ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД

Матюнина А.А. 1, Гуткович Ю.Я. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня происходит активное развитие мира: он постоянно модернизируется, чему мы являемся реальными свидетелями. Современный окружающий мир уже не тот, что был даже век назад: меняется мировоззрение человека и человечества, в целом, новые достижения науки и техники являются просто неотъемлемой составляющей нашей жизни.

Но есть в человеческой жизни факторы, остающиеся и сегодня чрезвычайно актуальными как, например, свободное время детей в период отдыха от образовательного процесса: организация досуга в каникулярный период не теряет своей важности со временем. Так, летний досуг российских детей никто не отменял: им нужно отдохнуть от привычной обстановки, завести новых друзей и интересно, с пользой для здоровья провести время.

Необходимость изучения данной темы была обусловлена, с одной стороны, тем, что детские оздоровительные лагеря имеют большую значимость в деле организации содержательного досуга в каникулярное время - так было в XX веке, так есть и в настоящее время, популярны как у детей младшего возраста, так и у подростков; с другой стороны, выбор темы исследования связан с личным опытом автора по пребыванию в системе летнего досуга в годы детства.

Возникложелание ответить на вопросы: каковы возможности у ребенка найти досуг по душе в условия детского оздоровительного лагеря? Какие формы организации содержательного досуга в условиях детского оздоровительного лагеря эффективны и удовлетворяют потребности современных детей?

Цель исследования – изучить сущность детского досуга, описать успешный опыт его организации в детском оздоровительном лагере «Волжанка» Ульяновской области.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу, освещающую данную тему.

2. Рассмотреть сущность понятия досуговая деятельность.

3. Охарактеризовать формы организации досуга.

4. Изучить историю детских оздоровительных лагерей Ульяновской области.

5. Проанализировать формы организации досуга в детском оздоровительном лагере «Волжанка».

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных документов и других источников информации, обобщение, наблюдение.

Гипотеза исследования: правильно организованные условия обеспечивают полноценный и содержательный отдых в каникулярный период в детском оздоровительном лагере.

Анализ литературных материалов и информации интернет-источников позволяет сделать вывод, что за много десятилетий, за рубежом и в нашей стране накопилось достаточное количество разнообразного опыта организации летнего отдыха детей.

Само понятие «досуг» является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других. Так, во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы, хотя досуг – это часть свободного времени, которая тесно связана и пересекается с отдыхом и рекреацией [19, 8]. В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля понятие «досуг» трактуется как свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. [18, 495]. В педагогическом энциклопедическом словаре досуг рассматривается как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору [33].

В жизни нашего общества досуг важен для снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепление солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.

Досуговая деятельность - это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени [19, 8-9]. Досуговая деятельность может осуществляться как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга: в число учреждений сферы досуга входят клубы, лагеря, библиотеки, музеи, учреждения искусств, физкультуры и спорта и другие общественные организации. Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Не одно десятилетие многие педагоги и ученые пытаются изучить проблему организации досуга в целом, который бы отвечал запросам и интересам детей; выпущена литература в помощь вожатым, педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам по организации правильного содержательного досуга в условиях детского лагеря. Рассмотрим труды, освещающие данную тему.

Среди литературы по нашему вопросу обращают на себя внимание книги

1. Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь. Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед»: предлагаемая книга представляет собой справочное пособие по организации и проведению досуга школьников в летних оздоровительно-образовательных загородных лагерях. Веселые и занимательные, интеллектуально развивающие игры, викторины, конкурсы, инсценировки, инсценированные беседы, развлекательные мероприятия, а также практические советы по их проведению помогут воспитателям и вожатым в работе со школьниками различного возраста, послужат школой накопления педагогического опыта активными и разумными формами детской деятельности в период отдыха…[52].

2. Серия книг Афанасьева С.П.

Афанасьев С., Коморин С. «Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности»; 

Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел.»;

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере.» [52].

Эти книги можно было бы назвать коллекцией полезных советов для тех, кто впервые начинает работу с детьми в условиях загородного детского центра (лагеря). В яркой живописной форме авторы раскрывают секреты и тайны педагогического мастерства вожатого, делятся опытом организации развивающего досуга. И хотя книга адресована прежде всего вожатым-новичкам ее с не меньшим интересом прочтут опытные педагоги, работники общеобразова­тельных школ и внешкольных учреждений.

3. Волохов А.В., Фришман И.И. «Внимание, каникулы!». В методическом пособии представлены досугово-образовательные программы, материалы и документы, являющиеся эффективным механизмом решения социально-педагогических проблем, связанных с организацией свободного времени детей и подростков в каникулярное время. Особое внимание уделяется организации совместной деятельности детей и педагогов, предлагается обоснованная методика взаимодействия субъектов воспитательного процесса в ходе реализации вариативных программ… [52].

4. Серия книг Григоренко Ю.Н.

Григоренко Ю.Н. «Дневник вожатого: практическое пособие»;

Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере»;

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе».

Главная цель сборника – всестороннее отражение способов и форм организации досуга детей разного возраста в любой период лагерной смены. Содержит готовые сценарии и фактический материал для организации мероприятий. Предназначен для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов внеклассной работы, а также для широкого круга читателей.

5. Данилков, А.А., Данилкова Н.С. «Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография». Рассмотрены общие вопросы организации деятельности,  проблемы личности и коллектива в детском оздоровительном лагере. Освещены вопросы содержания современных технологий и методов работы с временными детскими коллективами, организации игрового взаимодействия, адаптации детей к условиям оздоровительного лагеря. Затронута актуальная и новая для детских лагерей проблема – формирования корпоративной культуры и корпоративной этики. Монография адресована руководителям, менеджерам, педагогам, методистам и вожатым детских оздоровительных лагерей [52].

6. Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. «Ролевая игра в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и студентов педагогических специальностей вузов»;

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей.» Учебно-методическое пособие (Серия: Воспитание и дополнительное образование).

Методики игровой деятельности в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орлёнок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской областей. Авторы предлагают наиболее эффективные методики игровой деятельности подростков, обосновывают подходы к организации игрового взаимодействия детей и взрослых, рассматривают варианты инновационных, полидеятельностных, ситуационно-ролевых игр, методики игр-путешествий и игр-эпопей. Пособие содержит практический материал по проведению и организации творческих игр, тренингов, конкурсов, состязаний. Адресовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений, клубов, директорам оздоровительных центров и детских лагерей [52].

7. Куц И.В. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков (Из опыта работы Всероссийского детского центра "Орленок").

Предлагаемое пособие продолжает серию книг, которые помогут распространить уникальный опыт организации детского летнего отдыха Всероссийского детского центра "Орленок". Авторские программы дополнительного образования ориентированы на удовлетворение интересов и потребностей разноуровневых и разновозрастных групп детей. Пособие адресовано организаторам детского летнего отдыха детей: педагогам, методистам, воспитателям [53].

8. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия 

(театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / сост.: Л.И. Трепетунова и др./. Данное пособие представляет сборник тематических разработок, необходимых для организации досуговой деятельности летнего оздоровительного лагеря. Разнообразные сценарии праздников, театрализованных представлений, вечеров досуга насыщены описанием конкурсов, игр, аттракционов, викторин. Не менее интересно в сборнике представлены оформительская работа, подбор музыкальных интерпретаций. Предназначено организаторам, воспитателям, вожатым летних оздоровительных пришкольных и загородных лагерей [53].

9. Две книги Фришман И.И.

Фришман И.И. «Внимание, каникулы!»;

Фришман И.И. «Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие». Практическое пособие.

В пособии широко освещены вопросы организации воспитательного процесса, описаны варианты выбора детьми и подростками различных видов деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, приведены формы организации летнего отдыха детей и подростков в различных регионах Российской Федерации. В сборнике подробно рассматриваются особенности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере, раскрывается система организации профильных смен, предлагаются пути и методики работы педагогов с детьми, подростками-участниками смен. Приведены конкретные программы: летних игр, фестивалей, научно-практической экспедиции, образовательно-оздоровительных мероприятий и др. [52].
Вышеперечисленные и многие другие литературные источники адресованы организаторам летнего отдыха детей.

Далее остановимся на рассмотрении форм организации досуговых мероприятий.

В учебнике Куприянова Б.В. понятие «форма организации досуговых мероприятий» трактуется как ограниченное по времени и месту структурированное (форматизированное) свободное времяпрепровождение нескольких лиц, реализующих собственные потребности в двигательной активности, рекреации, релаксации, развитии [25, 22]. Современные формы организации досуга, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у детей, поскольку они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу, активизируя учащихся, приближая к успешной социализации и способствуя формированию гармонично развитой личности. Поэтому педагогу в своей деятельности необходимо практиковать современные формы организации досуга детей. При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося.

Дашковская О.Д. в лекциях по организации досуговых мероприятий указывает, что досуговая деятельность на практике реализуется в виде досуговых программ (мероприятий). В числе форм досуговых мероприятий выделяются

- Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

- Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

- Фольклорные – народные игры, песни, танцы, хороводы.

- Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

- Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.

- Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

- Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

- Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.

- Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы [19].

Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.

В чем же специфика досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п. [49].

Классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург) Н.С. Карпова. Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей [51].

I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Детям этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

• игры на местности,

• игры на восприятие друг друга,

• спортивные игры, туризм,

• праздники, конкурсы.

III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.

Это могут быть:

• вечера современной музыки, авторской песни,

• диско-шоу,

• спортивные игры,

• дискуссии,

• тренинги,

• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.) [24].

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.

В детских лагерях активно ведётся работа по организации досуга детей. Используются следующие формы:

КТД (коллективно-творческие дела);

Традиционные праздники;

Воспитательные занятия;

Спортивные праздники;

Экскурсии;

Конкурсы.

Перейдем непосредственно к описанию опыта работы по организации

содержательного досуга детей в каникулярный период в условиях детского оздоровительного лагеря.

Под детским оздоровительным лагерем понимается стационарное детское учреждение, приспособленное для отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет.

Немного истории. В советские времена подавляющее число наших детей отдыхало в таких лагерях, расположенных на всей территории огромной страны, по путевкам, которые предоставлялись родителям бесплатно или с большой скидкой. В постперестроечное время количество детских оздоровительных сократилось в несколько раз, да и много изменилось в самой системе организации детского отдыха. Но главная задача осталась неизменной - организовать полноценный безопасный и интересный (познавательный, образовательный) отдых детей, создать условия для их оздоровления [52].

Традиционно в нашей стране сложилась система классификации детских лагерей

- по условиям пребывания (делятся на стационарные и палаточные);

- по содержанию пребывания (в зависимости от расположения и направленности лагеря классифицируются как: загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания (при школах), туристские, профильные; есть также лагеря санаторного типа, где оказываются медицинские услуги;

- по времени работы лагеря (бывают круглогодичного действия и сезонные) [52].

В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста З.П. Соловьёву. «Лагерь-санаторий в Артеке» (первоначальное название детского центра) создан в 1925 году, первым его руководителем стал врач Фёдор Фёдорович Шишмарёв. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 году. Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере. Первые лагеря назывались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Постепенно «Артек» из небольшого летнего палаточного лагеря вырос в один из самых крупных в мире комплексов детского отдыха. Сегодня «Артек» — международный детский центр [50].

А как тем временем развиваются лагеря в Ульяновске и области? В Ульяновске первый лагерь начинает свою работу в 40-е годы. Но обо всём по порядку.

Ульяновск (ранее – Симбирск) основан в 1648 г. на Венце — высоком крутом берегу Волги воеводой Б. М. Хитрово и дьяком Г. Кунаковым как крепость Синбирск на одноименной засечной черте для защиты от набегов кочевников и расширения границ Русского государства. В мае 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск. Сегодня Ульяновск — административный центр Ульяновской области Российской Федерации; важный промышленный и культурный центр Поволжья. В городе действуют филиалы МГУ и Самарского экономического института и 3 других вуза, высшее училище Гражданской авиации. Работают драматический театр и театр кукол, филармония, интересны музеи Ленинской мемориальной зоны.

Юные ульяновцы с удовольствием отдыхают детских лагерях, которые расположены в самых живописных уголках нашей области. Историю некоторых представим далее.

«Юлово». Историю лагеря можно начать с помещика Юлова, которому за государеву службу и было пожаловано данное место. В 40-х годах в Юлово открывается детский оздоровительный лагерь. На основания Решения Исполкома Ульяновского Областного Совета депутатов трудящихся от 17.06.1943 года № 311 «Об организации Юловского туберкулёзного санатория в Инзенском районе» с апреля 1945 года оздоровительный лагерь начинает работать как Юловский туберкулёзный санаторий. Сегодня это Детский оздоровительный центр "Юлово", стационарно-профилактическое учреждение для проведения среди больных детей лечебно- реабилитационных и общеоздоровительных мероприятий, преимущественно природными факторами, в сочетании с диетотерапией, лечебной физкультурой и физиотерапией, при соблюдении соответствующего режима лечения и отдыха. Расположен ДОЦ "Юлово" в хвойном лесном массиве в 30 км. от г. Инза и 170 км от г. Ульяновска, на берегу прекраснейшего озера. В нем ежегодно оздоравливаются до 700 человек. Во время нахождения детей в Детском оздоровительном центре "Юлово" предусмотрено вкусное, сбалансированное питание 5 раз в день, из них 3 раза – подаются горячие блюда. Ребята проживают в деревянных домиках по 10 человек. Также на территории располагается клуб и спортивные площадки для занятий спортом. Футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон - каждый найдет то, что ему по душе [46].

Многие детские лагеря принадлежали каким-либо крупным предприятиям, таким как завод УАЗ или моторный завод города Ульяновска. Дети рабочих, которые работали на данных предприятиях, могли посещать лагерь практически бесплатно, большую часть оплачивало само предприятие. Так, например, было в детском лагере «Огонёк».

История «Детского оздоровительно-образовательного центра «Огонёк» берет свое начало с 1964 года. Тогда он был пионерским лагерем «Огонёк». В те года детский лагерь считался оздоровительным внешкольным учреждением, организуемым для пионеров и школьников советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями на время зимних и летних каникул. И этот лагерь принадлежал моторному заводу города Ульяновска. В связи с реорганизацией пионерской организации в конце 1980-х годов большинство лагерей прекратило свое существование. Этому лагерю повезло. В начале 90-х годов его передали в Железнодорожный районный отдел образования г. Ульяновска. После небольшого перерыва он вновь принял ребят на отдых. И в 2005 году детский оздоровительно-образовательный лагерь был передан в Управление образования мэрии города Ульяновска.

Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы – физкультурно-спортивной, социально-педагогической, военно-патриотической и художественно-эстетической направленности [47]. Ежедневно в нем проводятся общелагерные и отрядные мероприятия, работают кружки по интересам.

И в настоящее время некоторым крупным организациям города Ульяновска принадлежат детские лагеря, например, лагеря «Сосёнка» и «Лесная Сказка» принадлежат Санаторию имени В.И. Ленина, ДОЛ «Волжанка» - ПО УЗМВ «Волжанка».

Подробно рассмотрим историю последнего.

ДОЛ «Волжанка». Более 50 лет назад в прекрасном курортном месте Ульяновского района - селе Ундоры - было принято решение организовать место для отдыха и оздоровления советских детей на протяжении летних каникул. Первоначально на месте лагеря имелись лишь несколько упрощенных деревянных построек – домиков для проживания всего двух отрядов, здание летней столовой и утоптанная площадка для проведения торжественных линеек. Приняв за основу воспитательные идеологические идеи тимуровского движения, в лагере имени Зои Космодемьянской ( так ранее именовался данный лагерь) отдыхающие тут юные пионеры в игровой форме приобретали социально полезные навыки, учились жить и действовать в сплоченной команде, приобретали базовые человеческие ценности, такие, как патриотизм и чувство долга.

В 70-80-е годыУндоровский детский пионерский лагерь состоял на балансе Облпотребсоюза, и в нем отдыхали дети работников многих крупных организаций, предприятий и учреждений Ульяновской области.

В лагере в одном из корпусов каждое лето по путевкам отдыхали дети работников Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка», и, по их воспоминаниям, в лагере в то время активно проводились линейки, спортивные соревнования и прощальные костры-собрания, массовая военно-спортивная игра «Зарница», настоящая утренняя рыбалка, и даже регулярный «трудовой десант» по сбору смородины в Ундоровском совхозе. 

К концу 80-х годов в лагере на каждую смену формировалось уже 6 отрядов, в которых отдыхало 100-120 ребят. Жизнь на территории здравницы активно кипела, развивались проверенные временем пионерские традиции, ребята пели песни у традиционных вечерних костров, учили речёвки на собраниях и импровизированных митингах, охотно отстаивали честь своего отряда на различных спортивных соревнованиях.

С наступлением 90-х годов руководители многих крупных производящих предприятий страны принимали решение отказаться от содержания детских загородных учреждений, состоящих на балансе организаций. Но с пионерлагерем имени Зои Космодемьянской всё случилось иначе. Опытный и дальновидный руководитель Ундоровского завода минеральной воды «Волжанка» Александр Михайлович Горшков осознавал, что лагерь нужно не только всеми силами сохранить, но и стараться улучшать условия пребывания в нем детей.

В 2000-е года бывший мало обустроенный пионерлагерь, преобразованный в детский оздоровительный лагерь «Волжанка», начал новую эру своего существования. По инициативе руководителя Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» Михаила Александровича Горшкова в ДОЛ «Волжанка» начали проводиться масштабные работы по полной модернизации инфраструктуры лагеря. В кратчайшие сроки и при активной поддержке всех подразделений группы компаний «Волжанка» лагерь преобразился на глазах: был построен новый двухэтажный кирпичный жилой корпус, большое здание столовой и современный медпункт со всем необходимым для профилактики детского оздоровления оборудованием. В лагере было подключено газовое отопление, установлены системы охранного видеонаблюдения, смонтированы очистные сооружения, капитальное обновление затронуло и перестроило вся инфраструктуру лагеря, приведя к его значительному расширению и улучшению качества и комфорта отдыха детей.

Сегодня, благодаря регулярно проводимой масштабной деятельности по улучшению инфраструктуры лагеря «Волжанка» – это признанный региональный центр отдыха и оздоровления детей с современной развитой материально-технической базой, который по праву гордится своими богатыми традициями, наработанным опытом, своим педагогическим коллективом и лучшими воспитанниками.

Детский оздоровительный лагерь находится под заботливой опекой Потребительского общества Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка", и во многом благодаря этой заботе, является одним из лучших в Ульяновской области [45].

В Ульяновске и Ульяновской области большое количество достойных и конкурентоспособных лагерей. Все лагеря показывают высокие результаты по всем показателям. Есть лагерь, который работает круглый год и организует тематические смены на протяжении всего года (лагерь «Юность»). Есть языковые лагеря, где дети могут подтянуть свои знания в различных иностранных языках («Lightcamp» и «Smartcamp»). И ещё около 20 детских лагерей, которые рады принять детей на летний период.

И все-таки, жемчужина детских здравниц Ульяновской области – детский оздоровительный лагерь «Волжанка» (с. Ундоры, Ульяновский район) достойно организовывает отдых детей на самом высоком уровне с пользой для здоровья и комплексного развития юной личности.

С лагерем «Волжанка» можно быть уверенным в том, что ребёнок проведет летние каникулы по-настоящему ярко, активно и незабываемо! А главное – в полной безопасности! В каждом отряде и на каждом мероприятии, на протяжении всей смены с ребятами постоянно работают квалифицированные вожатые и воспитатели, а вся территория лагеря находится под круглосуточной охраной специалистов частного охранного предприятия «Патриот».

Формат передовой воспитательной работы в период летних смен в лагере «Волжанка» – это активный развивающий отдых во всех его направлениях. За последние годы своей богатой истории существования лагерь значительно преобразился и продолжает яркое развитие – регулярно улучшаются все хозяйственно-бытовые условия пребывания для ребят, приобретается новое современное оборудование для столовой и жилых корпусов, для организации передовых развивающе-развлекательных мероприятий, совершенствуется система медицинского и оздоровительного обслуживания детей. Рациональное шестиразовое питание, профилактическая польза знаменитой лечебно-столовой минеральной воды «Волжанка», круглосуточное медицинское обслуживание, современная насыщенная программа развлекательно-развивающих мероприятий, и яркая новинка этого сезона – бассейн, лучный тир, полоса препятствий, веревочный курс.

На протяжении смены дети не успевают скучать, ведь каждый день проходят общелагерные, отрядные и межотрядные мероприятия. Рассмотрим формы организации досуга в детском оздоровительном лагере «Волжанка».

Первая форма организации досуга – концерты. В течении смены проходит большое количество концертов, которые организуют вожатые, дети, и приезжие артисты. Например, самый первый концерт, который увидят дети по приезде в лагерь будет, конечно же «Концерт вожатых».

Суть этого яркого представления – не просто показать недавно прибывшим в новую смену ребятам свои отряды и педагогический состав лагеря, но и в доступной игровой форме презентовать Цели, Задачи, Легенды всей насыщенной программы смены.

Воспитатели и вожатые каждого отряда своими выступлениями раскрывают ребятам цепочку событий и впечатлений, по которой им вместе, единым коллективом, предстоит пройти за 21 день смены, намечают самые яркие моменты этого движения и самые важные цели – жить в гармонии в собой и окружающим миром, раскрывать свой потенциал и помогать раскрывать его близким, дружить и дорожить дружбой, решаться и действовать, достигать и развиваться.

Конечно же, проходят конкурсы различных направлений, как спортивные («Лазертаг»), так и музыкальные («Евровидение»). В некоторых конкурсах принимают участие все члены отряда, а в других конкурсах достаточно несколько представителей от отряда, а остальные выступают в роли группы поддержки, которая так необходима выступающим ребятам. Например, проходят конкурсы «Битва хоров», «Уличные танцы», «Визитка отряда», конкурс «Мисс и Мистер лагерь», «Я-лидер», командирский конкурс и др.

Битва хоров - конкурс, ставший уже практически легендарным, любимым и хорошо знакомым для поколений маленьких жителей лагеря «Волжанка». Шоу преобразилось и вышло на принципиально новый уровень своего развития. По новым правилам жюри оценивает и выбирает лучших, исходя из гармоничности и умения представить на сцене в одном номере настоящий синтез разных искусств – вокала, хореографии, декораций, театрализации, пластики. И всё это - с целью творчески и интересно раскрыть и подать тематику каждой песни. Этот конкурс в лагере «Волжанка» - настоящая кульминация и яркий взрыв творческого потенциала каждого, достигнутый за смену в сплочении коллективного мыслетворчества. Важен и учитывается вклад каждого в постановку шоу – юные певцы, артисты, шоумены, хореографы, режиссеры, дизайнеры, многие из которых и не думали о наличии у себя таких талантов до начала смены, с удовольствием и воодушевлением творят общее яркое дело, и получается это у них всегда очень здорово, неординарно и интересно.

«Я – лидер!» - командирский конкурс. Название этого конкурса вовсе не значит, что оно направлено лишь на отдельных участников отрядов и выделяет их среди остальных. В «Волжанке» все как раз наоборот! Это самое настоящее Коллективное Творческое Дело. Каждый отряд в первые дни смены сам выбирает и назначает себе командира – лидера отряда. Но это не значит, что таким он и будет всю смену. Впереди – важная экзаменационная проверка правильности этого решения. Проверка не только лидерских навыков и умений самого командира, но и всего отряда. Ведь каждая команда должна сама представить коллективу всего лагеря своего предводителя и доказать, что это решение осознанное, ответственное и верное.

Уличные танцы. Очень увлекательно, когда весь отряд показывает танцевальную зарисовку летней жизни. И совсем не обязателен танцевальный опыт. Было бы желание, и понимание, что нужно репетировать, пока не получится. Это универсальный жанр, когда в танце и сценарная часть, и пластика и умение слушать музыку, и акробатические элементы, и умение выстраивать разные образы. И всё это в одном танце!

Традиционный конкурс «Евровидение в Волжанке». Лагерь ждёт этот конкурс с нетерпением. Проводятся кастинг, репетиции, постановка номера, хореография, сценография – словом, всё как на настоящем конкурсе. И вот он, итог огромной работы – педагогов по вокалу и танцам, стилистов (отрядных), костюмера и звукорежиссёра – сам конкурс. Не так то просто выступать перед большим количеством слушателей!

Киношоу. Шоу ярких перевоплощений – одно из самых долгожданных в каждой смене, ведь оно требует длительной подготовки и основательных репетиций для каждого отряда. Но результат всегда оправдывает все усилия, ведь получается у ребят такое театрализованное шоу, на которое собирается посмотреть весь штат сотрудников детского лагеря и гости здравницы. Каждый отряд должен на сцене креативно и ярко представить фрагмент любимого, известного всем фильма или анимационного мультфильма. И при этом еще и преобразить выступление через призму жизни лагеря «Волжанка». Вот где максимально ярко раскрываются и зажигаются звездочки «Волжанки», вот где находят в себе таланты и учатся развивать их в полную силу!

Конечно же, проходят экскурсии для ребят на ПО УЗМВ «Волжанка», на Ундоровскую хлебопекарню, ребята посещают конноспортивный клуб «Волжанка» и Ундоровский палеонтологический музей.

Экскурсии в конноспортивный клуб "Волжанка" и палеонтологический музей. Такие детские экскурсионные походы в Ундоры ежегодно вызывают большой интерес у подрастающего поколения к истории родного края, в том числе - к истории древнего мира, тайнам археологии и палеонтологии! В Ундоровском палеонтологическом музее экскурсоводы интересно и доступно рассказывают и показывают на выставках экспонатов по истории Ундор в далёком прошлом, когда здесь находились места обитания редчайших видов динозавров и других реликтовых животных древнего моря, которое тысячи лет назад плескалось на месте поволжской равнины. С удивлением дети рассматривают диковинные экспонаты, а также участвуют в интерактивной игре на макете "Раскопки скелета ихтиозавра", в которой каждый может почувствовать себя настоящим ученым палеонтологом-исследователем.

А на экскурсии в конноспортивном клубе "Волжанка", гордости группы компаний «Волжанка», ребята получают отличную возможность не только узнать много интересного и полезного о жизни замечательных животных - горделивых быстрых лошадей, но и покормить их специальными лакомствами, и даже покататься верхом под контролем профессионального тренера клуба!

И современная форма досуга – квест. Безумно интересная форма организации досуга детей (Квест-приключение «Волжанка», творческий квест «Вокруг света», квест «Сафари», квест-знакомство «Вертушка» и др.).

Творческий квест "Вокруг света". В детском лагере "Волжанка" и это вполне реально! Ребята творчески погружаются в своих выступленях в тему путешествий по экзотическим странам и всем кажется, что совершаются настоящие стремительные перелёты на разные континенты, при этом исследуются интересные моменты культуры и традиций самых разных народов мира! Представляя творческую костюмированную визитку о той или иной стране, ребята поют, зажигательно танцуют и говорят на разных языках, рассказывая и показывая восторженным зрителям легенды и сказания, воплощаясь в величественных фольклорных героев разных наций.

Квест «Сафари». Поисковый динамичный квест "Сафари" из сезона в сезон пользуется у ребят огромной популярностью и доставляет всему лагерю море приятных эмоций и ярких воспоминаний.

В роли экзотичных и неуловимых животных по условиям квеста выступают вожатые, которые в этот день по-настоящему перевоплощаются и вживаются в свои роли - и ребятам-следопытам становится уже не так-то просто выследить и поймать осторожную бесшумную лань, подстеречь грозного льва и заполучить в трофеи быстрого гепарда. В такой игре побеждает смекалка, заранее выстроенный всем отрядом четкий план поисковой операции, а также вполне себе взрослое и серьезное распределение ролей в действии - быстрым лучше отправиться в "загонщики", ловким - в разведчики, ну а лидерам - важно обеспечить полное взаимодействие между всеми ролями, которое и приведет в итоге к успеху всего отряда.

Так же проходят образовательные десанты. Образовательный десант в ДОЛ "Волжанка".

В детском оздоровительном лагере «Волжанка» проходит масштабный Образовательный десант. Мероприятия для детей проводят приглашенные в лагерь специалисты Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения Ульяновской области и ОГКУ «Правительство для граждан». Сотрудники Корпорации «Правительство для граждан» проводят занятия для ребят 7-10 и 11-14 лет на тему: «Интернет для детей. Дружба и общение, безопасность в социальных сетях». Дети узнают о том, какую пользу несёт Интернет и какие опасности таит в себе «всемирная паутина», посмотрели познавательные мультфильмы и ролики.

Школьники узнают, что такое «цифровой портрет» человека, каким образом он формируется с момента регистрации в социальных сетях и как в будущем он может повлиять на взрослую жизнь.

В работе Образовательного десанта на территории ДОЛ "Волжанка" также участвуют специалисты ГУЗ центр СПИД, Центр Здоровья 3-й детской поликлиники г. Ульяновска и представители НКО "Общее дело".

Для всего коллектива ДОЛ «Волжанка» важен положительный результат педагогической и развивающей личность детей комплексной деятельности, поскольку коллектив находится в режиме постоянного творческого поиска новых, интерактивных, соответствующих ритму жизни современных ребят форм работы, используя как классические (проверенные временем – линейки, костры, спартакиады, отрядные свечки и т.д.), так и современные (инновационных технологии – цикловые игры-квесты в соответствии с главной идеи программы каждой смены, деловое общение в разных форматах, энергичные коллективные флэш-мобы и т.д.) методы и технологии.

В заключение отметим следующее. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них - это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. В процессе активного досугового времяпровождения происходит укрепление чувства товарищества, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

С уверенностью можно сказать, что детские оздоровительные лагеря будут продолжать развиваться.

В данной работе была предпринята попытка показать специфику организации содержательного досуга детского оздоровительного лагеря «Волжанка». Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литература по поднятой теме представлена широко, формы организации досуга детей в каникулярный - летний период описаны достаточно. Проработанность данной задачи позволила успешно проводить исследование на базе детского оздоровительного лагеря «Волжанка».

Работа по организации досуга в ДОЛ «Волжанка» корректируется каждый год, ведь каждый год в нашу жизнь приходят новые формы организации досуга. Результат – из лагеря в середине смены уезжает очень малый процент детей, в сравнении с другими лагерями Ульяновской области.

Нами выделены основные особенности организации досуга детского оздоровительного лагеря «Волжанка». Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря системной продуманной работе в детском оздоровительном лагере «Волжанка» каждый ребенок может найти себе дело по душе; там интересно, комфортно и безопасно. Отдых в ДОЛ предусматривает соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание, подвижный отдых, развлекательные мероприятия, обучающие занятия различных видов [52]. Ребенку вдали от родителей и привычной обстановки создаются условия для восстановления сил и развития для взятия новых вершин в течении предстоящего учебного года.

Считаем, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Задачи работы решены, цель достигнута.

Список использованных источников:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления (с Изменением N 1)

Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

Федеральный закон № 85-ФЗ от 18 апреля 2018 г. О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей"

Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов – 2006. — 236 с.

Авторский коллектив. – М.: ГАУК «МОСГОРТУР» Настольная книга вожатого. – 2015, - 304 с.

Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь. Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед.» В помощь воспитателям и вожатым. – Издательство «Учитель», 2007.

Афанасьев С., Коморин С. «Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности». – Н. Новгород, 1997.

Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел.» – Костромин, 1998.

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере.» – М.: «Новая школа», 1994.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Дневник вожатого. Программно-методическое пособие для вожатых детских оздоровительных лагерей − 2005.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных – 2002.

Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание каникулы! Методическое пособие. –2005. – 128 с

Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: практическое пособие –2002.

Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере – 2002.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – 2004. – 224 с.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС – Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования.» Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – 2004. – 96 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, том 1, -2006г.

Дашковская О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций, – Ярославль: ЯрГУ, 2009.

Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах –2004. – 224 с.

Елжова Н.В. Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров –2004. – 192 с.

Ермолин А.А. НАВИГАТОР ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ или Как стать разведчиком. – 2004. – 432 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков – 2004. – 221с.

Куприянов Б.В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра. Практическое пособие для СПО / 2-е изд., испр. и доп./ - М.: Издательство Юрайт, 2016. — 264 с.

Куприянов Б.В., Миновская О.В., Подобин А.Е. Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Куприянова Б.В. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и студентов педагогических специальностей вузов. – 2010. – 220 с.

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. –2004. – 215 с.

Лаптева Е. А. Карманная энциклопедия вожатого. Серия: Сердце отдаю детям. – 2012, – 192 с.

Макаренко И.В. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. –2003 г., – 413 с.

Маленкова Л.И. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – 2004. – 608 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных Заведений: 2003. – 688 с.

Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. − 2008, – 352 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая рос. энцикл., 2002.

Рожков М., Куприянов Б., Фришман И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Cерия: Воспитание и дополнительное образование детей. – 2001, – 216 с.

Суховейко Г.С. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. Выпуск 2. − 2007, – 272 с.

Тимофеев Ю.Н. Игротека вожатого. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере. Сценарии и советы для вожатых. – 2005. 224 с.

Титов С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. – 2008, – 132 с.

Титов С.В. Здравствуй, лето. – 2001.

Титов С.В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. – 2004. – 160 с.

Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей, социальных педагогов вузов. – 2005

Фришман И. И. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие. Практическое пособие. – 2007, 104 с

Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений / С.А. Шмаков. – Липецк: Липецкая организация Союза писателей РФ., 1991. – 192 с.

Интернет-ресурсы

http://studbooks.net/1745106/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_organizatsii_dosugovoy_deyatelnosti

http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=499205

http://dol-volzhanka.ru/

https://yulovo73.ru/

http://lagerogonek.ru/

https://deti-travel.ru/camps/region/1309.html

https://studfiles.net

https://ru.wikipedia.org

https://vuzlit.ru/478221/oformlenie_kulturno_dosugovoy_programmy

Литература по летнему отдыху и оздоровлению http://tour-vestnik.ru/literatura-po-letnemu-otdyhu-i-ozdo

Информационные ресурсы сетевого издания "Открыт для тебя" http://plaza.open4u.ru

Просмотров работы: 1363