Взаимосвязь типа темпераментов и профессионального выбора у студентов. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Взаимосвязь типа темпераментов и профессионального выбора у студентов.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В старших классах одной из значимых проблем у школьников является выбор будущей профессии. Кто-то видит себя успешным экономистом, кто-то талантливым врачом, а кто-то гениальным юристом. Возникает вопрос: что же влияет на ориентирование человека в выборе своей будущей специальности? Определенно, особое место здесь занимает темперамент- это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде [1].

В наши дни существует множество подходов к изучению индивидуальных особенностей личности. Однако при всем существующем спектре исследований, темперамент и профессия остается во многом спорной и неоднозначной проблемой в психологической науке. Возникает вопрос: какова взаимосвязь типа темперамента и профессионального выбора у студентов?

Ещё со времён Гиппократа выделяют четыре основных типа темперамента. Это меланхоликсангвиникфлегматик и холерик. Однако в чистом виде не встречается ни один из этих темпераментов. В каждом человеке присутствуют в определённой пропорции все четыре основных темперамента (реже – три). Тип нервной системы определяется наследственностью, но при этом он может подвергаться изменениям. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Каждый тип темпераменты имеет свои отличительные черты. Личностные особенности человека не только проявляются в его поведении, но и обуславливают своеобразие динамики познавательной деятельности и сферы чувств, отражаются в побуждениях и действиях человека, а также в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.п. [3].

Роль темперамента в профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых внешними воздействиями. Зная свои энергетические особенности, человек может осознанно регулировать режим, ритм, интенсивность различных видов деятельности [2].

Целью нашего исследования было изучить взаимосвязь типа темпераментов и профессионального выбора у студентов. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики:

Личностный опросник Г. Айзенка. (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента).

Психологическая типология личности (К. Юнг).

В эксперименте приняли участие 30 студентов из трех групп, обучающихся на базе следующих ВУЗов г. Ставрополя: СтГМУ, СКФУ и СтГАУ (10 человек от каждой специальности: клиническая психология, информационная безопасность и бухгалтерский учет).

Проведенное исследование показало следующее:

На основе методики №1 выявилось то, что в группах по направлениям клиническая психология и бухгалтерский учет, было обнаружено большее количество сангвиников. Говоря о таком типе темперамента, как меланхолический, стоит отметить, что наивысший его процент был определен на специальности информационная безопасность. Также в этой группе выявлены еще такие типы темперамента, как флегматики и холерики, которые были и в группе экономистов.

С помощью методики №2 мы определили, что во всех трех группах наибольшее количество студентов является амбивертами. В общем их сумма составила 21 из 30. В соответствии с интерпретацией данной методики, амбиверты- это личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.

Проведенное исследование позволило сделать основные выводы:

Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. Эти особенности влияют на способ осуществления самой деятельности и их конкретные проявления довольно многообразны.

Каждая профессия предъявляет свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях определяет неуспешность и даже невозможность овладения ею. Изучая профессионально важные признаки, следует обращать внимание на личностные особенности человека, а также на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии.

Изучив методические материалы, используемые в нашем исследовании, стоит отметить следующее:

Профессиональные требования для будущих психологов и экономистов, как специалистов, имеют определенный ряд особенностей. Так, для психолога очень важно уметь проявлять эмпатию, находить общий язык со своим клиентом, но при этом не проникаться полностью его переживаниями, чтобы сохранить свое собственное психическое здоровье и не заработать синдром эмоционального выгорания. При этом, легко сменяющиеся чувства позволят ему быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке. Быстрая адаптация к меняющимся обстоятельствам необходима и бухгалтерам, так как экономическая сфера является динамически непостоянной. Очень часто от них требуется принятие быстрых решений, а также четкое выполнение работы. Они, как и психологи должны владеть коммуникативными качествами, поскольку их специальность напрямую связанна с обществом.

Работа информационного безопасника также имеет свою специфику. Эти специалисты должны уметь хорошо переносить монотонную работу, а также обладать усидчивостью. Информационная сфера подразумевает наибольший контакт с различными устройствами техники, нежели с людьми, что для меланхолического типа темперамента может создать более комфортную рабочую атмосферу в соответствии с его индивидуально-личностными особенностями. Такие качества, как умение тщательно анализировать, старательно и кропотливо относится к выполнению своих обязанностей могут очень пригодиться в данной сфере деятельности.

Индивидуально-личностные особенности обязательно необходимо учитывать при выборе профессии, их игнорирование может привести к потере интереса в работе, к перегрузкам и эмоциональному выгоранию. Каждый тип психики в большей или меньшей степени подходит для определенной профессиональной деятельности. Несомненно, на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям труда. Также следует заметить то, что в частности у человека возможны проявления всех четырех типов нервной системы в зависимости от ситуации, и лишь один из них является доминирующим. Отсюда следует то, что выбирать профессию нужно исследуя все стороны личности комплексно, а не один темперамент.

Мы предполагаем, что правильно выбранная профессия – одна из главных составляющих счастливой и успешной жизни. Чтобы выпускник принял правильное решение и убедился в своем выборе, школьным педагогам и психологам следует проводить консультации для учащихся, где с помощью тестирования определяются наклонности будущего специалиста и его пригодность к той или иной профессии. Безусловно и со стороны родителей должна быть поддержка ребенка, хотя многие родители подавляют внутренний потенциал и способности своих детей, навязывая свои предпочтения о профессиональном выборе.

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее»
Уильям Шекспир

Чтобы работы была любой, нужно прислушиваться к себе, учитывать личностные особенности, а также объективно оценивать свои умения и навыки.

А как думаете вы? Зная свой темперамент, можно подобрать себе профессию, которая принесет удовольствие, позволит развиваться, а также проявить свои лучшие качества?

Список используемой литературы:

1.Ахвердова О.А. Дифференциальная психология: учеб. пособие / О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, И.В. Боев, О.А. Рогожина. — Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. — 340 с.

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Климов. –– 4-е изд., стер. –– М.: Издательский центр «Академия», 2010. –– 304 с.

3.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2016. — 583 с.: ил. —(Серия «Учебник для вузов»).

List of references:

1.Akhverdova O. A. Differential psychology: textbook. manual / O. A. Akhverdova, N. N. Voloskova, I. V. Boev, O. A. Rogozhin. - - Stavropol: publishing house of SSMU, 2017. - 340 p.

2.Klimov E. A. Psychology of professional self-determination: textbook. allowance for students. higher. studies'. institutions / E. A. Klimov. –- 4th ed., erased. –- Moscow: publishing center "Academy", 2010. –- 304 p.

3.Maklakov A. G. General psychology: Textbook for universities. — SPb.: Peter, 2016. - 583 p.: Il. - (Series "Textbook for universities").

Просмотров работы: 94