Информационная культура молодежи - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Информационная культура молодежи

Ларина К.М. 1
1Государственный социально-гуманитарный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За всю свою долгую история человеческий род еще никогда не был в таком информационном состоянии, как сейчас. Не так давно на протяжении человеческой жизни вокруг ничего не менялось, а сейчас каждый из нас может наблюдать многочисленные и стремительные изменения в нашем обществе.

С началом XXI века человечество вступило в новый этап своего развития – информационный. Стремительно изменяются потоки информации, передающиеся в обществе, совершенствуются телекоммуникационные и информационные технологии, техника, а так же создается единое информационное пространство. Многие люди является не только пассивными участниками потребления информации, но и создают новые информационные услуги и ресурсы.

Поскольку все вокруг меняется с огромной скоростью, то людям приходится постоянно осваивать новые гаджеты, программы, приложения и т.д. Все эти чудеса прогресса прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Для их освоения приходится постоянно улучшать свои навыки, то есть обучаться ему-то новому.

Формирование информационного общества в настоящее время становится одним из необходимых условий улучшения качества жизни россиян, повышения эффективности государственного управления, оказываемого в электронной форме. У людей возникает необходимость включения в информационный процесс, чтобы иметь возможность взаимодействовать друг с другом при помощи информационных и телекоммуникационных технологий.

В настоящее время Интернет является одним из самых востребованных источников для получения необходимой информации. Чтобы быть включенным в Интернет-сообщество, человеку необходимо овладеть компьютерной грамотностью. Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий [1]. Поэтому в период формирования информационного общества возникает потребность в целенаправленной подготовке населения к использованию компьютерных технологий, использованию их в своей жизни и деятельности, расширение информационного мировоззрения. Одна из важных задач при подготовке современного специалиста – развитие его информационной культуры.

Информационная культура личности представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [1].

Интернет так же выполняет функцию единого информационного пространства, представляя собой одновременно и систему информационных коммуникаций, и мощную информационную систему. Компьютерные коммуникации позволяют отправлять информацию на дальние расстояния с минимальными временными затратами, предоставляя два возможных режима реализации: отсроченный и режим реального времени. При отсроченном режиме у собеседника есть возможность ознакомиться с полученной информацией в любое удобное время. В режиме реального времени люди, независимо от разделяющего их расстояния, могут обмениваться данными и общаться в режиме онлайн.

Информационные технологии с каждым годом становятся более доступными, что позволяет им стать доступными для большего круга пользователей. Качество жизни современного человека определяется способностью пользоваться этими продуктами и услугами, а так же способностью общества поставлять ему их.

Большую популярность Интернет обрел среди молодежи, привлекая своей скоростью и обилием различной информации. Но кроме неоспоримой пользы, он так же таит в себе множество опасностей. «Информационный мир» может с легкостью заменить человеку физический. Людей, «утонувших» с головой в виртуальный мир, в настоящее время принято называть «социальными аутиками». Навязывание молодому поколению с несформированными нравственными ориентирами сомнительной информации может привести к весьма плачевным последствиям. Компьютерные игры могут привести к Интернет-зависимости, а недостоверная информация и злоупотребление развлечениями во всемирной «паутине» могут привести к снижению интеллектуальных способностей и психическим расстройствам. Происходит обнуление потенциала реального и творящего человека.

Отсюда следует противоречивая ситуация: информационные технологии повышают информационную культуру, но так же изменяет приоритеты в развитии людей. Перед обществом остро стоит проблема повышения информационной грамотности молодежи, при этом контролируя контент, предназначенный для просмотра молодежью.

Список использованной литературы:

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. И. Гендина [и др.]. – Москва, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediagram.ru

Колин, К.К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе // Открытое образование. – 2010. - № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-joe.ru/i-joe/

Кузнецов, Б.М. Роль массовой коммуникации и интернета в социокультурной жизни молодежи // Двигатель. – 2010. - № 5. [Электронный ресурс].URL: http://engine.aviaport.ru/

Просмотров работы: 303