Решение проблем качественной подготовки специалистов среднего звена во многом зависит от совершенствования методики обучения и воспитания. В свою очередь совершенствование методики современного урока связано с обогащением новыми формами и обновлением системы подачи материала, интеграцией современных и классических методов, с их новым прочтением, новыми подходами. Принцип ведущей роли теоретических знаний стал фундаментом, на котором базируется качество знаний студентов по всем учебным предметам и курсам, в том числе и правовым дисциплинам. Модульная система обучения, введение междисциплинарных курсов и др. инновации в среднем профессиональном образовании вполне логично потребовали и новых подходов в методике обучения. Успешная реализация практикоориентированных образовательных программ СПО во многом зависит от использования эффективных приемов и методов обучения студентов. Краткий срок обучения по программам СПО предполагает интенсификацию обучения – это повышение производительности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени. Интенсификация учебных занятий происходит за счет уплотнения и комплексной подачи учебного материала, теории.
В современных образовательных программах СПО за короткими теоретическими положениями следует практический этап. Понимание принципов УДЕ ориентирует также на усиление практической направленности преподавания за счет повышения плотности занятий, конструирования уроков на базе укрупнённых знаний.
Среди множество различных технологий, направленных на повышение качества знаний, развитие личности обучающегося, наиболее эффективной в реализации специфичных образовательных программ СПО является технология УДЕ (укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, профессором, доктором педагогических наук Пюрвя Мучкаевичем Эрдниевым. Как показывает опыт, использование приёмов УДЕ на занятиях, а также в ходе подготовки студентов к контрольному тестированию, в процессе корректировки знаний неуспевающих студентов помогает добиться хороших результатов.
В основу данной технологии положена идея моделирования совокупности информации посредством отражения ее в знаках, символах [3].
Технология укрупнения дидактических единиц и интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей реализуется не только при изучении общеобразовательных дисциплин, но также в ходе изучения профессиональных дисциплин и модулей. Эта методика является базовой в системе СПО, т.к. отвечает всем современным требованиям. Конечно, успехов в своей работе педагоги могут добиться и с помощью традиционных методик. Но традиционная подача материала требует больше учебного времени, а блочная подача материала, совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение аналогичных или противоположных понятий позволяет рационально использовать учебное время и значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки студентов. Значительный по объёму учебный материал, излагается крупными блоками в соотнесении с ранее изученным. Известно, что мелкопорционное дробление нарушает целостное восприятие и осмысление темы, при этом теряется логическая взаимосвязь её частей и отдельных компонентов. Изложение материала большими блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи изучаемого материала. Запомнить и осмыслить крупный блок теоретических знаний позволяет опорный конспект, наглядная схема – опора для ученика, в которой отражены единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала [3]. Кроме того, в них дана классификация знаний по уровню значимости. Укрупнённый подход в изучении выраженный в максимальном привлечении средств систематизации и обобщения знаний в виде таблиц, опорных конспектов, позволяет наглядно показать подаваемый материал, развивает умение увидеть большую тему в целостном виде, активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Использование матриц, матричных заданий при объяснении или закреплении материала формируют у студентов навыки восприятия информации.
Среди основных компонентов формирования правовой грамотности студентов наиболее приемлемыми являются воспитательный, политологический и правовой подход.
Для воспитательного подхода него характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых и деловых игр, групповых дискуссий. Основой становится обращение к социальному опыту студента, моделирование его поведения, воспитание через рассмотрение проблем. Этот подход уделяет внимание обсуждению ситуаций, которые являются близкими и понятными студентам, моделированию социальных ситуаций, ролевым и деловым играм, в ходе которых они принимают определенные решения и аргументируют свою позицию.
Политологический подход отдает приоритет изучению государства, политических идей, идеологий, партий и общественных движений, прав человека и конституционализма. Участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Рассматриваются принципы демократии, правового государства, формы участия граждан в политической жизни, моделируются политические процессы: заседания правительства и других госорганов, формирование политических партий, проведение выборов.
Правовой подход предусматривает глубокое изучение правовых норм и процесс их регулирования, любой гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права, используя законодательную базу.
Сформировать активную жизненную позицию молодого человека легче через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, с помощью активных методов обучения, когда студенты участвуют в моделировании социальных явлений, практически осваивают навыки ведения дискуссии, отстаивают свою точку зрения.
В настоящее время активными методами обучения и воспитания считаются такие, которые позволяют студентам формировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать, уметь его аргументировать; учиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение; обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций; учиться решать конфликты в повседневной жизни правовыми способами; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию [2].
Методы активного обучения предусматривают групповую работу со студентами (дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д.) Групповая работа состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников группы. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению, именно эти ожидания выступают психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.
Работа в группах позволяет студенту высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях, помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, чувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.
Именно в условиях работы в группах, с использованием активных методов обучения, достигается наиболее эффективное формирование правовой грамотности студентов, создается в вузе такая обучающая среда, которая строится на принципах сотрудничества, вовлечения обучающихся в процесс решения общественных проблем, формирование активной жизненной позиции.
Практика показывает, что активные методы обучения положительно влияют на развитие мышления студентов, включают их в процесс «добывания знаний», позволяют им приобретать уверенность в себе, совершенствовать свои коммуникативные навыки, формировать собственную позицию, точку зрения [1, с.512].
С учетом использования указанных выше подходов и активных методов обучения, полученные студентами знания должны превратиться в их личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.
Список литературы:
1. Ганаева Е. Э. Проблемы правового воспитания современного студента // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 512-514.
2 . Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы / авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград, 2009.
3. Эрдниев Б. и Эрдниев П. Системность знаний и укрупнение дидактической единицы. «Советская педагогика», №7, 1975г