Условия использования здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Условия использования здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Вершинина А.А. 1
1Ульяновский Государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье описаны условия использования здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена статистика ухудшение здоровья как по всей земле, так и по Российской Федерации. Раскрыта сущность понятий «здоровье», «здоровьесбережение», «дети с ограниченными возможностями здоровья». Также выделена основная классификация здоровьесберегающих технологий.

Одна из глобальных проблем нашего времени – ухудшение здоровья нации. Тенденция ухудшения здоровья берет начало из многих факторов, начиная с раздражений в обществе, связанные с неудовлетворением экономического положения, заканчивая экологическими проблемами. В сложившейся ситуации, ухудшению здоровья, в большей степени, подвержено подрастающее поколение. Однако, изначально, с самого зачатия, здоровье детей зависит от здоровья их родителей, именно здесь вступает в силу генетический фактор. Ежегодно в нашей стране, около 5 тысяч детей, рождаются с определенным ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, первоочередными задачами перед государством должны стоять, для полностью здоровых детей – валеологическое образование в школе, а для детей, имеющих ограниченные возможности – создание здоровьесберегающих технологий в реабилитационных центрах или иных учреждениях.

О необходимости проведения исследования в данной области, свидетельствуют соответствующие законодательные акты, а именно: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1]; Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [2]; Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» [3].

С каждым годом в нашей стране численность детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает. Если в 2011 году численность детей с ограниченными возможностями здоровья, состоящих на учете в системе пенсионного фонда Российской Федерации, составляла 541 тыс., то в 2018 эта цифра значительно увеличилась до 655 тыс. Если учитывать все население нашей Земли, то можно сказать, что на 2017-2018 года, около 300 миллионов человек имеют те или иные отклонения в здоровье.

Здоровье является одним из ценных ресурсов, который позволяет людям вести личностно, социально и экономически продуктивную жизнь, предоставляя им возможность свободно трудиться, учиться и активно участвовать в жизни семьи и общества. Зачастую, из-за определенных заболеваний люди не могут вести активный и здоровый образ жизни. Особенно тяжело детям с ограниченными возможностями здоровья дается интеграция в социум, потому что сверстники, в большинстве случаев, избегают контакта с ними. Именно это сказывается в дальнейшем на психическом здоровье детей, задержке их социальных и коммуникативных навыков.

Для предоставления целостной системы здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно иметь четкое представление о сущности понятий «здоровье», «здоровьесбережение», «дети с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время единого определения понятия «здоровье» не существует. Разные авторы по-своему его трактуют. В частности, В.В. Колбанов считает, что здоровье человека – непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способность организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психологического статуса при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособленности к изменяющейся окружающей среде, использование резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [4, с. 9-10].

Наиболее распространенным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения в 1986 году: «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Это нормальное состояние организма, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные недостатки в развитии: нарушения зрения, слуха, двигательной и речевой сферы, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития и умственную отсталость [7, с.7].

Холостова Е.И. утверждает, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [8, с. 7].

По мнению А.Г. Московкиной, для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенно когда он подрастет, крайне важна моральная поддержка окружающих, атмосфера доброжелательности в обществе, постоянное ощущение заинтересованности в его судьбе других людей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в последние несколько лет и под этим понятием понимается, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения, обеспечивают безопасные условия пребывания, обучения и работы в учреждении. Иными словами, это методы, специальные программы, с помощью, которых дети имеют представление о культуре здоровья, как его сохранить и укрепить.

Марчик Л.А. и Мартыненко О.С. выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-гигиенические технологии, включают в себя комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов; организацию, системы рационального питания; функционирование в учебном заведении медицинского и стоматологического кабинета; проведение занятий лечебной физкультурой; мониторинг состояние здоровья учащихся; вакцинацию учащихся; определение групп здоровья и медицинского риска.

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии – составление расписания учебных занятий на основе санитарно-гигиенических требований; гигиеническое нормирование учебной нагрузки о бъема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; развитие познавательной и учебной мотивации – проблемное обучение, индивидуально-дифференцированный подход в обучении, использование современных информационных технологий.

Подразделяются на 3 группы:

- Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПинНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей;

- Социально-адаптирующие технологии, включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- Лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний – лечебная педагогика и лечебная физкультура, - воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

3. Психолого-педагогические технологии – состояние психологического климата на уроке; занятия, тренинги, консультации психологов; снятие эмоционального напряжения через использование игровых технологий; проведение физкультминуток; пропаганда здорового образа жизни; борьба с вредными привычками; традиционные недели и дни здоровья.

4. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у учащихся любовь к природе, стремление заботиться о ней.

5. Физкультурно-оздоровительные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций, направлены на совершенствование физического развития учащихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости, и других качеств, отличающих здорового человека от физически немощного [4, c. 20-24].

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья схоже с, применяемыми здоровьесберегающими технологиями в школе, но имеют большее количество нюансов.

Самая главная задача реабилитационных центров – сохранить психологическое, физическое и социальное здоровье детей с ограниченными возможностями. В связи с этим, специалисты проводят с детьми оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, которые позволяют поддерживать уровень умственной работоспособности и способствуют дальнейшему развитию. Именно для этого в реабилитационный процесс вводят здоровьесберегающие технологии.

Существует три главных принципа здоровьесберегающих технологий:

1. Принцип «Не навреди»;

2. Принцип непрерывности (систематичность действий, постоянство);

3. Принцип индивидуальности (организация и содержание образовательной деятельности должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, так же учитывая сопутствующие заболевания).

Таким образом, мы имеем четкое представление о здоровьесберегающих технологиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья, о сущности понятий «здоровье», «здоровьесбережение», «дети с ограниченными возможностями здоровья». Имея представление о здоровьесберегающих технологиях можно сказать, что их использование необходимо в образовательном и реабилитационном процессе, потому что у детей повышается работоспособность, развиваются умственные способности, формируются социальные навыки.

Список литературы.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания».

Марчик, Л.А. Здоровьесберегающие технологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.А. Марчик, О.С. Мартыненко. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. – 346 с.

Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье: учебное пособие/ А.Г. Московкина. – М.: МПГУ, 2014. – 252 с.

Приступа, Е.Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.Н. Приступа. – М.: Инфра-М, 2015. – 160 с.

Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В.В. Ткачева. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2018. – 281 с.

Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко , 2013. – 240 с.

Просмотров работы: 16