Речь – это главное средство коммуникации между людьми. Трудно представить себе современную жизнь немой. Каждое действие, требующее контакта с другими людьми, мы оречевляем – сопровождаем словами. Речь в жизни любого человека занимает существенную позицию: она даёт возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Поэтому так важно, чтобы речь у человека была понятная, чистая и без нарушений. Ребёнок приобретает навыки речи постепенно, сначала это гуление, затем лепет, после подражание взрослым, а затем ребёнок составляет словосочетания, предложения и текст. В норме, ребёнок начинает произносить все звуки правильно в 4-5 лет, но из-за некоторых индивидуальных и социальных особенностей детей, проявляется не совершенство в звукопроизношения. Переходя из детского сада в школу, не все воспитанники имеют, соответствующее возрасту, звукопроизношение и это пагубно влияет на дальнейшее обучение в школе и общение со сверстниками. Именно поэтому необходимо вовремя диагностировать нарушение начать его коррекцию.
В настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых нарушено звукопроизношение. Причины данного дефекта очень разнообразны:
1. Соматические речь – общая ослабленность организма ребёнка вследствие соматических или хронических заболеваний.
2. Социальные – двуязычие в семье, подражание неправильному произношению окружающих, педагогическая запущенность, несовершенство в овладении органами артикуляции, недостаточное развитие фонематического слуха, неправильный выбор артикуляции звука
3. Органические – это аномальные дефекты в органах артикуляции.
4. Наследственные
5. Врождённые
6. Приобретённые – нарушения, которые возникли во время родов или при травмах во время жизни (удалённые зубы, сломанная челюсть и др.)
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается конкретная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
В работе мы рассмотрим первый этап коррекции, а именно – подготовительный. Особое внимание уделим описанию типов артикуляционных упражнений.
Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном с помощью артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов артикуляции, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного воспроизведения звуков.
Упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, т.е. педагог выявляет причину искажённого произнесения. Упражнения должны выполняться перед зеркалом вместе с ребёнком. Для этого ребёнок должен показать правильную артикуляцию, ощущать положение и движения собственных органов артикуляции без зрительного контроля, что требует определённого навыка, достигающегося путём тренировки. Если у ребёнка какое-то движение не получается, можно прибегнуть к механической помощи, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или зонда.
Сперва взрослый рассказывает о артикуляционном упражнении, показывает его выполнение и только потом упражнение выполняет ребенок, а логопед контролирует правильность исполнения. Чтобы пробудить интерес ребёнка к выполнению артикуляционной гимнастики необходимо демонстрировать правильность выполнения упражнения, при этом подкреплять новые знания зрительной опорой, это может быть цветная и яркая картинка. Можно воспользоваться презентацией, в которой будет представлено изображение, которое ассоциируется с определённым упражнением, анимированная картинка или мини мультик. Так же к каждому упражнению можно подобрать подходящее по смыслу четверостишье. Имеются специальные мягкие игрушки, у которых широко открыт рот и есть язычок, они управляются рукой педагога.
В методической литературе можно встретить сказки про язычок: в хорошо знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается собственная сказка. Упражнения, которые используются в сказке, должны быть заранее изучены с ребёнком. При выполнении упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Оно постепенно проходит, движения становятся чёткими и вместе с тем координированными.
Таким образом система упражнений по развитию артикуляции должна включать в себя как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речедвигательных умений.
Список литературы:
1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. – М.: 1989, с. 48.
2. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: 1989, с.27, 102,120.
3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: 1989, с. 81.