МЕТОДИКА УДЕ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МЕТОДИКА УДЕ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Цай Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Приоритетным направлением образования становится его ориентация на общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое обеспечивает такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В соответствии с требованиями стандарта образования, построение процесса обучения должно основываться на активном взаимодействии субъектов, где учителю отведена роль не транслятора информации в готовом виде, а педагога, побуждающего обучающихся к сотрудничеству и плодотворной работе.

В структуре УУД выделяют личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Основным положением системно-деятельного подхода, одним из которого является ориентация на результаты образования как компонента стандарта, где целевой установкой является развитие личности на основе усвоения УУД [ 1 ].

Проблеме формирования учебных умений на основе системно-деятельностного подхода уделяли внимание отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

Достижение результатов в образовании, в определенной степени, зависит от способов организации учебной деятельности, а также от взаимодействия участников образовательного процесса.

Понятие «универсальные учебные действия» в широком значение этого определения означает умение учиться, добывать знания путем приобретения собственного социального опыта, иметь потребность к самосовершенствованию и саморазвитию, в более узком смысле рассматривается с точки зрения психологии и означает совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний [3, 74].

Исследования отечественного ученого Л.С. Выготского в контексте данной проблемы определяют, что «универсальные учебные действия являются целостной системой, где каждый отдельный вид учебного действия определен взаимозависимостью с другими видами и связан с возрастными этапами развития ребенка». Следовательно, развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий происходит на основе взаимодействия и взаимосвязи.

Ученый-психолог А. Г. Асмолов отмечает, что: «Успешность усвоения определенного объема знаний, с учетом самостоятельной организации зависит от развития универсальных учебных действий, как обобщенных, которые дают возможность ориентироваться и отбирать необходимые знания в различных предметных областях и определять целевые установки» [ 4, 9].

Овладение УУД младшими школьниками является одним из эффективных способов усвоения знаний, формирования мировоззрения и целостного освоения картины мира, является также залогом успешной дальнейшей учебы.

На универсальность УУД указывает Г.В. Бурменская: «универсальные учебные действия осуществляют преемственность обучения на всех этапах образования и являются регуляторами вне зависимости от изучаемого предмета, и осуществления какой- либо деятельности. Их развитие оказывает определенное влияние на формирование психологических способностей младших школьников» [4, с. 21].

Таким образом можно сделать следующие выводы о УУД в образовании :

Личностные УУД ориентированы на формирование ценностных установок и отношения, умение соотносить действия и поступки с учетом нравственных и этических норм, отвечать за собственное поведение и деятельность;

Регулятивные УУД связаны с построением учебной деятельности, умением определять учебные задачи, выделением нового и изученного планированием и прогнозированием результатов;

Познавательные УУД способствуют владению информации, установлению логических связей, поиску новых знаний.

Коммуникативные УУД указывают на социальную значимость общения, предусматривают принятие позиции другого, формируют умения слушать собеседника, вступать в конструктивный диалог как со взрослыми, так и со сверстниками. На начальном этапе обучения немаловажное место отводится коммуникативным УУД. Овладение данными умениями обеспечивает продуктивное и конструктивное взаимодействие на всех этапах обучения. Среди основных видов коммуникативных действий можно выделить следующие: организация сотрудничества в учебном процессе (определение цели, распределение функций между участниками, средства и способы взаимодействия); постановка вопросов (сбор и поиск информации, коллективное сотрудничество); разрешение конфликтных ситуаций (умение договариваться, находить способы выхода из конфликтных ситуаций, приходить к совместным решениям); умение правильно и точно излагать собственную мысль, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с языковыми нормами.

Новые подходы к построению содержания образования повлекли за собой и новые формы усвоения учебного материала. Ориентация на личностное развитие учащегося предполагает новые подходы к структуре и содержанию современного урока. Урок превращается в творческое общение, где есть место, как индивидуальной работе, так и работе в малых группах.

При организации учебной работы функции учителя заключаются в том, чтобы весь учебный материал логически разделить на завершенные разделы. Затем педагог выделяет цели, устанавливает правила работы. Следующим шагом является комплектация групп в соответствии с целями, где каждый из учащихся определяет свои функции. Педагог дает ориентировку, указывает маршрут алгоритмов действий и знакомит с заданием. В соответствии с этим, функции учащихся включают: знакомство с намеченной работой в соответствии с целями; знакомство со своим объемом работы; деление на группы; просмотр и изучение действий, необходимых для выполнения задания. Следует учитывать, что, когда у обучающихся нет достаточного опыта и сформированности навыков сотрудничества в организации учебного процесса, педагогу необходимо объяснить, как вести себя в процессе совместной работы, как правильно обратиться к соседу по парте, как научиться не перебивать своего товарища, внимательно слушать, соглашаться с мнением или возражать. Также немаловажным моментом занятия является образец. Учителю можно разобрать одно из заданий с двумя или несколькими учащимися, демонстрируя тем самым ход совместной работы.

Следует отметить, что проведение групповых занятий не является традиционной формой проведения занятий, однако, построение процесса обучения на основе методики УДЕ также предполагает сотрудничество и взаимодействия, которые целесообразно поощрять. В качестве показателей совместной работы выступали такие характеристики коллективной совместной деятельности, как согласованность, умение слушать и слышать своего одноклассника, вступать в диалог, умение поддержать, помочь друг другу, если что-либо не получается или не совсем понятно. Таким образом, овладение коммуникативными УУД обеспечивает вербальный контакт, формирует умения находить совместные решения, обсуждать проблемы, интегрировать в социальную среду.

Список литературы:

Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа.http://uchebniki.ws/149903145274/psihologiya/mladshiy_shkolnyy_vozrast

Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., и др. Пособие для учителя -2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.- (Стандарты второго поколения).

Просмотров работы: 3