Проблема стресса и стрессоустойчивости личности представляет большой практический интерес и является объектом пристального внимания самых различных специалистов: врачей, физиологов, психологов, социологов и многих других.
Вместе с тем эта проблема изучена недостаточно хорошо, о чём свидетельствует немногочисленность исследований, конкретно посвящённых изучению стрессоустойчивости. Можно назвать работы таких авторов, как В.Л. Марищук, А.А. Реан, А.А. Баранов. Л.М., Попова Л.А., Васильева О.С., Филатов Ф.Р., Ильин Е.П., Китаев-Смык А.А.
Стрессоустойчивость является важным аспектом в деятельности военнослужащих. Наилучших результатов в работе достигают те сотрудники, которые обладают наивысшей психологической готовностью к экстремальным ситуациям, проявляют высокий уровень стрессоустойчивости [2, c. 170].
Актуальность настоящего исследования обусловлена противоречием,
заключающемся в том, что, с одной стороны, военнослужащий вовлечен в
экстремальной пространство военной деятельности и это требует от него
проявления стрессоустойчивости, а с другой – развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности уделяется недостаточное внимание. Проблема стрессоустойчивости как результата целостного процесса саморегуляции военнослужащим своей деятельности, вопросы о месте и роли в этом процессе личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других компонентов саморегуляции изучены недостаточно. Особую актуальность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи с социальной, экономической, политической и практической значимостью обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в деятельности военнослужащих. В контексте настоящего исследования наиболее полным представляется определение, данное Марией Тышковой. По ее мнению, стрессоустойчивость - это:
Во-первых, способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям
в поведении.
Во-вторых, способность выдерживать чрезмерное возбуждение и
эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров.
В-третьих, способность выдерживать без помех для деятельности
высокий уровень активации [1, c. 28].
По мнению специалистов в области военной психологии, высокий
уровень стрессоустойчивости (интеллектуальной, волевой и эмоциональной), относится к числу профессионально важных качеств военнослужащего. Одним из путей формирования стрессоустойчивости у военнослужащих является психологическая подготовка к ведению активных боевых действий. Определённое влияние на стрессоустойчивость военнослужащего оказывает служебный опыт пережитой опасности и преодолённого риска связанного с его военно-профессиональной деятельностью. Военнослужащий, получивший в опасной ситуации психологическую травму или ранение, менее стрессоустойчив при нахождении в повторяющейся ситуации и склонен к применению решения убегания от ситуации. Со снижением стрессоустойчивости, развивается состояние тревоги и беспокойства, требующее оказания педагогической и психотерапевтической помощи. Возможен и полностью противоположный результат с другими характеристиками поведения военнослужащего. В данном случае военнослужащий, переживший стрессовую опасность, становится более осторожным и предусмотрительным, у него увеличивается уровень стрессоустойчивости, повышается способность к риску обоснованному и мотивированному [3, c. 283].
При нахождении в экстремальных условиях, любой военнослужащий будет испытывать большие, а порой и предельные нагрузки, визуально воспринимая всё происходящее, продолжая выполнять стоящие служебно-боевые задачи. Напряжённо обдумывая, давая оценку, делая соответствующие выводы по результатам увиденного и произведённых действий, принимает решения, обдумывает способы действий, мобилизует силы и собственные возможности, преодолевает психологические трудности и колебания, настраивает себя на выполнение воинского долга, решение поступающих задач и т.п. Происходящий процесс внутреннего обдумывания неизбежно приводит к изменению его действий в военно-профессиональной деятельности. Стрессоустойчивость военнослужащего к сложным и к экстремально опасным ситуациям – это нечто большее, чем просто готовность и умение выполнять необходимые действия. Прежде всего, это реализованная способность управлять самим собой, личными чувствами и переживаниями, мыслями и ощущениями. При отсутствии у военнослужащего необходимого уровня стрессоустойчивости, столкнувшись с реальной угрозой жизни и здоровья он перестаёт быть боеготовым, так как не может правильно оценивать обстановку и конкретную ситуацию. У него нарушается восприятие происходящего вокруг, в его поведении все сильнее проявляются растерянность, тревога, страх и паника. Военнослужащий начинает воспринимать опасность гораздо больше, чем есть на самом деле, представлять себе самые жуткие картины своего будущего. В таком состоянии ему вряд ли удастся вспомнить, что надо делать.
В данных условиях актуальным представляется необходимость умения формирования военнослужащим личной установки на преодоление стрессовых ситуаций – готовность и предрасположенность военнослужащего к самозащите в условиях предстоящих предполагаемых действий военно-профессиональной деятельности. Формирование установки на преодоление стресса также одновременно предполагает воспитание разумного и мотивированного риска, бдительности и осмотрительности, пониженного уровня чувства страха и его преодоления в поведении военнослужащих-контрактников. Проведение такой работы приведёт к эффективности и надёжности действий в опасных стрессовых ситуациях контрактников и как результат повышению их стрессоустойчивости в сохранении жизни и здоровья [3, c. 290].
Психологическая подготовка военнослужащих – это система
целенаправленных воздействий, имеющая целью формирование и закрепление у военнослужащих психологической готовности и устойчивости, преимущественно на основе самосовершенствования личностных и развития профессионально важных качеств, приобретения опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях боевой обстановки.
Таким образом необходимо помнить, что практическая реализация принципов психологической подготовки достигается, если будут обеспечены: высокий темп действий днем и ночью в сложных погодных условиях (дождь, туман, снегопад, гололед, песчаные бури); быстрая и резкая смена тактической обстановки в ходе занятий; стрельба из всех видов штатного оружия; совершение маршей, форсирование водных преград, преодоление зон заражений, борьба с пожарами; длительное пребывание в средствах защиты от оружия массового поражения; с низколетящими воздушными целями, с десантами и диверсионными группами противника – то есть те самые условия и факторы, которые формируют стрессоустойчивостьу военнослужащих.
Список литературы:
1. Тышкова М.Е. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 27-33
2. Давыдов В. П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России// учеб. для вузов. – СПб.: Университет, 2010. – С. 170-179.
3. СтоляренкоА. М. Прикладная юридическая психология// учеб. для вузов. – М.: Проспект, 2001. – С. 280-293.