессе оптимизации объема сроков получаемой информации, а также ее актуализации под воздействия определенных факторов. Обязательным элементом в повышении риск-культуры должно стать для банков предусмотренный в рамках проекта план-график обучения сотрудников по вопросам значимости рисков и прогнозов в отношении них.

Реализации специального проекта по вопросам формирования эффективной риск-культуры в банке позволить добиться понимания значимости управления рисками в банке, разделяемые и принимаемые в практической деятельности сотрудников банка на всех уровнях управления и осуществления функциональных обязанностей.

Таким образом, включение функций риск-менеджмента в обязанности сотрудников банка всех уровней функционирования и управления (от руководства до работающих с клиентами специалистов) является значимым условием изменения корпоративной политики банка в области управления банковским рисками и выстраивания эффективно системы риск-менеджмента, для внедрения которых необходимо предусмотреть разработку и реализацию соответствующих проектов.

Результатом реализации такого рода проекта следует рассматривать сформированность у сотрудников банка стереотипов поведения, при котором они открыто обсуждают и реагируют на существующие и потенциальные риски. При этом внутренняя ментальность сотрудников должна устанавливать нетерпимость к игнорированию, замалчиванию рисков и рискового поведения окружающих. Риск-культура должна дополнять существующие в банке формальные механизмы управления рисками, соответствующие требованиям регулятора.

Список использованных источников

Официальный сайт Банка России. Обзор банковского сектора Российской Федерации Электронный ресурс Режим доступа www.cbr.ru.

Просмотров работы: 2