Теоретические аспекты профилактики экстремизма у старшеклассников в общеобразовательной школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Теоретические аспекты профилактики экстремизма у старшеклассников в общеобразовательной школе

Набиулина Г.М. 1
1Ульяновский Государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактики экстремизма у старшеклассников в общеобразовательной школе. Автором раскрываются сущность понятий «экстремизм» и «профилактика», изучены условия и специфика экстремизма, изучены условия и способы профилактики экстремизма.

В современном обществе особо остро стоит вопрос экстремизма. Из-за частых проявлений экстремистского поведения среди молодежи, экстремизм стал в нашей стране массовым явлением. Стоит отметить тот факт, что статистические данные указывают на то, что большинство людей, состоящие в экстремистских группировках являются лицами до 30 лет, и особенно этому подвержены школьники. В связи с этим важным аспектом в решении данной проблемы является профилактика экстремизма у школьников.

О важности анти экстремистской работы доказывает и законодательная база РФ. В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 года, выделяется «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности страны, дестабилизацию ее внутриполитической и социальной ситуации», как угроза для развития страны и ее национальной безопасности. Однако из-за отсутствия четкой программы профилактики молодежного экстремизма, борьба не дает необходимого эффекта.

С каждым годом развитие общества выходит на новый уровень. Наше государство показывает положительные показатели в образовании детей. Однако обучение не является единственной задачей образования в современной школе. Важной задачей школы является воспитание достойных граждан нашего общества. Для достижения хороших показателей, необходима работа по решению серьезных проблем, возникающих в государстве. На данный момент одной из нарастающих проблем является распространение экстремистских наклонностей среди школьников. Для изучения этого вопроса в первую очередь необходимо раскрыть основные понятия.

Так, обратившись к толковому словарю Ушакова Д.Н., мы можем дать определение понятию “экстремизм”. Экстремизм - склонность, приверженность к крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике [6, с. 528]. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом говорится, что «экстремизм» – это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них.

Цели экстремистской деятельности определяют тот конечный или промежуточный результат, на достижение которого ориентируются силы и средства экстремистов, присущие данной деятельности формы и методы. Данный элемент содержания экстремизма в молодежной среде обусловлен той идеологической платформой, которая присуща тому или иному субъекту экстремизма, а также условиями политической и оперативной обстановки.

Среди причин возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде выделяется использование в деструктивных целях психологического фактора: агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности [4, с. 115]. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо оказывать целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на гармонизацию эмоциональной сферы старшеклассников. На преодоление негативного и формирование позитивного отношения человека к себе, окружающим и миру в целом направлена психолого-педагогическая работа.

Формы экстремизма можно условно классифицировать на правомерные и не правомерные формы. Существование правомерных форм экстремизма складывается из совершения неисчислимого количества деяний, большинство из которых не являются правонарушениями. Это могут быть как стратегически важные события, например, создание на локальном уровне общественно-политической организации умеренно радикального характера (на первоначальном этапе) и прохождение государственной регистрации в Минюсте России, так и ничем не примечательные, малозначительные деяния, например, закупка мебели и аппаратуры для аудитории, в которой намечается проведение регулярных съездов членов данного объединения. Напротив, противоправные формы экстремизма представляют собой деяния, совершение которых запрещено действующим законодательство РФ и влечет наступление соответствующего вида юридической ответственности (в зависимости от отраслевой принадлежности нарушения правовой нормы). Совокупность всех противоправных форм экстремизма охватывается понятием экстремистская деятельность. Уголовно-правовые формы экстремизма рассматриваются как преступления экстремистской направленности [3, с. 43].

Первым этапом в решении проблемы экстремизма является профилактическая деятельность школ. В словаре Д.Н. Ушакова профилактика определена как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [6, с. 358].

На основании этого, мы можем дать определение понятию «профилактика экстремизма». Это система мероприятий, направленных на предупреждение насильственных действий граждан с целью захвата или удержания власти, а также насильственного отношения к другим гражданам.

Для разработки плана действий по профилактике экстремизма необходимо знать особенности и принимать во внимание аспекты, в которых выражается экстремистская деятельность. В ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность проявляется в:

- насильственном изменении основ конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации;

- возбуждении социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- нарушении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствовании законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- публичном призыве к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- организации и подготовке указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению [1].

В целях профилактики экстремизма среди школьников в первую очередь необходимо знать, каким образом дети данной категории могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. Для этого специалистам, работающим в данном направлении необходимо изучить особенности школьников, слабые стороны психики и внешних факторов, влияющих на подростков. Деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде осуществляется в двух аспектах. Во-первых, профилактические меры, ориентированные на улучшение среды, в целом на молодежь, связанные с разработкой и внедрением методов разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных социальных зон для молодежи. Во-вторых, воздействие на личность, нацеленной на развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма.

Для лиц, не проникшихся идеями экстремизма, подходят профилактические меры общего характера. Благодаря таким мерам государство сможет не допустить формирование преступного мышления у молодых граждан. При организации деятельности по профилактике молодежного экстремизма систему деятельности следует выстраивать с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие среду и способствующие формированию полноценной личности. Для этих целей более эффективно следует использовать возможности воспитательной системы в урочной и внеурочной формах.

Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития населению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террористов и решительного осуждения применения террористических методов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплексное решение ряда задач, к которым относятся:

- внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

- разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террористической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма;

- разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне привлекательных лозунгов и пропагандистских приемов;

- формирование у граждан готовности оказать активное противодействие экстремистам, поддержать действия государства, направленные на подавление нелегитимного насилия.

Одним из важных условий в профилактике экстремизма являются виды экстремизма. В зависимости от вида проявления экстремистской деятельности специалисты определяют план профилактики. В связи с многообразием проявлений экстремизма выделяют следующие его виды:

- идеологический экстремизм – отрицает всякое инакомыслие, стремясь как можно жестче утвердить свои взгляды, навязать их своим оппонентам практически любой ценой;

- информационный экстремизм – это деятельность, направленная на использование информации оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, неосознаваемым ими;

- националистический экстремизм – характеризуется нетерпимостью к другим нациям и расам, верой в национальную исключительность, отсутствием чувства реальности;

- политический экстремизм - деятельность по распространению идей, направленных на установление единой государственно-правовой идеологии, отрицание абсолютной ценности прав человека;

- социальный экстремизм – социальная неприязнь, которая характеризуется нарушением прав и свобод человека и гражданина по признаку неполноценности;

- экологический экстремизм – выступает против научно-технического прогресса как такового, используют крайние меры против всего, что кажется им экологически опасным производством [5, с. 84].

Особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующей наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жестокости и безоглядности действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование новейших технических достижений, средств массового поражения; общественного резонанса, устрашения населения.

Можно отметить, что факторами, ограничивающими эффективность антиэкстремистских мер, являются:

- несбалансированность силовых и профилактических (гуманитарных) мер противодействия экстремизму;

- отсутствие единой государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений;

- недостаточная подготовленность представителей органов власти разных уровней [2, 187]

Для достижения позитивных результатов в профилактике экстремизма среди молодежи необходимо изучить социальные технологии работы в данном направлении. Технологии понимаются как совокупность средств и методов организации деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Главное значение социальных технологий это регулирование социальных процессов. В основе организации системы профилактической работы с подростками лежит идея управляемой социализации, т. е. включения человека в общество благодаря усвоению им социального опыта. В рамках образовательного учреждения для приобретения личного социального опыта необходима организация досуга.

Действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций;

- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции; формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур [7, с. 39].

Особое внимание в решении проблемы экстремизма стоит обратить на работу по направлению информационной безопасности, формирование толерантности. В данных направлениях работы применяются такие технологии как клубная работа, тренинги, социальная адаптация, социальная диагностика.

В заключение отметим, что проблема экстремизма является важной не только в нашей стране, но в и в мире, в целом. В целях решения данного вопроса необходима профилактика среди учеников школы, так как школьники от 14 лет наиболее подвержены влиянию опасных группировок.

1. ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

2. Лонге Ж.Ж., Зильбер Г. М. Террористы и охранка /Ж.Ж. Лонге, Г.М. Зильгерт. - Москва : Сов. Россия, 2015. 203 с.

3. Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации / Государство и право. 2007. № 3. С. 43-49.

4. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // ОНС: Обществ. науки и современность. 2002. № 4. С. 113-124.

5. Пальчук Н.Д. Социальные технологии профилактики экстремизма среди учащихся и молодежи// Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. №3. С 82-87

6. ИНФОУРОК. Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде. – URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rannemu-viyavleniyu-i-profilaktike-ekstremizma-v-uchenicheskoy-srede-1484212.html

Просмотров работы: 7